Вопрос № 74. Экономическое развитие Казахстана на современном этапе
Национальное богатство - важнейший показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности. В более широком смысле включает и нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество. Неизменно признавали три источника богатства нации: земля, труд и капитал или совокупность природного, произведенного, и человеческого капиталов. Показателем, характеризующим, как использование всех трех видов капитала, так и их развитие, является Валовой внутренний продукт. Развитие произведенного капитала.В современной экономике произведенный капитал представляют машины, оборудование и сооружения, используемые для производства товаров и услуг, запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также нематериальные активы. Промышленность.Промышленное производство составляет основу экономики Республики Казахстан. За 1991-2003 годы развитие промышленности складывалось под влиянием внешних и внутренних факторов, оказавших неоднозначное влияние на состояние отрасли. Начиная с 1991 г. по 1995 г. наблюдалось снижение объемов промышленного производства. В 1996-2003 гг. было обеспечено наращивание объемов производства, в среднем за год прирост составил 6,5%. Сельское хозяйство.За годы независимости в сельском хозяйстве республики произошли коренные изменения: доля негосударственной формы собственности в структуре сельхозпроизводителей возросла с 40% в 1991 г. до 99,9% в 2003 г. Завершены приватизация госхозов и реформирование колхозов, что привело к увеличению числа хозяйствующих субъектов в 11 раз. Кредитование.По состоянию на 1 октября 2003 года создано 58 сельских кредитных товариществ (далее - СКТ) в двенадцати областях республики (Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской). Общий уставный капитал созданных 58 СКТ с участием АО 'Аграрная кредитная корпорация' составляет 942,4 млн. тенге, количество участников - 2020, посевная площадь земельных угодий - 3 007,6 тыс. га. В настоящее время 27 СКТ получили лицензию Национального Банка Республики Казахстан на проведение отдельных видов банковских операций, а остальные проходят процедуру получения разрешения на открытие и лицензии Национального Банка, а также регистрации в органах юстиции. Инвестиции в основной капитал.В последние пять лет темпы роста инвестиций в основной капитал имеют среднегодовой прирост в 28,4 %. За последние четыре года для получения прироста ВВП на 1 %, требовалось обеспечить прирост инвестиций в основной капитала на 3,7 %. Развитие жилищного строительства В целях создания механизмов финансирования жилищного строительства, привлечения инвестиций в жилищную сферу и приобретения собственного жилья населением в декабре 2000 года введен в действие Закон 'О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан' и соответствующие подзаконные акты. Для решения социальных проблем населения в Казахстане с 2001 года внедрена двухуровневая система ипотечного кредитования. Транспорт.В настоящее время наблюдается устойчивый рост роли транспортного комплекса в экономике республики. На его развитие направляются значительные государственные инвестиции, поскольку функциональные возможности инфраструктуры, в особенности транспорта и связи, должны опережать темпы развития экономики, создавая необходимые предпосылки для ее ускоренного роста. В Казахстане это приобретает особую актуальность в связи с особенностями его географического положения, удаленностью от основных мировых транспортных потоков. Телекоммуникации и связь.Одним из ключевых факторов в перспективном развитии государства является информатизация. В международном масштабе, по оценкам экспертов, Казахстан по уровню информатизации находится пока примерно на 60-70 месте. Наука и инновации.Республика Казахстан располагает мощным научно-техническим потенциалом. Охрана окружающей среды и природопользование.Земля и недра Казахстана, его воздушный бассейн и водные ресурсы, богатейшая флора и фауна нуждаются в эффективной системе государственной защиты. Принят ряд основополагающих законодательных актов, регулирующих вопросы государственного управления в области охраны природы и природопользования: 'О земле', 'Об охране атмосферного воздуха', 'Водный кодекс', Об особо охраняемых природных территориях', Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015гг. Наблюдаются положительные тенденции в инвестиционной деятельности по охране окружающей среды. Население и трудовые ресурсы.Численность населения страны на начало 2003 года составила 14862,5 тыс. человек, из них 8416,2 тыс. человек (56,6%)- городских и 6446,3 тыс. человек (43,4%) - сельских жителей. С 1999 года в стране наблюдается сокращение числа эмигрантов и увеличение числа иммигрантов, а с 2000 года увеличение естественного прироста населения за счет повышения рождаемости. Социальное обеспечение населения.Несмотря на объективные трудности и издержки, сопровождавшие трансформационный период, стране удалось за сравнительно короткий период времени сформировать сбалансированную социальную систему с эффективным государственным регулированием, адекватным принципам рыночного хозяйствования. Республика одной из первых на постсоветском пространстве перешла от государственной 'солидарной' к накопительной системе пенсионного обеспечения, приняв 1 января 1998 года Закон 'О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан'.
Вопрос №75. Создание СНГ.8 декабря 1991г. руководители РСФСР, Белоруссии и Украины собрались в Минске и подписали договор о создании СНГ.
Подтвердили что договор «Об образовании СССР от 1922 года» утратил свою силу.
21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.
Руководители Республик Беларусь, Казахстана, РФ и Украины, подписали соглашение «О совместных мерах в отношении ядерного оружия». По соглашению государства – участники должны были совместно вырабатывать политику по ядерным вопросам, обеспечивать коллективную безопасность всех государств. В СНГ вошли 11 республик.