В. Присоединение к России Сибири в XVII в
1. Осваивать Сибирь русские люди начали еще в XVI в., когда по инициативе купцов Строгановых был организован поход в Сибирь дружины Ермака. На громадной территории — от Уральских гор до Тихого океана к началу XVII в. проживали разные народы, но численность их была невелика — 200 тысяч человек. Племена ненцев жили в тундре. Эвенки обитали к востоку от Енисея. В низовьях Амура и на Сахалине жили нивхи, на Курилах — айны, по реке Лене — якуты, в Прибайкалье — буряты и монголы. Многие народы находились еще на стадии первобытнообщинного строя. А у юкагиров, коряков, чукчей, камчадалов, населявших Северо-Восточную Сибирь, общественные отношения были на уровне каменного века. У сибирских татар и бурятов шел уже процесс феодализации. Суровые климатические условия сдерживали развитие этого края.
2. Сибирь давно привлекала Россию. Правительство стремилось захватить огромные территории, ввести там царское правление и собирать налоги. Купцы хотели добывать пушнину, промышленники искали руды благородных металлов, крестьян интересовала свободная земля.
3. В продвижении на Восток огромную роль сыграло казачество, из среды которого вышли землепроходцы. В 1598 г. казаки, снаряженные купцами Строгановыми, присоединили к России Западную Сибирь. В первой половине XVII в. происходит активное продвижение в Сибирь русских людей — казаков, военных, охотников, служилых. Ими были построены зимовья, остроги — Братский, Якутск, Томск, Енисейск, Красноярск, Кузнецк, Нерчинск и др. Сибирские города-остроги становятся русскими административными единицами. В Сибирь хлынул поток крестьян-переселенцев и беглых людей. Для обзаведения хозяйством государство оказывало переселенцам материальную помощь. Все земли находились в собственности государства, за пользование ими крестьяне несли определенные повинности (тягло). Частная собственность на землю не получила здесь распространения. К концу XVII в. половина населения Сибири занималась земледелием.
Местное население было обложено налогом, который назывался «ясак». Он сдавался пушниной. Кроме того, на него возлагались ямские повинности. Произвол и насилие, которые творили царские воеводы, были причиной частых восстаний местных народов.
В 1640 г. экспедиция казаков во главе с Иваном Московитиным из Тюмени вышла на берега Тихого океана.
4. В 1643 г. экспедиция служилого человека Василия Пояркова, выйдя из Якутска, проделала сложный путь по Лене, Алдану, перешла на речную систему реки Зеи и по Амуру вышла в Сахалинский залив.
5. Экспедиция во главе с казаком Семеном Дежневым дошла по рекам Анадырю и Колыме до Северного Ледовитого океана, повернула на восток и обогнула Чукотский полуостров по неизвестному тогда проливу. Дежнев так никогда и не узнал, что открыл пролив между Азией и Северной Америкой. Позже пролив был назван Беринговым, а северо-восточная оконечность материка Азии — именем Дежнева.
6. В 1649—1653 гг. была организована экспедиция по исследованию Амура, которую возглавил устюжский крестьянин Ерофей Хабаров. Он совершил походы на Даурские земли Амура, привел к присяге местные племена обложил их налогом, но столкнулся с сопротивлением местных народов (маньчжур) и вынужден был уйти с Амура. Для дальнейшего продвижения в Приамурье в 1658 г. был построен Нерчинский острог. Составленный Хабаровым «чертеж реке Амуру» стал основой для создания карт Восточной Сибири. Память об этом землепроходце увековечена в названии города Хабаровск и станции Ерофей Павлович. В конце XVII в. отряд сибирского казака В. В. Атласова совершил походы по Камчатке, посетил Курильские острова, получил сведения о Сахалине.
7. В результате походов первопроходцев Приамурье было присоединено к России, местное население обложено налогом, построены русские укрепленные городки. Но Китай потребовал от России отказаться от этих земель, произошли столкновения с маньчжурами, начались нападения на русские крепости. Удержать этот край русскому правительству было трудно, оно начало переговоры с Китаем. В 1689 г. был заключен Нерчинский договор, который определял торговые и дипломатические отношения и разграничивал владения сторон. Условия договора были пересмотрены только в XIX в.
