О старобелорусском языке
Язык, в котором современные белорусские исследователи называют старобелорусским, а украинские – староукраинским, в киево-русский период истории восточных славян не соотносился ни с каким диалектом. Вбирая в себя элементы разных восточнославянских языковых стихий, он постепенно приобрел наддиалектный характер и в конечном счете стал письменным деловым языком, которым пользовались в различных землях Руси, а затем и в Великом княжестве Литовском. Убедительным подтверждением данного положения является памятник древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве». По оценкам исследователей, он мог быть написан и в Киеве, и в Полоцке, и в Турове, и в Чернигове... В то время термин «белорусский язык» вообще не употреблялся, язык же деловой письменности, в том чипе и в период ВКЛ, имел название «руский язык». Таким образом, язык, ныне называемый старобелорусским, в действительности был общелитературным древнерусским языком. Свое прямое продолжение он имел в XIII -XV вв., будучи представленным большим количеством актов, грамот, договоров и статутов. С XVI в. в западнорусских землях стал набирать силу процесс проникновения в деловую письменность польского языка, что повлекло вытеснение из употребления древнерусского языка, а затем и его официальный запрет в 1696 г. Как отмечает известный белорусский историк языка А. Журавский, ко времени запрета «русского» языка в Речи Посполитой уже и запрещать, по существу, было нечего, разве что кирилловскую графику. Современный белорусский и украинский языки возникли уже в Новое время после перерыва в западнорусских землях письменной традиции на основе обработки живых народных говоров. Прямую же приемственность с древнерусским письменным языком сохранил только современный русский язык.
Источники: Слово о полку Игореве. М., 1988. С. 78; Жураўскі, А. I. Гісторыя беларускай літаратурнай мовы: у 2 т. / А! Жураўскі: Мінск, 1967. Т. 1; Жураўскі, А. І. Беларусская мова і дзяржаўнасць у старажытнасці /А.І. Жураўскі // Гуманітарныя i сацыяльныя навукі на зыходзе XX стагоддзя. Мінск, 1998. С. 450; Яскевіч А. Падвіжнік i ix святыні. Духоўная культура старажытнай Беларусі / А. Яскевіч. Мінск, 2001. С. 113; Гісторыя Беларусі. у 6 т. Мінск, 2008. Т. 2, С. 91.
Наконец, то, что применительно к ВКЛ называют «белорусским законодательством» есть не что иное, как законодательство Киевской Руси, заимствованное из Русской Правды. Согласно заключению видного исследователя источников древнерусского права С.В. Юшкова памятники кодификации Московского и Литовского государств были созданы на основе принципов Русской Правды. А некоторые разделы Статутов Великого княжества Литовского 1529 и 1566 гг., которые были приняты до Люблинской унии 1569 г., например, закон о копном суде, представляют собой прямые извлечения из Русской Правды [54].
Можно, конечно, рассуждать о том, было ли ВКЛ федеративным государством. Скорее всего, что таковым оно не являлось. Но оно было полиэтническим по составу своего населения государством. Может быть, со временем его население могло бы составить единую нацию, скажем, под названием «литвины» или «литва», но это так и не стало исторически свершившимся фактом. Белорусская же нация, белорусский народ, как и его собственная государственность, - свершившийся факт, но это произошло гораздо позже и уже вне Великого княжества Литовского. Белорусский народ лишь в XX в. завершил свою консолидацию в особую нацию, бесспорным свидетельством. чего является обретение им в этом столетии собственной государственности. Однако нет оснований утверждать, что ВКЛ было белорусским национальным государством, поскольку таковое следует связывать с жизнью белорусской нации, предпосылки формирования которой в то время только складывались. Это положение счел необходимым особо подчеркнуть Президент Республики А.Г. Лукашенко в известном докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию»: «Никому, даже самому ярому националисту, не придет в голову утверждать, что Великое княжество Литовское было самостоятельным белорусским государством» [55].
Все вышеизложенное подтверждает положение о том, что и литовский, и белорусский, и украинский народы в равной мере обладают правом на политическое, социальное и культурное наследие ВКЛ, которое создавалось общими усилиями предков этих народов.
Речь Посполитая
Нет никаких оснований считать, как это делал М.В. Довнар-Запольский и вслед за ним ряд современных исследователей, что Беларусь обладала политической независимостью в составе Речи Посполитой[56]. Во-первых, Великое княжество Литовское, а именно данное государство объединилось с Королевством Польским, и Беларусь - это далеко не одно и то же: Беларусь стала государством только в XX в. Во-вторых, Речь Посполитая изначально замышлялась польской стороной не как федеративное или конфедеративное, а как унитарное государство. Согласно акту, подписанному 1 июля 1569 г. в Люблине, Королевство Польское и Великое княжество Литовское представляют собой одно неразделимое и неотделимое целом с одним народом. Создавался общий сейм, который должен был выбирать короля и Великого князя в одном лице. Заседания сейма должны были проходить на польской земле, созыв отдельных сеймов для ВКЛ и Польши
не предусматривался. Узаконивалось осуществленное ранее отторжение в пользу Польши земель Подляшья, Волыни, Подолья и Киевщины. Общей становилась внешняя политика. Поэтому, если подходить с формально-юридических позиций, то говорить о политической независимости Беларуси [читай: Великого княжества Литовского. — ЯМ] в составе Речи Посполитой не приходится.