В УПФР в г. Добрянке Пермского края
Все документы в УПФР, как исходящие, так и входящие проходят процедуру регистрации. Согласно ГОСТ Р 51141 – 98 «Делопроизводство и архивное дело» [25], регистрация – это запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения. Прием и первичная обработка документов в УПФР осуществляется централизовано специалистом-экспертом (по кадрам и делопроизводству).
При поступлении документов в Управление, прежде всего, проверяется правильность их доставки, целостность упаковки:
- ошибочно полученная корреспонденция возвращается на почту или пересылается адресату;
- полученная в поврежденной упаковке корреспонденция особенно тщательно проверяется на полноту присланных материалов и наличие механических повреждений.
После вскрытия конвертов проверяется правильность вложения и его целостность, т.е. наличие всех страниц документа и всех приложений. При необходимости к полученным документам следует приложить перечень выявленных дефектов. В особо серьезных случаях повреждения или получения неполных комплектов документов, специалист-эксперт (по кадрам и делопроизводству) составляет акт, который присоединяется к документам, и вместе с ними передает его для утверждения и принятия решения по данному факту.
Документы регистрируются в день поступления, создаваемые - в день подписания.
На всех входящих документах проставляется отметка о поступлении документа в УПФР, в виде штампа, в котором отображается наименование организации, входящий номер и от кого поступил документ. Входящему документу присваивается самостоятельный регистрационный номер, который состоит из следующих элементов: делопроизводственный индекс структурного подразделения Управления ПФР, номер дела по номенклатуре дел структурного подразделения, порядковый номер документа.
В УПФР не подлежат регистрации следующие виды документов:
- печатные издания (книги, журналы, бюллетени);
- информационные материалы, присланные в копии для сведения;
- поздравительные письма и телеграммы;
- прейскуранты;
- пригласительные билеты;
- программы конференций, совещаний;
- рекламные материалы (листовки, программы, проспекты, извещения).
Но, несмотря на это, специалист-эксперт (по кадрам и делопроизводству) знакомится с содержанием и определяет, кому из работников может потребоваться полученная информация, после чего, передаёт документ данному работнику.
Документ-ответ на входящий документ регистрируется под номером входящего документа, информация о документе вносится в регистрационный журнал входящего документа. Аналогично осуществляется регистрация «промежуточных» документов, необходимых для подготовки ответа. Не подлежат регистрации документы, содержащиеся в приложении.
Что касается обработки исходящих документов в Управлении ПФР, то основные этапы состоят из следующих операций:
ü составление проекта документа исполнителем;
ü согласование проекта документа;
ü оформление или проверка правильности оформления документа;
ü подписание и утверждение (если необходимо);
ü регистрация документа;
ü отправка документа адресату;
ü подшивка второго экземпляра в дело.
Проект исходящего документа составляется исполнителем и согласовывается с заинтересованными должностными лицами или структурными подразделениями. Специалист-эксперт (по кадрам и делопроизводству) Управление ПФР проверяет правильность оформления, наличие необходимых реквизитов. Неправильно оформленные документы он возвращает исполнителям на доработку. Документы в УПФР обрабатываются и отсылаются в тот же день.
В Управлении ПФР регистрация документов производиться в журнальной форме, отдельно для входящих и исходящих документов.
Как уже было отмечено выше, в управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края не ведётся регистрация внутренних документов, что усложняет учёт внутренних документов.
Если исходит из того, что в организации менее десяти тысяч документов в год и всю работу с документами осуществляет один специалист-эксперт (по кадрам и делопроизводству), то необходимо ввести в действие журнал регистрации внутренних документов. Это обеспечить сохранность внутренних документов (приказы о приеме работника на работу, об увольнение работника, о переводе работника на другую работу, о продлении отпуска и т.п.).
Основным нормативным документом, регламентирующим организацию контроля исполнения документов в Управлении ПФР, является инструкция по документационному обеспечению управления. Основная задача организации контроля в УПФР– обеспечение своевременного, качественного и в полном объеме исполнения документов и поручений.
