Виды антидемократических режимов

Авторитарный режим – это такой политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или группой лиц (семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии населения.

Тоталитарный политический режим – это такой политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.25. Политическая система общества: понятие, элементы и разновидности.

Политическая система — это совокупность взаимодействую­щих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначе­нием этого многомерного образования является обеспечение це­лостности, единства действий людей в политике.

Выделяют следующие компоненты политической системы: 1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть".

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Разновидности политических систем: 1. По критерию характера взаимоотношения с внешней средой политические системы подразделяются на:
- Закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны. (СССР, Венгрия, Болгария). - Открытые - активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны.



2. По политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества выделяются: - Тоталитарные - характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. - Авторитарные - характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для большинства. - Демократические - предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.
3. По содержанию и формам управления: - либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;
- коммунистические системы, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;
- традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;
- популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют лозунги и программы, основывающиеся на решении наиболее актуальных и острых проблемах общества, стремятся к большему равенству в распределении благ, однако, данные программы практически не выполнимы;
- авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения. 26. Государство в политической системе общества: особенности положения и взаимосвязь с другими субъектами политических отношений.

Политическая система — это совокупность взаимодействую­щих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначе­нием этого многомерного образования является обеспечение це­лостности, единства действий людей в политике.

Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы) так и путем непосредственной демократии. Исходя из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая система – это совокупность организационных форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет главные направления развития общества.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.;

регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах.27. Место, роль и задачи общественных объединений в политической системе общества.

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Согласно статье 30 Конституции РФ: 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (закон "Об общественных объединениях"): - общественная организация; - общественное движение; - общественный фонд; - общественное учреждение; - орган общественной самодеятельности; - политическая партия.

Социальные объединения формируют, представляют и защищают частные интересы различных слоев населения. На основе обобщения данных о таком представительстве государство формирует общие, коренные, долговременные цели всего общества. Тем самым государство интегрирует общество в единое целое при наличии в нем локальных противоречий и конфликтов. Многие управленческие решения принимаются государственными органами с учетом мнений, пожеланий и предложений социальных объединений.

Государство регистрирует социальные объединения, легализует их деятельность. Вместе с тем запрещается государственное вмешательство в деятельность социальных объединений, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государства и их должностных лиц. Государственным служащим не запрещено состоять членами социальных объединений, но при исполнении должностных обязанностей они должны руководствоваться исключительно интересами службы. Создание организационных структур политических организаций в государственных органах, особенно в воинских подразделениях и правоохранительных структурах, не допускается.

Социальные объединения в России имеют право: · свободно распространять информацию о своей деятельности; · участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; · проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; · учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; · представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов (участников), а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления; · выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; · участвовать в избирательных кампаниях.28. Демократия: понятие, институты и формы реализации.Демократия (греч. — «власть народа») — политическая система, при которой народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества.

Исторически в представлениях о демократии преобладали две базовые модели. При прямой демократии полноправные граждане принимают политические решения непосредственно путём голосования с дальнейшим подчинением меньшинства воле большинства или за счёт достижения полного согласия. В представительной демократии граждане делегируют эту функцию избранным ими представителям, которые отвечают перед избирателями за свои действия. Практические реализации демократии стали развитием этих представлений, причём ранние модели с течением времени подвергались дискредитации и сегодня рассматриваются лишь как этапы к современным формам народовластия: - Олигархическая; - Эгалитарная; - Социалистическая; - Либеральная; - Имитационная.

На сегодняшний день для многих демократий характерно наличие следующих институтов:

1. Выборные государственные должности. Современные демократии являются представительными: согласно основным законам, непосредственный контроль над принятием нормативных актов и политических решений осуществляют избранные гражданами лица.

2. Свободные, честные и регулярно проводимые выборы, в которых имеет право участвовать каждый гражданин (как избиратель и как кандидат), в сочетании с непрерывной открытой политической конкуренцией между гражданами и их объединениями.

3. Отзывчивость правительства. Проводимая политика зависит от результатов выборов и от предпочтений избирателей.

4. Свобода самовыражения. Граждане обладают правом безнаказанно выражать свои мысли, в том числе, критиковать власть, политическую систему, общественно-экономический порядок и преобладающую идеологию.

5. Доступ к альтернативным и независимым источникам информации. Граждане вправе искать и получать информацию от других граждан, из книг, СМИ и т. п. Альтернативные источники информации должны существовать, быть доступны и не подконтрольны какой-либо одной политической группе.

