Повышение энергетической безопасности региона на примере Республики Северная Осетия - Алания
Основной целью топливно-энергетического комплекса является создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих надежное функционирование системы энергоснабжения для обеспечения энергетической безопасности республики, которая определяется возможностью ТЭК обеспечить энергоресурсами потребителей. Необходимо отметить, что путь по которому развивается мировая энергетика, как правило, основан на сжигании невозобновляемых ископаемых углеводородов. Нужен поиск путей перехода от классической «огневой энергетики» на более эффективный уровень. При этом необходимо иметь в виду, что энергетическая безопасность зависит как от внутренних проблем, так от внешних вызовов. Определение основных приоритетов энергетической политики, разработка новых структурных, технологических и технических решений, обеспечивающих устойчивое энергоснабжение РСОА в 21 веке, являются основой ее энергетической безопасности. Важной составляющей этого процесса является усиление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышение квалификации и обучение работников энергетической отрасли, научный менеджмент. Такую работу можно организовать на базе существующих в республике высших учебных заведений, которые располагают необходимой материальной базой и кадровым потенциалом. Основными направлениями исследований могут стать:
□ Социально-экономические и экологические проблемы развития ТЭК.
□ Разработка мероприятий по повышению эффективности использования энергоресурсов и энергосбережению.
□ Совершенствование методов энергетического менеджмента и тарифной политики.
□ Разработка методов и технических средств для нетрадиционных решений в энергетике с использованием местных возобновляемых источников энергоресурсов.
□ Оценка эффективности принимаемых в энергетике решений.
□ Разработка программ развития энергетики.
□ Создание автоматизированных управляющих систем мониторинга и коммерческого учета энергоносителей.
□ Решение проблемы перекрестного субсидирования в регионе.
Сегодня энергетики на внутреннем рынке энергоносителей сталкиваются с множеством проблем, решение которых являются неотъемлемым условием реализации стратегии устойчивого экономического роста. К ним в основном можно отнести:
1.Главной проблемой являются долги потребителей за потребленные энергоносители и неплатежи. Так по состоянию на 1 января 2006года задолженность потребителей за электрическую энергию и природный газ составляет более 2 млрд. руб.
2.Недостаток инвестиционных ресурсов. Рост промышленного производства и увеличение потребления энергии требует капитальных вложений в строительство новых генерирующих мощностей и обустройство месторождений ископаемого топлива и инфраструктуры
3.Значительный износ основных фондов энергетических предприятий более 60%. Причин, порождающих эту проблему много, но необходимость ее решения диктуется все возрастающими технологическими и коммерческими потерями, авариями, прямо пропорционально влияющими на рост тарифов и снижение надежности энергосбережения.
4.Низкий уровень энергосбережения, консерватизм потребителей и недостаточное понимание обществом реальной стоимости энергоносителей. Эра дешевых энергоресурсов закончилась. Отсюда, необходимость их строжайшей экономии.
5.Отсутствие реальных конкурентных отношений в сфере производства, распределения энергоресурсов и реализации электрической энергии и природного газа. Во многом решение этой проблемы связано с проблемой кадров всех уровней власти.
6.Недостаточно социально ориентированная процедура регулирования тарифов на услуги естественных монополий, перекрестное субсидирование и наличие большого количества льготников.
Существуют и другие внутренние проблемы, в том числе и сверхнормативные потери, по сути дела воровство.
Состояние энергетики на сегодняшний день характеризируется резким повышением спроса на энергоресурсы с устойчивой тенденцией повышения цен на энергоресурсы. Данные тенденции неразрывно сопряжены с угрозами энергетической безопасности, которые заключаются в следующем:
· Нехватка энергоресурсов – как основное препятствие развитию экономики.
· Рост стоимости энергетических ресурсов вызывающий политическую нестабильность.
· Концентрация потребления и производства энергоресурсов значительно снижает надежность системы обеспечения энергоснабжения, так как в случае техногенной катастрофы или аварии из строя выходит вся система, и без энергоснабжения остается большое число потребителей.
· Угрозы экологической безопасности.
Противодействие энергетическим угрозам должно стать основой для формирования энергетической стратегии. Этого можно достичь, используя критерий энергетической безопасности как связующее звено дальнейшего развития мировой энергетики на всех уровнях: стратегическом, технологическом, экономическом и политическом.
