Культура Казахстана в 10 – 12 вв
Все средневековые государства на территории Казахстана базировались на кочевом и полукочевом скотоводстве, тесно связанном с оседлым земледелием.
В мирное время тюрки занимались торговлей, охотно меняя скот (лошадей, овец, верблюдов) и изделия своих промыслов (шерстяные изделия, войлок, ковры, кожу, дубленую кожу) на другие товары. Сделки имели форму натурального обмена или оценивались в кусках китайского шелка или местной шерстяной ткани строго определенного размера, являвшихся в азиатских степях более распространенным платежным средством, чем металлические монеты. Помимо этого, контролируя основные караванные торговые пути между Китаем и Западной Азией, тюрки облагали данью проходившие по ним караваны.
Образование в середине X в. Караханидского государства и завоевание Караханидами Средней Азии еще более сблизили с ней регион Южного Казахстана и Жетысу. Продолжается подъем городов, развитие ремесел и торговли, науки и культуры.
Период господства Караханидов в Казахстане и Средней Азии является одним из важных этапов в развитии городов. Территориальный рост городов, наблюдаемый в Казахстане, во многом зависел от массового оседания кочевников. Во всех городах они стали преобладающим населением Жетысу.
В IХ-Х вв. появляются укрепленные поселения в Илийской долине. Некоторые из них вскоре становятся городами, центрами ремесел и торговли.
Оседло-земледельческая и городская культура распространяется в Восточном Казахстане, в Прииртышье, в государстве кыпчаков, в Центральном и Западном Казахстане. Дальнейшее развитие получают городские ремесла. Начинается производство поливной посуды.
Одним из крупных городов исследуемого периода является Тараз. В это время здесь строится водопровод, общественные бани.
Развитие феодальных отношений привело к нарушению замкнутости натурального хозяйства сельской общины, вызвав увеличение спроса на ремесленную продукцию. В городах рост численности населения способствовал увеличению ремесленной прослойки. Бурное развитие ремесел было явлением повсеместным.
В ряде городов чеканятся монеты. Их выпускали Испиджаб, Отрар, Тараз.
Расцвет казахстанского города был определен важнейшими социально-экономическими сдвигами, происшедшими в это время, в первую очередь, развитием феодализма.
Определенную роль в оседании кочевников сыграно распространение мусульманской религии.
Специфической особенностью земледелия в городе было то, что вся земля находилась в частной собственности, а не в государственной.
В IХ-ХI вв. на основе мощного субстрата архитектурно-строительных традиций и новой идеологии (ислама) сформировалась основа архитектурной типологии, развивавшаяся в последующее тысячелетие. Архитектура общественных и культовых зданий развивается в соответствии с канонами ислама и общим направлением архитектуры стран «мусульманского Востока». Особое развитие получили культовые комплексы, архитектурное ядро которых состояло из монументальных построек, располагавшихся компактно или по краям площадей.
В указанный период появились бани. В больших городах имелось несколько бань.
В IХ-ХII вв. в связи с распространением ислама широкое распространение получает арабский язык. На арабском языке писал выдающийся ученый Востока Абу Наср аль-Фараби (870-950 гг.). Он родился в городе Весидже, входившим в округ Фараб (Отрар), затем учился в Бухаре и Багдаде. Аль-Фараби является ученым-энциклопедистом, его научные взгляды намного опередили свое время. Ему принадлежат труды «Большая книга музыки», «слово о классификации наук», трактаты по философии, математике, астрономии. Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира.
В XI в. было написано одно из важнейших исторических и литературных произведений того времени — «Кутадгу билик» (Благодатное знание) Юсуфа Баласагуни. Это первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии.
Большую ценность представляют произведения Махмуда Кашгари. Он составил Словарь тюркских наречий «Диван-лугат-ат-тюрк».
Памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X - XI вв.) в окрестности Тараза. Позднее были возведены мавзолей Айша-Биби (XI - XII вв.). расположенный рядом, и мавзолей Карахана в самом Таразе. Бесценным творением данной эпохи было изобретение письменности, благодаря чему последующие периоды унаследовали уникальную форму сохранения и передачи информации - коллективную память. Древнетюркская письменность появилась на 15 веков раньше кириллицы и на 10 веков раньше, чем грузинское и армянское письмо, о чем свидетельствуют такие памятники, как архонские надписи и другие. Широкое распространение получили предания о Коркуте. Они были известны Алишеру Навои, существуют записи легенд о Коркуте у В. Вельяминова-Зернова, у Г. Потанина. В народном предании Коркут - это мудрый наставник, прорицатель, хранитель заветов предков, родового строя.