6. Автономия общественных организаций. Граждане вправе учреждать относительно независимые сообщества или организации, в том числе, политические партии.

7. Всеобщий охват гражданства. Каждый постоянно проживающий в стране и подчиняющийся её законам взрослый житель должен обладать всеми правами гражданина.

Политическая система, включающая приведённые выше семь институтов, называется «полиархией». Главными особенностями полиархии являются возможность политической конкуренции, обеспечение права на участие в политике и управление на основе коалиции. Такое правление противоположно диктатуре, когда при выборе политического курса доминируют предпочтения одной группы. Важную роль играет потребность конкурирующих элит заручиться поддержкой со стороны широких слоёв населения, что нехарактерно для олигархии.

29. Государственный аппарат: понятие, признаки и структура.

Государственный аппарат- система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем: - государственный аппарат представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций; - функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием; - аппарат государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан; - сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система. Она распадается на ряд частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные орга­ны. Наиболее важными частными системами современного государ­ственного аппарата являются следующие: система органов государ­ственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответству­ющей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Основным назначением органов государственной власти является законодательная деятельность. Они занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Органы государственной власти подраз­деляются на высшие и местные.

Система органов государственного управления осуществляет в различных формах исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность органов гос. управ. проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов гос. власти и вышестоящих органов гос. управ. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований.30. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат— система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

Под принципами организации и деятельности государственно­го аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного аппарата.

Вместе с тем независимо от особенностей отдельных государств и происходящих в них изменений в организации и деятельности государственных аппаратов разных стран имеются общие принципы. Это не означает, разумеется, что они всегда не только провозглашаются, но и полностью реализуются.

Однако, тем не менее, общие принципы, а точнее — общие требования, предъявляемые к процессу организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, существуют и в той или иной мере реализуются.

Среди такого рода принципов следует назвать принцип оптимальности построения структуры государственного аппарата, принцип его эффективности, законности и конституционности, высокого профессионализма государственных служащих, соблюдения высоких этических стандартов членами парламентов и чиновниками, их полной политической лояльности и др.

Данные и другие им подобные принципы находят свое законо­дательное закрепление в конституционных актах и в специальных законах.

Принцип законности и конституционности означает также обеспечение строгого и неуклонного исполнения подчиненными им органами, организациями и учреждениями действующих нормативно-правовых.актов, борьбы с коррупцией, а также со всякого рода нарушениями прав и свобод граждан, общественных организаций, трудовых коллективов.

Проблемы профессионализма и этики государственных служа­щих практически всегда стояли на повестке дня с момента образо­вания государства. Почти всегда они оставались и остаются весьма острыми проблемами. Вокруг них почти всегда велись довольно жаркие, нескончаемые споры.

Одна из причин этого состоит в том, что от профессионально­го и этического уровней чиновников, особенно высших рангов, во многом зависят характер деятельности, стиль и уровень эффектив­ности самого государственного аппарата, состояние дел в обществе и государстве. 31. Понятие, признаки, система и виды государственных органов.

Первичным и важнейшим структурным элементом ме­ханизма государства является орган государства.

Государственный орган — это звено (элемент) меха­низма государства, участвующее в осуществлении функ­ций государства и наделенное для этого властными полно­мочиями.

Признаки: 1. орган служит частью единого механизма государства, занимает в государственной маши­не свое место и прочно связан с другими ее частями. 2. Орган государства состоит из государственных слу­жащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган.

5. Согласно своей компетенции: а) в возможности издавать обязательные к исполнению право­вые акты; б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государ­ства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государ­ства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства.

Органы государстваклассифицируютсяпо различным основаниям:

По способу возникновения они подразделяются на пер­вичные и производные. Первичные органы государства ни­какими другими органами не создаются. Они либо возника­ют в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают власт­ные полномочия от избирателей (представительные орга­ны).

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Высшие органы государ­ства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства.

По широте компетенции выделяются органы государ­ства общей и специальной компетенции.

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные.

На основе принципа разделения властей государственные орга­ны делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автоном­ной области, автономных округов создаются ими самостоя­тельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, ус­тановленными федеральным законом.32. Принцип разделения властей, как основополагающий принцип организации современного государства.

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Также стоит выделить необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Согласно статье 11 Конституции РФ гос. власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.33. Понятие и виды социальных норм. Нормативное регулирование: понятие и виды. Особенности правового регулирования.