Для обеспечения энергетической безопасности в РСОА необходимо разработать концепцию энергетической безопасности, которая учитывает все нюансы функционирования энергетики. Данная концепция должна быть основана на:
· Разработке политических средств реализации национальных интересов в сфере энергетики;
· Совершенствованию антикризисных мер обеспечивающих стабильное и надежное функционирование энергетики;
· Повышение роли государства в сфере регулирования и мониторинга внутренних рынков энергоносителей.
· Разработка и принятие нормативно-правовых актов в области энергетики, ужесточающих антимонопольное законодательство и обеспечивающих формирование прозрачных рынков энергоносителей;
· Диверсификации энергетики. Для расширенного и эффективного воспроизводства необходимо наращивать перерабатывающие мощности, расширять и восстанавливать инфраструктуру;
· Возрождение научных исследований и разработок в области энергетики. Это позволит использовать современные технологии и элементы модернизации на предприятиях энергетики.
· Масштабном использовании потенциала энергосбережения,
· Расширение доли производства и потребления экологически чистых и возобновляемых энергоносителей – это будет способствовать сокращению эмиссии тепличных газов;
· Освоение энергоресурсов с учетом принципа интенсификации;
· Развитие водородной энергетики;
· Массовое применением децентрализации источников энергии, применение когенерационных технологий в электроэнергетике, обеспечивающих рост кпд до 80 – 90%;
· Повышение безопасности и надежности атомной энергетики;
· Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива, в связи с его экономичностью и экологической чистотой;
· Реструктуризацией естественно-монопольных отраслей ТЭК, с разделением на конкурентно-рыночные и монопольно-регулируемые сферы деятельности;
Вопрос эффективности использования энергии для национальной экономики давно открыт, но работу по его решению нельзя назвать удовлетворительной. Обеспечить экономичность и эффективность использования электрической энергии позволят следующие мероприятия:
· Реализация и государственная поддержка разработанных программ энергосбережения;
· Масштабное внедрение автоматизированных коммерческих и технических систем учета энергоресурсов;
· Образование внебюджетных фондов энергосбережения и формирование схем финансирования работ по повышению эффективности использования энергоресурсов;
· Законодательное установление экономических санкций за нерациональное использование энергоресурсов и стимулов за повышение эффективности их использования;
Энергосбережение должно стать решающим фактором в удовлетворении возрастающего спроса на энергетические ресурсы.
В соответствии с законом «Об электроэнергетики» электроэнергетики, в том числе и коммунальной, на конкурентные и монопольные сферы деятельности, а ценообразование в конкурентной сфере будет рыночным. В результате реформирования электроэнергетики России акционерные общества электроэнергетики, действующие в республиках Северного Кавказа, в том числе ОАО «Севкавказэнерго» в составе КЭУК, расчленены с 1.01.06 г. на три части: генерацию, электрические сети и сбыт. Регулированию на региональном уровне будет подлежать только услуги по дистрибуции и величина сбытовой надбавки. При этом необходимо решить проблему ликвидации перекрестного субсидирования и создания АСКУЭ. В этой связи, органы тарифного регулирования республики не смогут больше представлять льготные тарифы различным категориям потребителей, в том числе населению и социально значимым организациям бюджетной сферы. Это может привести к росту цен этим потребителям при снижении стоимости электрической энергии для предприятий.
Реформа электроэнергетики позволит за счет рыночных сигналов существенно сократить так называемые «коммерческие потери», то есть воровство. Для поддержки процесса реформирования необходимо принять ряд мер:
1.Для решения проблемы перекрестного субсидирования нужно срочно решить проблему льгот и замену их денежными выплатами. Все натуральные льготы, которые положены в соответствии с нормативными актами различным категориям граждан, должны быть отменены и предоставляться в виде денежных дотаций в полном объеме за счет бюджетов тех властных образований, которые эти льготы установили. Необходимо кардинально пересмотреть список отдельных групп и категорий льготников, чтобы при этом были соблюдены все права населения на социальную поддержку со стороны государства. Уровень льгот должен определяться доходом, социальным положением, местом жительства, регионом, возрастом и т.д. Это требует разработки соответствующих механизмов и методик по определению уровня денежных компенсаций для различных категорий льготников.
