Формационный подход к типологии государств
Основоположниками формационного подхода традиционно считаются классики исторического материализма – К. Маркс и Ф. Энгельс, поэтому в учебной литературе иногда можно встретить марксистский или материалистический подход к типологии государства.
Марксистский подход в исследовании исторического процесса предполагал деление мировой истории человеческого общества на три периода (макроформации): первичный (архаичный), вторичный (экономический) и третичный (коммунистический), получившие название общественных («Gesell-schaftformation», «formation de la societe»), которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох.
Под первичной (архаичной) и третичной (коммунистической) общественными формациямиК. Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации. Под определение первого попадает и община в том ее виде, в каком она существовала в азиатских обществах.
Вторичная макроформация – экономическая предполагает наличие частной собственности и как следствие расслоение общества на класс, что приводит к формированию эксплуататорского государства. Причем каждое государство в определенный исторический период характеризуется определенным способом производства материальных благ, т.е. общественно-экономической формацией.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый исходя из того или иного способа производства и распределения материальных благ; экономический характер жизнедеятельности общества, т.е. такой способ взаимодействия между членами социума, который определяется не религиозными, нравственными или политическими, а в первую очередь хозяйственными, экономическими факторами, другими словами, период, характеризующийся господством в общественной жизни отношений, базирующихся на частной собственности, индивидуальном обмене и возникающей как следствие этого эксплуатации.
В марксизме выделялось пять общественно-экономических формаций: 1) Первобытнообщинная; 2) Рабовладельческая; 3) Феодальная; 4) Буржуазная; 5) Коммунистическая.
Тем из них, которые были классовыми (рабовладельческой, феодальной, буржуазной и первой стадии коммунистической формации - социализму), соответствовал свой исторический тип государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
Рабовладельческое государство. В исторической науке традиционно принято считать, что рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX-VIII вв. до н.э., примерно на 20 веков позднее Древнего Египта.
Рабовладельческий строй сформировался вследствие распада общинного строя и появления частной собственности. Это привело к тому, что произошло расслоение общества на классы имущих и не имущих, отличия между которыми заключались в разнице по отношению к средствам производства. Один класс стал собственником земли, орудий труда и самого производителя – раба, вследствие чего стал называться рабовладельческим. Именно этот класс, владеющий средствами производства, узурпирует публичную власть, превращает ее в орудие классового угнетения, подавления сопротивления эксплуатируемого большинства.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия и средства производства, но и рабы, которых эксплуатировали, продавали, покупали и т. д. Стоит отметить,что положение рабов в разных государствах не было одинаковым. В Афинах, например, закон запрещал избиение или убийство раба, а в Риме таких ограничений власти рабовладельцев не было. В различные периоды рабы занимались не только тяжелой физической работой, но и выполняли функции врачей, учителей, военных, ремеслеников и торговцев. Вольноотпущенники нередко занимали крупные посты в системе государственной власти.
Тем не менее, во всех рабовладельческих государствах власть монопольно принадлежит господствующему классу. Не случайно, что в рабовладельческих государствах имело место сопротивление рабов против власти рабовладельцев (восстания рабов в Сицилии и Малой Азии во II в. до н.э., восстание Спартака в I в. до н.э. и др.).
Таким образом, главным противоречием рабовладельческого общества было противоречие между рабской формой труда и рабовладельческой формы собственности, между рабами и рабовладельцами. Рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями – крестьянами и ремесленниками. Это была гигантская машина военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения: вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.
Основная задача рабовладельческого государства состояла в охране частной собственности и рабовладельческой формы эксплуатации, подавлении сопротивления огромной массы рабов и неимущей части свободного населения. С помощью государства обеспечивалось сохранение выгодных для рабовладельцев производственных отношений.
Феодальное государство. Государства этого типа возникли в Европе в VI-IХ вв. н.э.
Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне вели свое мелкое хозяйство на земле феодала, за что должны были отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него. С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов нередко дополнялась и мерами государственного принуждения закрепленных в законе: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.
Никакого участия в управлении государством крестьяне не принимали. Государственная власть была классовой и принадлежала феодалам с целью защиты его интересов. Общесоциальные функции осуществлялись постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов.
По мнению К.В.Островитянова: «Отличие феодальной эксплуатации от рабовладельческой… заключалось, во-первых, в неполной собственности феодала на работника производства – крепостного крестьянина – и, во-вторых, в том, что крепостной крестьянин был единоличным собственником орудий производства и всего частного хозяйства, основанного на личном труде».