Контроль исполнения в Управлении ПФР включает в себя: постановку на контроль, предварительную проверку и регулирование хода исполнения, снятие с контроля, направление исполненного документа в дело, учёт, обобщение и анализ хода и результатов исполнения документов, информирование руководителей в целях своевременного и качественного исполнения поручений, зафиксированных в документах. Контроль за исполнение поручений в Управлении осуществляет специалист-эксперт (по кадрам и делопроизводству).
Документ в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края считается исполненным, когда решены окончательно все поставленные в нём вопросы и соблюдены сроки исполнения:
· если в документе поставлен срок;
· если в документе имеется отметка «срочно», – то в трёхдневный срок;
· поручения без указания конкретной даты исполнения – в месячный срок.
Результаты исполнения документа в УПФР отмечаются в письменном виде на исходящий документ или на самом документе (отметка об исполнении) и в журнале регистрации.
Система контроля исполнения документов в Управлении ПФР позволяет обеспечить своевременное и качественное выполнение поручений, содержащихся в документах, получить аналитическую информацию, необходимую для оценки деятельности подразделений и отдельных исполнителей.
Для четкой организации документационного обеспечения управления документы в период их подготовки и в процессе исполнения должны быть систематизированы, а для повторного использования, подготовки управленческих решений, выдачи справок социального и служебного характера – сохранены. Систематизация и система хранения должны обеспечить в случае необходимости быстрый и точный доступ к необходимым документам. Для правильной и оперативной работы с документами необходим такой многоцелевой документ, как номенклатура дел.
Номенклатура дел – это систематизированный перечень заголовков дел в организации. Её назначение – группировать исполненные документы в дела, проводить учёт дел, оперативно их использовать и определять сроки хранения [25].
Номенклатура дел в УПФР предназначена для организации группировки исполненных документов в дела, систематизации, учета и поиска дел, определения сроков их хранения. Данный документ является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, а также для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения. Составляется номенклатура дел по унифицированной форме, в которой каждая графа имеет своё значение и требует правильного заполнения. Занимается составлением номенклатуры дел в Управлении ПФР специалист эксперт (по кадрам и делопроизводству), в дальнейшем она одобряется экспертной комиссией УПФР, визируется заведующим архива и утверждается начальником Управления.
Исполненные документы в 15-дневный срок сдаются Специалисту-эксперту (по кадрам и делопроизводству) для формирования их в дела.
Формирование дел - группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел и систематизация документов внутри дела [25]. Для правильного формирования документов в дела в УПФР соблюдаться следующие требования, представленные на рисунке. 14.
Рис. 14. Требования при формировании дел
Работа по формированию дел в Управлении включает в себя раскладку и подшивку документов по папкам (делам) в определенной последовательности внутри дела, осуществляемую ежедневно. В дело должны помещаться документы, которые по содержанию соответствуют заголовку дела по номенклатуре.
При наличии в деле нескольких томов (частей) индекс и заголовок дела проставляются на каждом томе с добавлением «т. 1», «т. 2»
Раскладка документов в дела в Управлении ПФР проводится специалистом-экспертом (по кадрам и делопроизводству) систематически, ежедневно в течении всего года. Распределение документов в дела проводится в соответствии с номенклатурой дел [44, c. 102].
Внутри дела документы располагаются в хронологической, вопросно-логической последовательности или их сочетании.
Распорядительные документы Управления ПФР группируются в дела по видам и хронологии с относящимися к ним приложениями. К распорядительным документам (приказы и распоряжения Управления, Отделения, Правления ПФР) составляется внутренняя опись документов.
Положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и группируются вместе с ними. Если же они утверждены в качестве самостоятельных документов, то их группируют в самостоятельные дела.
Приказы и распоряжения Управления по основной деятельности группируются отдельно от приказов и распоряжений по личному составу.
Приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу и приказов по оперативным вопросам.
В УПФР формируются и хранятся дела в структурных подразделениях, по месту образования документов. Важные внутренние документы хранятся у специалиста-эксперта (по кадрам и делопроизводству) Управления ПФР.
Систематизация отдельных категорий документов имеет свои особенности. Например, распорядительные документы в УПФР формируются по видам документов и хронологии. При этом приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу [44, с.115].
Переписка в Управлении систематизируется в хронологической последовательности: документ-ответ подшивается за документом-запросом.
Полное оформление дела в Управлении ПФР предусматривает:
1. Подшивку или переплет документов в твердые обложки из картона на четыре прокола с учетом возможности свободного чтения текста с резолюциями к ним;
2. Оформление реквизитов обложки дела по установленной форме;
нумерацию листов в деле;
3. Составление заверительной надписи дела;
4. Составление в необходимых случаях внутренней описи документов дела;
5. Внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела (уточнение названия структурного подразделения, делопроизводственного индекса, заголовка дела, даты дела и т.д.).
При частичном оформлении дел в Управлении ПФРдопускается хранение документов в скоросшивателях без проведения систематизации документов в деле, без нумерации листов и составления заверительной надписи.
На обложках дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения помещаются следующие реквизиты:
· наименование организации (полное и сокращенное);
· наименование структурного подразделения в именительном падеже;
· индекс дела по номенклатуре дел;
· номер тома (если дело состоит из нескольких томов);
· заголовок дела (переносится из номенклатуры дел и уточняется в конце года);
· дата дела — указывается год(ы) заведения и окончания дела в делопроизводстве.
Датой дел, содержащих распорядительную документацию, а также дел, состоящих из нескольких томов (частей), являются крайние даты документов дела, т.е. даты (число, месяц, год регистрации (составления) самого раннего и самого позднего документов, включенных в дело, при этом число и год обозначаются арабскими цифрами, название месяца пишется словами [44, c. 218].
Реквизит «Срок хранения дела» переносится на обложку дела из соответствующей номенклатуры дел после сверки его со сроком хранения, указанным в
перечнях типовых документов. На делах постоянного хранения пишется: «Хранить постоянно».
Надписи на обложках дел производятся светостойкими чернилами, все металлические предметы (скобы, скрепки, булавки) подлежат обязательному изъятию.
Листы в деле (кроме листов заверительной надписи и внутренней описи) нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу листа, не задевая текста документа, простым карандашом сверху вниз или нумератором. Нумерация цветными карандашами и чернилами не допускается.
При перенумерации листов старые номера зачеркиваются одной наклонной чертой простым карандашом и рядом проставляются новые номера листов.
В исключительных случаях, при наличии отдельных ошибок в нумерации листов, допускается употребление литерных номеров листов.
При нумерации лист большого формата, подшитый за один край, нумеруется как один лист в правом верхнем углу. Подшитые в дело документы с собственной нумерацией листов, в том числе печатные издания, нумеруются в общем порядке или сохраняют собственную нумерацию, если она соответствует порядковому расположению листов в деле.
В делах, состоящих из нескольких томов или частей, листы нумеруются по каждому тому или части отдельно.
Подшитые в дело конверты с вложениями нумеруются. При этом вначале нумеруется конверт, а затем очередным номером каждое вложение в конверте. Фотографии и другие иллюстративные материалы нумеруются на оборотной стороне в левом верхнем углу. Переплетенные приложения к делу оформляются как самостоятельные тома и нумеруются отдельно [44, c. 135].
По окончании года специалист-эксперт (по кадрам и делопроизводству) в надписи на обложках дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения вносятся уточнения: при несоответствии заголовков дел на обложке содержанию подшитых документов в заголовок дела вносятся изменения и дополнения.