8. Управлением Сибирью ведал Посольский приказ, а потом специальный — Сибирский. Вхождение Сибири в состав России имело положительное значение для местных племен — под влиянием русского населения у них стало развиваться земледелие, совершенствовались орудия труда. Началась разработка сибирских руд, золота, добыча соли. Доходы от пушнины составили в XVII в. 1/4 всех государственных доходов России. Русские землепроходцы и мореходы внесли большой вклад в географические открытия на Востоке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Какие основные задачи стояли перед Россией во внешней политике после Смутного времени?
К каким территориальным изменениям привели войны России в 30—80-е годы XVII в.?
Вопрос 22. Культура и духовное развитие российского общества в XVII в.
А. Русское народное творчество. Литература
ПЛАН ОТВЕТА:
А. Русское народное творчество. Литература.
Б. Школа и образование.
В. Развитие научных знаний.
Г. Живопись.
Д. Архитектура. Русский театр.
1. XVII век — начало нового периода русской истории — явился одновременно и новым этапом в развитии русской культуры. Социальные конфликты, изменения в общественно-экономической жизни, расширение связей с западноевропейскими странами определили появление новых тенденций в развитии культуры. Углубление товарно-денежных отношений, складывание всероссийского рынка усиливали культурные связи между регионами. Потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных отраслей науки. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприятные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы. Новым явлением в развитии русской культуры XVII в. явилось ее «обмирщение». Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.
2. В фольклоре XVII в. отразились основные политические события тех лет. В устном народном творчестве этого периода выделялись три основные темы:
> борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польскими и шведскими интервентами;
> рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление героев крестьянской войны, особенно Степана Разина-
> обличение произвола царского суда и служилых людей.
3. Преодолевался разрыв между фольклором и письменностью: делаются первые записи произведений устного народного творчества — исторических песен, пословиц, былин, заговоров, преданий. Широкое хождение имели сказки — волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении, о Ермаке, о Степане Разине — народном заступнике.
4. В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. В сочинениях этого периода делалась попытка осмыслить события начала века, выяснить причины потрясений. К таким произведениям относятся:
«Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Иное сказание» князя И. М. Катырева-Ростовского и «Новый летописец», в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета. Авторы этих произведений отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в ослаблении государственной власти и в пресечении династии Рюриковичей.
Во второй половине XVII в. защита самодержавия, обоснование принципов абсолютизма ярко проявились в трактате Юрия Крижанича «Политика» и сочинениях Симеона Полоцкого.
5. Выдающимся произведением литературы этого периода было «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», в котором автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, рассказывал о борьбе раскольников и «никониан», о преданности древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Это было яркое, эмоциональное произведение, написанное простым языком, с меткими и язвительными характеристиками, которые автор давал своим противникам. Оно было очень популярным и сохранило свою ценность до наших дней.
6. В литературе XVII в. появляются новые жанры, что было обусловлено изменениями в общественной жизни. Новым литературным жанром стала бытовая повесть, в которой наблюдался поворот к освещению частной жизни людей, интерес к внутреннему миру человека, внимание к человеческой личности. С этим было связано и появление нового героя — не исторического лица, принадлежавшего к верхам общества, а вымышленного персонажа, чисто литературного образа. Литературными героями могли быть и князья, и купцы, и простые горожане. Наиболее значительные произведения этого жанра — «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть об Ульянии Осорьиной».
7. Другим новым жанром стала бытовая сатира. Появились сатирические повести, большинство из которых высмеивали быт и нравы церковников, лицемерие духовенства, пьянство и распутство монахов. Это — «Служба кабаку», «Сказание о куре и лисице», «Калядинская челобитная», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о бражнике». Судебные порядки, взяточничество и продажность судей высмеивались в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче». «Азбука о голом и небогатом человеке» рассказывала об участи городского бедняка. Литература по-прежнему была анонимна.
8. Новым в литературе этого периода было и стихотворчество, которое в первую очередь связано с именем Симеона Полоцкого, белорусского просветителя, наставника царских детей. В 1678 и 1679 гг. вышли два сборника его стихотворений, в которых воплотился так называемый «стиль барокко», — «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.