2.Для населения существующую систему тарифов необходимо заменить на ступенчатую. Такая система с одной стороны социально взвешена, с другой инициирует энергосберегающее поведение потребителей. Первая льготная ступень тарифа, которая устанавливается ниже экономически обоснованной величины, должна быть отнесена к социальной норме потребления, что позволяет иметь достаточный уровень комфорта без излишеств. Следующая ступень тарифа, равная средне отпускной величине, относится к потреблению в 1,5 раза больше нормы. Третья ступень тарифа должна быть равна экономически обоснованной величине без учета перекрестного субсидирования. При такой системе тарифов перекрестное субсидирование переносится на состоятельных потребителей, которые в некоторых случаях имеют нагрузки несколько десятков кВт и потребляют более 1000 кВт час в месяц. Предлагаемый тарифный план не противоречит закону, так как субсидирование происходит внутри одной группы потребителей (население).
3.Согласно плана реформирования АО СКЭ в республике на базе существующих в республике гидроэлектрических станций создана 100% дочка «Русгидро» «Северо-Осетинская гидрогенерирующая компания». Использование электроэнергии, вырабатываемой этой компанией на территории РСОА, может покрыть около 80% потребностей населения по установленным региональным тарифным органам тарифам. Это позволит ликвидировать перекрестное субсидирование в регионе, обеспечит инвестиционными ресурсами компанию, уменьшит тарифы для всех групп потребителей. При этом тариф в 2005 году для гидроэлектрических станций мог быть установлен региональной службой по тарифам в размере 60 коп., а не 32 коп. Это позволит сформировать инвестиционный фонд в размере не менее 80 млн. руб., который может быть направлен на финансирование работ по реконструкции существующих станций, строительства микро-ГЭС, а также на проведение начно-исследовательских работ и подготовку специалистов
4.Срочно решить проблему строительства в регионе газотурбинных и газопоршневых теплоэнергоцентралей (ТЭЦ) мощностью до 40 мВт и минигазопоршневых ТЭЦ мощностью несколько сот кВт. Ориентировочная стоимость строительства первых составит до 20 млн. $, вторых до несколько сот тысяч $ в зависимости от установленной мощности. Сроки строительства подобных станций колеблется от 5 кварталов до полугода в зависимости от мощности со дня начала финансирования работ. Для нашей республики для решения проблемы перекрестного субсидирования и существенного снижения тарифов для населения и организаций бюджетной сферы достаточно иметь одну ТЭЦ мощностью до 40 мВт. Пуск малых ТЭЦ позволит сократить стоимость электроснабжения для групп домов на 30-20%. решить проблему строительства в регионе газотурбинных Пуск в действие газотурбинной ТЭЦ позволит снизить стоимость электрической и тепловой энергии для всех потребителей не менее, чем на 15-20%, ликвидировать перекрестное субсидирование и уменьшить зависимость от структур бывшего РАО «ЕЭС России». Пуск малых ТЭЦ позволит сократить стоимость электроснабжения для групп домов не менее, чем на 20%. Существенно удастся уменьшить платежи горожан за отопление и горячее водоснабжение. Финансирование программ, в том числе и на строительство работающих на природном газе ТЭЦ может осуществляться за счет: собственных средств граждан, кредитных ресурсов в том числе ипотеки, бюджетных ссуд, средств различных частных фондов и международных организаций, как вложения в высокоэффективные проекты, так как срок окупаемости подобных установок находится в пределах трех лет и менее в зависимости от тарифной политики в регионе. Важным фактором реализации программ является участие граждан, в интересах которых ведется строительство, а также общественный контроль за целевым использованием средств и недопущение коррупции. Так, например, в настоящее время в г. Владикавказе построена пилотная мини ТЭЦ мощностью 200 кВт и системы АСКУЭ в одном из домов. Успешное функционирование пилотного проекта может вызвать интенсивное вложение средств в подобные установки бизнес сообществом нашей республики учитывая, что рентабельность подобных систем составляет не менее 20%. Это существенно снизит стоимость коммунально-бытовых услуг для населения, повысит степень полезного использования природного газа и устойчивость энергообеспечения, так как строительство можно вести на базе существующих котельных
5.Одним из важных вопросов является разработка системы тарифов оплаты за энергоносители. Необходимо иметь в виду, что к 2011 году цены для потребителей на электрическую энергию могут достичь величин 10-12 центов за кВтчас, а за природный газ до 65 центов за кубометр. Ценовое регулирование естественно монопольной сферой должно уйти от методики «затраты+» и перейти на первом этапе к регулированию по принципу «инфляция–», а к концу переходного периода с к рыночным методикам экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала.