Социальные нормы – это правила регулирующие поведение людей и деятельность организаций в общественной жизни. Соц. нормы бывают следующих видов: 1) нормы права (правила поведения устанавливаются и охраняются государством); 2) нормы морали (представления людей о добре и зле); 3) нормы общественных организаций (правила устанавливаемые самими организациями); 4) нормы обычаев (правила поведения вошедшие в привычку людей); 5) нормы традиций (стабильные правила поведения определенной сферы жизнедеятельности человека); 6) нормы ритуалов (правила поведения людей при совершении обрядов).

Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой

ВИДЫ НОРМАТ. РЕГУЛИРОВАНИЯ -традиционные; - моральные; - корпоративные; - правовые.

В новых условиях общество создает разновидность нормат. регулирования – правовое регулирование – общество формирует в наиболее значимых отношениях правопорядок.

РОЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИР-Я: Заключается в том, что оно подчиняет поведение людей общим правилам и тем самым обеспечивает стабильность обществ. отношений.

НОРМАТ РЕГУЛИРОВАНИЕ заключается в выработке соц. норм, которые классифицируются:

1. По сфере действия: -экономические; - политические; - религиозные; - экологические и др.

2. По регулятивным особенностям: -мораль, – право, – обычаи, – корпоративные нормы .

Корпорат.нормы - правила поведения, кот. создаются в организованных сообществах и распространяется на его членов, они направлены на обеспечение организации и функционирование этого сообщества. Обычаи–правила поведения, вошедшие в привычку. Мораль–сторона духовной жизни людей.

34. Понятие, свойства, сущность и социальная ценность права.

Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных офиц. защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношения друг с другом. Также право - система общеобязательных норм, возникших в общественной практике, санкционированных государством и опирающихся в своей реализации на возможность принуждения со стороны государства.

Признаки права: 1) Нормативность (оно всегда определяет какую-либо норму поведения). В юриспруденции нормой признается типичная, т. е. усредненное поведение, удовлетворяющее всех. 2) Общеобязательность права (право обязательно для всех участников правоотношений) 3) Санкционированность государством (любая норма д. б. санкционирована государством). 4) Возможность в своей реализации опираться на принуждение со стороны государства.

Подходы к сущности права:

Сущность права – это воля господствующего класса или всего народа; - это социальная свобода, соединенная с социальной ответственностью; - это реальное общественное отношения, которые складываются в социально – неоднородном обществе; - это формально-правовая свобода, формально-правовое равенство, формально-правовая справедливость

Ценность права проявляется: -право придает действиям людей согласованность; - реализация правовых норм приводит к упорядоченности общественных отношении; - право – необходимое условие жизни и развития общества; - право развивает те общественные отношения, в которых общество заинтересовано; - право – выразитель справедливости; - право определяет свободу личности в обществе; - право и свобода личности неотделимы друг от друга, поскольку право, определяя масштаб, границы свободы, помогает индивиду их осознать; - право является средством утверждения нравственных начал в общественной жизни, средством воспитания населения. 35. Возникновение права и его отличие от социальных регуляторов первобытного общества.

Первые нормативные обобщения были оформлены в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. Далее в ходе дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения того или иного государства.

В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Различают два вида социального регулирования - индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил - образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи).

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи - правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» - обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, - истоки формирования права.

Зародыш права - в обособлении суда, организованного политической властью, от суда общественного. Как только политическая власть стала обнаруживать свое значение, так сделалось вполне естественным обращение к ней за помощью для защиты своих интересов.

Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба. Причины происхождения права:

1. Необходимость установления единого порядка.

2. Необходимость его поддержания.

3. Оформление товарно-денежных отношений.

4. Смягчение противоречий между различными слоями общества36. Основные теории происхождения права.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Наиболее распространенные из них: теологическая (божественная), историческая, нормативистская, материалистическая, социологическая, психологичкая теории.

Теологическая теория - В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели, прежде всего, в воле богов и их «помазанников» -- правителей государств (Индия, Китай, Египет и т.п.). Влияние религии, как доминирующего мировоззрения, на содержание законов и права в средние века привело к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последовательным их выражением является учение средневекового теолога Фомы Аквинского. Но и в настоящее время религиозное понимание сущности права как творения Бога до сих пор остается одним из направлений его теоретического осмысления.

ИсторическаяОсновные идеи: 1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно; 2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия).

Нормативистская: 1) исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы; 2) Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками; 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры.

Материалистическая: 1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление; 2) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение.

Социологическая: 1) Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего; 2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

Наши рекомендации