Основной отраслью производства в феодальном государстве являлось земледелие, поэтому главной формой собственности была земельная собственность, вместе с прикрепленными к ней трудом крестьян. Соответственно, вся деятельность государства сводилась в основном к одному – удержать власть помещиков над крепостными.
Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития: централизованные монархии, затем, в связи с тем, что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части входя в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, возникают сословно-представительные, а затем и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.
В мировой истории можно встретить феодальные государства с монархической и что более интересно с республиканской формами правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.).
Основным источником феодального права являются правовые обычаи, нередко в кодифицированном виде, как например Русская Правда, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи. Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы.
Капиталистическое (буржуазное) государство. Первые государства с таким типом общественно-экономической формации возникли в Европе и Северной Америке в XVIII - XIX веках.
Капиталистический способ производства подразумевал труд свободного работника. Сословное неравенство, существовавшее до этого, сменяется неравенством социально-экономическим, поскольку одни владели средствами производства, а другие должны были продавать свою рабочую силу и интеллектуальные способности. В результате, каждый в зависимости от желания и способностей мог передвигаться по социальной лестнице и стремиться стать «миллионером».
Первоначально класс буржуазиисостоял из сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Демократия в этот период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различные объединения рабочих, в том числе профсоюзы, вводится специальное средство, ограничивающее участие трудящихся в управлении государством, отстраняющее их от власти, в виде избирательных цензов: имущественного, образовательного, ценза оседлости и др. Таким образом, всеобщее равенство всего лишь декларировалось. Государство и право выполняли, прежде всего, классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.
Второй этап развития буржуазного общества называется периодом монополистического капитализма. Это связано с тем, монополизируются различные виды производства материальных благ, возникают объединения: тресты, синдикаты, корпорации и т.п. В руках уже не многочисленной монополистической буржуазии сосредоточивается доминирующая часть общественных благ и как следствие политическая власть. Надобность в демократических формах отпадает. В некоторых странах это приводит к возникновению антидемократических режимов, выражающих волю монополистов (военно-полицейские в Латинской Америке, фашистские режимы в Германии и Италии и др.). Социально-экономическое неравенство оказало благотворное влияние на формирование революционных сил которые воплотили в жизнь социалистическую революцию.
В соответствии законом поступательного социального развития, любая промежуточная формация (а буржуазная формация имеет именно промежуточный характер), в своем генезисе последовательно минует стадии зарождения, расцвета, стабилизации и, наконец, угасания и гибели. Исходя из данной гипотезы, кризис буржуазной экономической формации приводит к вызреванию в ее недрах экономических и политических предпосылок наиболее прогрессивной общественной формации – коммунистической.
Социалистическое государство. При коммунизме государство как орган классового принуждения теряет свое основополагающее значение. Постепенно трансформируется и механизм государственной власти, уступая властные полномочия органам общественного самоуправления. Таким образом, коммунистическая формация характеризуется постепенным отмиранием государства, передачей государственных полномочий мировому сообществу. Однако, предполагая, что процесс формирования коммунистической формации требует определенного времени, в течение которого государство еще будет функционировать, сторонники данного подхода в типологии, выделяли промежуточный период между капитализмом и коммунизмом – социализм. В этот период возникает и функционирует социалистическое государство, в значительной степени отличающееся от предшествующих типов государств (рабовладельческого, феодального, капиталистического).
Отличительной чертой такого государства выступает собственность, которая принадлежит народу, использующий ее по собственному усмотрению. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть в начальный период будет принадлежать рабочему классу, который будет использовать ее, прежде всего, для организации всех трудящихся для построения социалистического общества, а также для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов, национализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством и будет заменено органами народного самоуправления. Однако, естественная природа человека связанная с накоплением материальных благ, ленью и конформистским поведением большинства населения в тех государствах, где социалистический строй формировался в XX веке, привела к формированию зажиточного класса, т.е. к возврату к капиталистической формации.
Отмечая положительные черты формационного подхода, следует прежде всего отметить его конкретность, позволяющую достаточно четко обозначить основные исторические типы государственно-правовых систем. В качестве негативного момента следует отметить догматичность (учение Маркса всесильно, потому что верно) и односторонность, определяемую тем, что за основу взят единственный критерий – экономический.
К отрицательным моментам данного подхода также можно отнести однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим, игнорирование азиатского способа производства, для которого характерны: 1) Общественная собственность на землю и коллективный труд; 2) Государственная собственность на средства производства; 3) Господствующий класс в лице чиновничества, для которого основной «собственностью» является власть.