6.Нужно скорректировать методику расчета абонентной платы за пользования электрическими сетями, так как она носит антирыночный характер. Существующая методика включает в абонентную плату для сетевых компаний, образуемых на базе реформированных АО-энерго, помимо затрат на осуществление деятельности по передаче и распределению электрической энергии потребителям перекрестное субсидирование.
7.Решить проблему тарифов на переходный период можно за счет принятия социального тарифа для обеспечения населения. Энергоснабжение этих потребителей может осуществляться с помощью Гарантированных поставщиков, которые будут организованы на базе реформируемых АО-энерго. Необходимо установить социальную норм потребления для жителей горной зоны, а это для РСОА менее двух тысяч домовладений (около 2% от общего количества), в пределах нескольких сот кВт час в месяц, так как электроэнергия используется в горных поселениях без надежно работающих централизованных систем теплоснабжения для отопления. Такой подход позволит значительно снизить уровень так называемых коммерческих потерь, улучшить платежную дисциплину уменьшить нагрузку на бюджеты всех уровней и существенно упростит обеспечение населения тепловой энергией в горной зоне и будет способствовать улучшению социального климата в регионе.
8.Для электроснабжения поселений в горной зоне необходимо организовать применение рукавных микро-ГЭС, которые могут устанавливаться на местности в течении нескольких дней. Цена электрической энергии для конечных потребителей при этом будет не более 50 коп. за кВт час. Такие станции на базе асинхронных электрических машин с короткозамкнутым ротором имеют достаточно простую конструкцию и невысокую стоимость. Их производство можно в сжатые сроки организовать на существующих в регионе предприятиях, например, на заводе автотракторного электрооборудования в г.Владикавказе.
9.Учитывая, что РСО-Алания находится в остродефицитном по энергоресурсам регионе, единственной альтернативой трудно осуществимым процессам привлечения крупных инвестиций в строительство генерирующих мощностей, является энергосбережение.
10.С целью повышения эффективности функционирования электроэнергетики в республиках возможно создание на базе муниципальных электрических сетей единых региональных распределительных сетевых и сбытовых компании. Это позволит повысить эффективность функционирования распределительных электрических сетей на уровне республик, создать конкуренцию создаваемой на базе КЭУК сбытовой компании, расширить налогооблагаемую базу и повысить влияние региональной власти на процесс энергоснабжения потребителей региона.
11.Форсировать работы по энергосбережению и созданию автоматической системы коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ), начиная с электрической энергии. Это позволит резко уменьшить так называемые коммерческие потери электроэнергии (фактически воровство), наладить учет и повысить уровень платежей за потребленные энергоресурсы. Финансирование этих работ может осуществляться за счет инвестиционной составляющей тарифа.
12.Необходимо отметить, что решение проблемы перекрестного субсидирования должно решаться за счет замены механизма натуральных льгот, денежными, как это предусмотрено в последних предложениях Правительства РФ. Сегодня в тарифной политике сложилась парадоксальная ситуация. Во всех регионах тарифы на электроэнергию и природный газ являются льготными, так как они существенно меньше среднеотпускных величин. Так в 2005г. в РСО-А среднеотпускной тариф был 1,34 руб. за кВтч без НДС, а средний тариф для населения равен 1,16 руб беэ НДС. То есть это реально ниже среднеотпускного на 18 коп. и фактически является льготным. Эта льгота финансируется за счет промышленных предприятий и создает перекрестное субсидирование. Помимо этого, на этот льготный тариф в соответствии с законом о ветеранах и других нормативных документов устанавливается 50% скидка для всех категорий льготников, которая должна финансироваться за счет бюджета путем прямого перечисления средств на счета энергоснабжающих организаций. То есть имеет место двойное льготирование. Передача средств энергоснабжающим организациям лишает прозрачности процесс льготирования, так как количество льготников определяется по спискам, порой не точным, и создает условия для коррупции.