В конце дела на отдельном листе-заверителе дела цифрами и прописью указывается количество пронумерованных листов дела, в том числе литерных и пропущенных номеров, и отдельно - количество листов внутренней описи (при ее наличии), дата и подпись работника, ответственного за формирование дела, с указанием его должности и фамилии. При необходимости, указываются особенности физического состояния отдельных документов дела.
Внутренняя опись документов дела подписывается составителем с указанием расшифровки подписи, должности и даты составления описи.
На дела временного (до 10 лет) хранения описи не составляются,
если дела не передаются в архив.
Описи составляются отдельно на дела постоянного хранения; дела временного (свыше 10 лет) хранения; дела по личному составу.
Руководители структурных подразделений и сотрудники, отвечающие за делопроизводство, несут ответственность за сохранность документов и дел.
Дела, находящиеся в рабочих комнатах и специально отведенных для этой цели помещениях, располагаются в вертикальном положении корешками наружу в запираемых шкафах, предохраняющих документы от пыли, воздуха, солнечного света.
В целях повышения оперативного поиска документов дела располагаются в соответствии с номенклатурой дел. Номенклатура дел или выписка из нее помещается на внутренней стороне шкафа.
На корешках обложек дел указываются индексы по номенклатуре дел.
Выдача дел другим подразделениям производится с разрешения руководителя структурного подразделения: исполнителя или руководства Управления ПФР.
Сторонним организациям дела выдаются по письменному запросу после разрешения руководства Управления ПФР, оформляются актом о выдаче дел во временное пользование.
Выдача дел сотрудникам подразделений для работы осуществляется под расписку. На выданное дело заводится карта-заместитель дела.
Дела выдаются во временное пользование сотрудникам структурных подразделений на срок не более одного месяца.
Изъятие документов из дел постоянного хранения допускается в исключительных случаях и производится с разрешения руководителя с обязательным оставлением в деле заверенной копии выданного документа и документа о причинах выдачи подлинника.
Подготовка документов к передаче на архивное хранение осуществляется в соответствии с Основными правилами работы архивов организаций. Для организации и проведения экспертизы ценности документов в Управлении создаётся постоянно действующая экспертная комиссия (далее – ЭК) из числа наиболее квалифицированных специалистов под председательством управляющего делами организации района с обязательным включением в состав ЭК лиц, ответственных за делопроизводство и архив. Функции и права ЭК, организация ее работы определяются «Положением об экспертной комиссии» Управления ПФР.
По результатам экспертизы ценности документов, в структурных подразделениях Управления ежегодно составляются по установленным формам описи дел и акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению [44, c. 257].
В архив Управления передаются дела с исполненными документами постоянного хранения и по личному составу. За хранение данных документов в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края отвечает специалист-эксперт (по кадрам и делопроизводству).
Дела временного (до 10 лет) хранения передаче в архив не подлежат, хранятся в подразделениях (по месту их формирования) и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке.
Подводя итог, отметим, что организация работы с документами в УПФР построена в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству. Каждый этап подробно рассмотрен и проанализирован.
Установлено, что в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края действует журнальная форма регистрации документов, которая позволяет работать со всеми документами организации: исходящими и входящими. Было предложено УПФР ввести в действие журнал регистрации для внутренних документов, что позволит вести учёт внутренних документов, исключая их утрату или потерю.
Предлагаем основные заголовки для журнала регистрации внутренних документов:
№ п/п | Дата | Краткое содержание | Примечание |
Рис.4. Заголовки для журнала регистрации
Таким образом организация технологии работы с документами в Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Добрянке Пермского края рациональна, хотя не идеальна. Рациональна в том, что документооборот составляет менее 10 тысяч документов в год, поэтому всю работу по документационному обеспечению и управлению осуществляет один специалист-специалист-эксперт (по кадрам и делопроизводству) и ведётся журнальная форма регистрации, не идеальна тем, что внутренние документы не регистрируются.
Заключение
Каждый государственный орган, предприятие, учреждение, другая организации, каждый государственный служащий в процессе своей деятельности, каких бы участков она ни касалась, в той или иной степени связаны с документами и делопроизводством.
