Толкование норм права: понятие и виды по субъектам, способам и объему
Толкование норм права — выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее правильной, быстрой и экономной реализации.
Виды толкования норм права по субъектам
Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкования различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. Поэтому важно классифицировать виды толкования по его субъектам. По этому основанию выделяют официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами (государственными органами и должностными лицами), закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. В свою очередь, официальное толкование делится на нормативное и казуальное (правоприменительное).
Нормативное толкование характеризуется государственной обязательностью, общим характером, возможностью неоднократного использования, но при этом не ведет к созданию новых норм права. В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации.
Нормативное толкование делится на аутентичное и легальное.
Аутентичное (авторское) толкование — разъяснение смысла нормы права органом, ранее ее принявшим. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции.
Легальное толкование (разрешенное, делегированное) — разъяснение осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. К ним относятся Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд. Исключительная компетенция Конституционного суда — толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции.
Казуальное (правоприменительное) толкование характеризуется обязательностью, индивидуальным характером, однократным использованием применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного суда по отдельным делам. Также это толкование в результате правоприменения, когда на второй стадии этого процесса выбирается и анализируется (толкуется) норма права.
Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально разъяснять правовые нормы. Результаты такого толкования не имеют юридического, общезначимого значения. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.
Доктринальное (научное) толкование — разъяснение норм права научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, научных комментариях практики, устных и письменных обсуждениях проектов нормативных актов.
Компетентное (профессиональное) толкование — разъяснение, исходящее от сведущих в области права лиц — юристов-практиков, от должностных лиц государственного аппарата. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Это толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно.
Обыденное толкование — разъяснение, осуществляемое любым гражданином. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. От характера такого толкования зависит состояние законности, так как оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.
Способы толкования норм права
Способ толкования — совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя.
грамматический (филологический, языковой, текстовой) состоит в уяснении смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта (выясняется значение отдельных слов, устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложений, обращается внимание на знаки препинания, союзы, вводные слова и т. д.).
логический способ состоит в исследовании не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативно-правового акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики (логическое преобразование, выводы от противного, доведение до абсурда и т. д.);
систематический состоит в уяснении содержания правовых норм в их взаимной связи с учетом их места и значения в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом;
историко-политический состоит в уяснении смысла правовых норм на основе исследования историко-политических условий их принятия;
специально-юридический состоит в уяснении смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций и т. д. на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники;
телеологический состоит в установлении целей принятия нормы права;
функциональный состоит в учете интерпретатором условий и факторов, при которых реализуется норма.
Виды толкования по объему
Для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения истинного содержания нормы с ее текстуальным выражением, т. е. толкование по объему. Оно является логическим продолжением и завершением уяснения содержания правовых норм. Смысл закона не всегда выражается в его «букве». Это порождает неизбежность не только буквального, но, распространительного и ограничительного толкования.
Буквальное (адекватное) толкование состоит в том, что смысл, который вложил законодатель в норму права, полностью совпадает со смыслом, который вытекает из текста нормы права. Большинство норм толкуется именно буквально.
Распространительное (расширительное) толкование состоит в том, что смысл, который вложил законодатель в норму права, шире смысла, вытекающего из текста нормы права.
Ограничительное толкование состоит в том, что смысл, который вложил законодатель в норму права, уже смысла, вытекающего из текста нормы права.
Нормы права толкуются адекватно (буквально), ограничительное и распространительное толкование обычно — исключение из общего правила. Как правило, эти виды толкования являются результатом несовершенства законодательства, наличия в нем пробелов, неясных формулировок и т. д. Но иногда законодатель допускает такую возможность умышленно. Однако в подобных случаях не исключается возможность буквального толкования.
Акты толкования права: понятие, особенности, виды. Акты толкования и акты применения, акты толкования и нормативные правовые акты. Значение актов толкования Конституционного Совета РК для юридической науки и правовой практики.
Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на четыре группы: а) нормативные акты, включая договоры нормативного содержания; б) правоприменительные акты; в) правотолкующие (интерпретационные) акты; г) прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).
Акты толкования - один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика. Без них этот механизм был бы существенно ослаблен, а в отдельных случаях оказался бы ущербным, искаженным, ибо если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. А это уже нарушение законности в правоприменительной деятельности.
Основные особенности актов толкования заключаются в следующем:1) они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов;2) не являются источником и формой права;3) адресуются, как правило, к должностным лицам; 4) носят подзаконный, но обязательный характер;5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные - указы, постановления, инструкции и т.д.;6) их цель - толковать, разъяснять, но не создавать право.
Последний пункт нуждается в пояснениях. Дело в том, что в научной литературе существует точка зрения, согласно которой в отдельных случаях акты толкования могут быть не только результатом правотолкующей, но и правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касается судебного толкования нормативного, а не казуального характера. Однако такое мнение разделяется далеко не всеми (возражающих, пожалуй, большинство), и оно (мнение), как представляется, ближе к истине.
С теоретической, да и практической точки зрения судебные органы не наделены и не должны быть наделены правотворческими функциями, их дело - не творить, а толковать и применять право. Что же касается актов нормативного толкования, то, как уже отмечалось, сам термин "нормативное" используется здесь условно, лишь для сопоставления их с актами казуального толкования, а не в общеупотребительном смысле.
Виды актов толкования. По форме выражения они могут быть устными и письменными; по отраслям права - уголовными, гражданскими, административными и т.д.; по юридической природе - нормативными и казуальными, аутентичными и делегированными; по субъектам эти акты выступают как акты различных органов - судебных, прокурорских, арбитражных, контрольных, административных, законодательных, исполнительных и т.д.
Многообразие актов толкования обусловлено многообразием юридических норм, а в конечном счете - общественных отношений, которые регулируются этими нормами. Сама жизнь диктует необходимость издания подобных актов на всех уровнях государственного управления. Потребность в толковании возникает всюду, где действует, функционирует право.
(53 вопрос +дополнительно) Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.
Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику). Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Официальное толкование норм Конституции дает Конституционный Совет РК. Право толковать Конституцию стало важнейшим, законодательно закрепленным, самостоятельным полномочием Конституционного Совета. КС играет немаловажную роль в толковании, и также для юридической науки.