13.Существующую систему тарифов необходимо заменить на ступенчатую, которая будет определяться уровнем потребления электрической энергии каждой семьей и ее составом. Такая система с одной стороны социально взвешена, с другой инициирует энергосберегающее поведение потребителей. Первая льготная ступень тарифа, равная половине экономически обоснованной величины должна быть отнесена к норме потребления, которая позволяет иметь достаточный уровень комфорта без излишеств. Следующая ступень тарифа, равная средне отпускной величине, относится к потреблению в 1,5 раза больше нормы. Третья ступень тарифа должна быть равна экономически обоснованной величине без учета перекрестного субсидирования. При такой системе тарифов перекрестное субсидирование переносится на состоятельных потребителей, которые в некоторых случаях имеют нагрузки несколько десятков кВт и потребляют более 1000 кВт час в месяц. Предлагаемый тарифный план не противоречит закону, так как субсидирование происходит внутри одной группы потребителей (население).
14.В связи проводимой в стране реформы ЖКХ и заменой натуральных льгот на денежную форму субсидирования необходимо понять, что такое льготник и семья с низким доходом. Проблема поддержки семей с низкими доходами является ключевой задачей социальной политики, проводимой в стране. При этом необходимо определить, что такое семья, нуждающаяся в социальной поддержке со стороны государства. Формальный подход к этой задаче, который сводится к соотношению величин прожиточного минимума со среднедушевым доходом, по нашему мнению, является не корректным. Так, например, в РСОА средняя величина прожиточного минимума за 1 квартал 2004 года равна на душу населения 1740 руб., что составляет на среднюю семью из 4 человек 6960 руб. Если взять, к примеру, сельскую семью, которая, как правило имеет приусадебный участок с подсобным хозяйством, то при таком денежном доходе это будет по всем местным неформальным меркам достаточно обеспеченная семья. Городская семья с таким доходам также не может быть отнесена к числу бедных семей. Или, например, военный пенсионер, получающий пенсию 7000 руб. в месяц и проживающий один. Формально он не может быть отнесен к числу бедный. Однако, если ему для поддержания жизни необходимо покупать ежемесячно лекарств на 6500 руб., то он оказывается в категории нищих. В условиях РСОА большинство семей имеет официальные доходы около 6960 руб. и меньше. То есть, если принять за основу при определении семей, которые нуждаются в социальной поддержке, прожиточный минимум, то такая задача явно не выполнима. В этой связи в РСОА разработан ряд мер, которые позволяют более объективно подойти к решению этой сложной задача - это составление социального паспорта семьи. Это сформулировано в Указе Президента РСОА №48 от 12.4.04 «О первоочередных мерах поддержки малообеспеченных семей и реализации программ занятости трудоспособного населения в РСОА», в котором впервые в РФ предложено ряд мер по сокращению бедности в республике.
Необходимо отметить, что определение малообеспеченной семьи для различных регионов зависит от многих формальных и неформальных параметров. В этой связи необходимо срочно провести необходимые работы по созданию соответствующей методики по определению этой базовой составляющей социальной политики.
15.Провести энергетический аудит промышленных предприятий, жилищно-коммунального хозяйства и организаций бюджетной сферы, что позволит принять действенные меры по энергосбережению, уменьшению нагрузки на бюджеты всех уровней, сокращению потребления энергоресурсов, снижению энергоемкости ВВП. Для проведения энергоаудита в СКГМИ создан специализированный научный центр, укомплектованный кадрами и оснащенный необходимым оборудованием.
Энергетический аудит промышленных предприятий, жилищно-коммунального хозяйства и организаций бюджетной сферы позволит принять действенные меры по энергосбережению, уменьшению нагрузки на бюджеты всех уровней, сокращению потребления энергоресурсов, снижению энергоемкости ВВП. Для проведения энергоаудита в республике на базе СКГМИ создан специализированный научный центр, укомплектованный кадрами и оснащенный необходимым оборудованием.