Рациональная постановка делопроизводства охватывает громадный круг общественных отношений как внутри государственного органа, так и всего государственного аппарата. Участниками этих отношений являются не только работники так называемого «делопроизводственного» персонала, но и специалисты, руководители предприятий, учреждений и организаций.
Делопроизводство обслуживает и обеспечивает основные функции государственных органов, следовательно, его состояние оказывает непосредственное влияние на качество их работы и стиль деятельности. Именно поэтому правильная постановка работы с документами, соблюдение норм и правил, настойчивое совершенствование имеет особое значение не только в пределах государственного органа, но и в масштабах всей страны.
Проведенное исследование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края, его структуры и функционального назначения, законодательной базы, состава и порядка оформления документации, показало, что Управление является сложной по структуре организацией, осуществляющей свою деятельность на основания законодательных актов РФ, регулирующих организацию и функционирование Пенсионного обеспечения РФ. Видовой состав документов включает все системы документации, порядок создания и оформления которых приведены в соответствии с нормативными требованиями.
Правовое обеспечение деятельности Управления ПФР в г. Добрянке Пермского края реализуется посредством организационно-правовых документов:
1. Положение об Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Добрянке Пермского края; Положение об Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края;
2. Должностные инструкции;
3. Правила внутреннего трудового распорядка Управления Пенсионного фонда РФ в г. Добрянке Пермского края;
При анализе организационно-распорядительных документов были выявлены несоответствия, что мешает эффективной и рациональной работе не только специалиста-эксперта (по кадрам и делопроизводству), но и всего Управления ПФР. Поэтому необходимо заново разработать должностную инструкцию для специалиста-эксперта (по кадрам и делопроизводству), и направить предложенные рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в Центральный аппарат Пенсионного фонда РФ. Эти документы определяют порядок создания, реорганизации и ликвидации, а также структуру.
В составе распорядительной документации Управления ПФР функционируют приказы по основной деятельности и приказы по личному составу. Распорядительные документы УПФР создаются в основном на принципах единоначалия – приказы, указания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации Пермского края.
При анализе данного вида документов замечаний по их оформлению и содержанию не было выявлено, всё согласно нормативным требованиям.
Подавляющее большинство документов, отправляемых из УПФР и направляемых ему, отражающих деятельность его коллегиальных органов и внутренние вопросы, представлено информационно-справочными документами:
1. Протокол;
2. Служебная (докладная) записка;
3. Объяснительная записка;
4. Служебные письма.
Информационно-справочная документация является формой передачи информации с одного уровня управления на другой, а также основанием для принятия управленческого решения.
Было осуществлено выявление и анализ специфической документации Управления ПФР в г. Добрянке Пермского края, можно сделать вывод, что она является основной в деятельности Управления. Раскрыта сущность специфических документов Управления ПФР г. Добрянки, все формы специфической документации унифицированные и представлены в приложении.
Своевременную обработку и передачу на разные уровни управленческой информации, необходимой для выполнения своих функций в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Добрянке Пермского края осуществляет, специалистом – экспертом (по кадрам и делопроизводству) в обязанности которого входит:
1.Обработка поступающей и отправляемой корреспонденции, ее доставка по назначению;
2.Систематический контроль за сроками исполнения документов и их правильным оформлением;
3.Организация работы по приему документальных материалов, их регистрация, учет и передача в соответствующие подразделения, хранение материалов текущего делопроизводства, формирование дел и их сдача в архив.
Чтобы правильно организовать деятельность Управления ПФР необходима государственная нормативно-правовая база, которая сегодня нуждается в доработке и дополнении. Но кроме нормативных ресурсов Управлению ПФР необходима проработанная документальная база, а также эффективная система организации делопроизводства и технологии работы с документами.
