Внешняя политика России в первой четверти ХVIII века. Северная воина

Основные направления внешней политики при Пет­ре Великом, необходимость выхода к Черному и Бал­тийскому морям. Основные противники России в реше­нии этих задач - Турция и Швеция. Северная война 1700 - 1721 гг. и ее этапы.

Первый этап; поражение армии Петра I под Нарвой в 1700 г.; деятельность Петра I по созданию регулярной армии; победы русских войск над шведами в Лифлян-дни в 1701 - 1702 тт.; создание новой столицы в устье Невы в 1703 г.; строительство судов для Балтийского флота; взятие русскими войсками Нарвы и Дерпта (Тар­ту) в 1704 г.

Второй этап Северной войны: крупная победа рус­ских войск над шведами при деревне Лесной в 1708 г.;

измена украинского гетмана И. Мазепы, Полтавская победа (июнь 1709 г.). Важное значение победы русской армии под Полтавой на военно-политическое соотно­шение сил в Европе.

Третий этап Северной войны: окончательное поко­рение Карелии, взятие русскими войсками Выборга, Риги. Ревеля, ряда других прибалтийских городов. Вой­на России с Турцией (союзницей Швеции); Прутский поход 1711 г., поражение русской армии, мирный дого­вор России с Турцией (Россия возврагила Турции При­азовье).

Окончание Северной войны: занятие русскими войс­ками Финляндии, поражение шведского флота при мысе Гангут и захват русскими Аландских островов в 1714г. Ништадский мирный договор со Швецией 1721 г.

Главным результатом усилий Петра Великого в годы Северной войны явилось сокрушение Швеции. На политической карте мира появилась новая великая евроазиатская держава - Российская империя, с познцией которой вынуждены были считаться все страны Европы.

Сподвижники Петра Великого: А.Д. Меншиков, Ф. Лефорт, Ф.А. Головин, Б.П. Шереметев, Я.В. Брюс, Г.И. Головкин, П.А. Толстой. А.И. Репнин. Б.И. Кура­кин, М.М. Голицын, Ф.М. Апраксин и др.

18. Духовное, культурное развитие России в первой четверти 18 века.

Существует давняя традиция выделения XVIII в. как отдельного, целостного в экономическом, общественном и культурном отношениях. Мы говорим: культура Древней Руси IX-XVII вв., но мы никогда не включим сюда XVIII в. Это поистине "новый" период нашей истории. И речь идет далеко не только о культуре, но и обо всех сферах жизни государства. Образование. В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое летоисчисление - от рождества Христова, а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции. Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета "Ведомости", которую начали издавать с 2 января 1703 г. в Москве было начато издание первой газеты "Ведомости", которую редактировал сам Петр. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян). Но особенно большое внимание Петр уделял школе. Первой школой, организованной Петром, была "Школа математических и навигацких наук" в Москве в 1701 г. в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом), в последствии переведенная в Петербург, где в 1715 г. она была преобразована в Морскую академию. Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров. В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и Бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Общественная мысль. Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники - Феофан Прокопович, П. П. Шафиров и др.- с рационалистических позиций "естественного права" и "общего блага" доказывали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. В своих сочинениях "Правда воли монаршей" и "Духовный регламент" Ф. Прокопович последовательно проводил мысль о том, что "русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним, быть может". П. П. Шафиров в "Рассуждении о причинах Свейской войны" доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю "отчич и дедич" русских людей. Архитектура. В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи - Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий. Изобразительное искусство. Уже в парсунах и иконописи XVII в. (например, С. Ушакова) наметился путь перехода к светскому искусству. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи отобразились в творчестве А. Т. Матвеева и И. Н. Никитина. Ведущим жанром их творчества был портрет. В портретах Петра I и "Напольного гетмана" И. Никитина, в "Автопортрете с женой" А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали их внутренний мир, духовную индивидуальность. Театр и музыка. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. A.С.Пушкина). В стране насчитывалось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян - драматическая актриса и певица П. И. Жемчугова и балерина Т.В.Шлыкова.



Наши рекомендации