Необходимо форсировать работы по энергосбережению и созданию автоматической системы коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ), начиная с электрической энергии. Это позволит резко уменьшить так называемые коммерческие потери электроэнергии (фактически воровство), наладить учет и повысить уровень платежей за потребленные энергоресурсы. Финансирование этих работ может осуществляться за счет инвестиционной составляющей тарифа. Так например, за счет средств СКГМИ одном из многоквартирных домов в г.Владикавказе по адресу ул. Владикавказская дом 46 установлена первая установка АЭСКУЭ в жилищно - коммунальном секторе республики. Необходимо начать массовое внедрение энергосберегающего оборудования, в том числе энергосберегающих осветительных ламп. Так использование таких ламп позволяет уменьшить потребление электрической энергии при сохранении уровня освещенности не менее, чем в 5 раз. Только использование по одной такой лампе эквивалентной 60 Вт лампе накаливания в каждой квартире в г. Владикавказ снижает нагрузку в часы прохождения максимума не менее, чем на 5 мВт, и экономит около 12 млн. кВт час, что составит для гражданам в 2009 г. более 22 млн. рублей.
16.Для потребителей должна быть предоставлена возможность создавать структуры в виде пулов, которые будут исполнять функции управляющих получаемыми жилищно-коммунальными услугами. Эти компании будут заключать договора на предоставление услуг между поставщиком и конкретным потребителям, контролировать качество услуг, организовывать денежные расчеты за потребленные ресурсы, следить за исправным состоянием (текущий и капитальный ремонты) и обслуживанием систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.д.
Отметим, что процесс реформирования региональных АО-энерго республик Северного Кавказа завершен в 2006 году. При этом нужно отработать правила функционирования в регионах гарантирующих поставщиков, которые созданы только на переходный период, как временная не рыночная мера. Для успешного проведения реформирования отрасли необходимо решить вопрос перекрестного субсидирования, установки автоматизированных систем коммерческого учета (АСКУЭ), основанных на современных информационных технологиях и массового внедрения энергосберегающих технологий и оборудования. В РСОА желательно организовать администрацию розничного рынка электрической энергии и мощности (региональная энергобиржа) с участием в работе ее наблюдательного совета представителей администрации для развития конкуренции на рынке электрической энергии, а дальнейшем и природного газа. Энергоснабжение населения и социально значимых потребителей (школы, больницы, детсады и т.д.) необходимо осуществляться через гарантирующего поставщика предположительно от гидроэлектрических станций по тарифам устанавливаемым РСТ. Необходимо также усилить работу по организации НИОКР и повышению эффективности использования энергоресурсов и энергосбережению.
Рыночные изменения, которые произошли в экономике России за последнее десятилетие, не коснулись в полной мере ее естественно монопольной сферы экономики, в том числе электроэнергетики, газовой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства. Нарушения в системе обеспечения населения услугами коммунальных служб стало обыденным явлением в жизни страны. Эти кризисные явления в основном определяются устаревшими системами управления, которые вошли в противоречие с рыночной идеологией реформирования экономики России. Муниципализация ЖКХ усугубила положение. В качестве примера можно привести организации перепродавцы электрической энергии. Попытка выхода на бездефицитные местные бюджеты привели к недофинансированию необходимых затрат для предприятий коммунальной сферы.
Как указывалось выше, положение усугубляется износом основных фондов, отсутствием необходимых инвестиций, не эффективным использованием средств, направляемых в отрасль в основном на ликвидацию аварийных ситуаций, устаревшим менеджментом. После разделения жилищно-коммунальной отрасли на конкурентные и монопольные сферы деятельности, ценообразование в конкурентной сфере будет рыночным, а тарифы на услуги локальных монополий должны устанавливать посредством прозрачных процедур действующий в регионе независимый единый тарифный орган. В 2006 году в результате реформирования электроэнергетики России акционерные общества электроэнергетики, действующие в республиках Северного Кавказа в составе КЭУК, будут расчленены на три части: генерацию, электрические сети и сбыт. Руководство этими подразделениями будет находиться за пределами республик в Ставропольском крае. Регулированию на региональном уровне будет подлежать только услуги по дистрибуции и величина сбытовой надбавки. При этом произойдет ликвидация перекрестного субсидирования. В этой связи, органы тарифного регулирования республик теряют возможность представлять льготные тарифы различным категориям потребителей, в том числе население и социально значимые организации бюджетной сферы.
Раздел 2