Организация технологии работы с документами в Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Добрянке Пермского края рациональна, хотя не идеальна. Рациональна в том, что документооборот составляет менее 10 тысяч документов в год, поэтому всю работу по документационному обеспечению и управлению осуществляет один специалист-специалист-эксперт (по кадрам и делопроизводству) и ведётся журнальная форма регистрации, не идеальна тем, что внутренние документы не регистрируются.
Документооборот Управления при анализе с 2007-2010 года возрастает, это связано с большим количеством запросом от организаций. Также можно заметить, что в Управлении ПФР только два документопотока: исходящий и входящий, так как в Управлении не регистрируются внутренние документы, что не является правильным.
На основании данных, полученных при проведении исследования, можно сформулировать ряд рекомендаций по оформлению документации:
1. В целях повышения качества и оперативности выполнения обязанностей специалиста - эксперта (по кадрам и делопроизводству) Управления ПФР необходимо возложить на начальников структурных подразделений, некоторые из них, осуществление контроля за состоянием трудовой дисциплины и соблюдением работниками « Правил внутреннего трудового распорядка»; изучение движения и причины текучести кадров, участие в разработке мероприятий по их устранению;
2. Для начальников структурных подразделений в их должностные инструкции необходимо включить передаваемые им обязанности;
3. Для эффективной и рациональной работы специалиста-эксперта (по кадрам и делопроизводству) необходимо утвердить разработанную должностную инструкцию (Приложение 18), отвечающую необходимым нормативным требованиям и отражающую деятельность специалиста;
4. Необходимо пересмотреть инструкцию по делопроизводству в Управлении ПФР, так как она разработана на основе документов, устаревших и не используемых в настоящее время, в связи с этим рекомендуем пересмотреть данный документ и даём следующие рекомендации на основе чего должна быть разработана, отвечающая современным нормативно-правовым требованиям ДОУ:
· Правила по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти от 2 июля 2009 г. [21];
· ГОСТа Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению» [26];
· ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» [27];
· Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения от 25 августа 2010 г. № 558 [24];
· Основные правила работы архивов организаций от 6 февраля 2002г.
· ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования» от 12.03.2007 г.[27].
5. При работе с внутренней документацией необходимо решить вопросы её регистрации, необходимо разработать заголовки для журнала регистрации, что позволить избежать утерю внутренних документопотоков.
Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России.
Чтобы правильно организовать деятельность Управления ПФР необходима государственная нормативно-правовая база, которая сегодня нуждается в доработке и дополнении. Но кроме нормативных ресурсов Управлению ПФР необходима проработанная документальная база, а также эффективная система организации делопроизводства и технологии работы с документами.
Делопроизводство УПФР в г. Добрянке Пермского края, в целом организовано правильно. В общей структуре деятельности УПФР документационное обеспечение и управление занимает ключевое место, так как все основные процессы, протекающие в деятельности Управления, сосредоточены именно в обязанностях специалиста – эксперта (по кадрам и делопроизводству), которое, безусловно, способствует эффективной работе всех структурных подразделений Управления и его деятельности в целом.
Оправдавшие себя на практике рациональные формы и методы создания и обработки документов могут быть доведены до уровня общей нормы лишь при условии, что все структурные подразделения Управления, участвующие в процессах создания, обработки и использования документов и документной информации будут достаточно точно поддерживаться в своей деятельности этих единых правил и норм делопроизводства [48, c. 204].
Необходимо помнить, что принятие управленческих решений требует выполнения ряда операций по сбору информации, ее представлению в виде документов. Осуществление каждой из этих целей предполагает целенаправленное движение документов в организации, то есть от качества их выполнения зависит состояние управления в целом. Это является одной из причин необходимости постоянного совершенствования документооборота.
Развитие обязательного пенсионного страхования жизненно необходимо для всего пенсионного и социального обеспечения и налагает свой след на дальнейшее развитие пенсионной системы Российской Федерации. В связи с этим становится проблема совершенствования системы пенсионного обеспечения, ведь без ее эффективного функционирования не может быть стабильности и прогресса в обществе.