Начало расселения славян. Этногенез и духовная культура восточных славян
Говоря об этногенезе славян, выясните, какие археологические культуры определяют как славянские. Вероятно, что наиболее древними протославянскими племенами были земледельческо-скотоводческие племена культуры шнуровой керамики, которые расселились в конце 3-го—2-ом тысячелетии на большом пространстве от Днепра до Одера и от Балтийского моря до Карпат. В конце 1-го тысячелетия до н.э. славянские элементы ярко прослеживались в зарубинецкой культуре на Днепре и пшеворской культуре в бассейне Вислы и Одера и верховьях Днестра. В условиях широкого расселения славян на территории от Эльбы до Среднего Поднепровья сформировалась пражская культура. Подчеркните, что это первая из археологических культур, которую бесспорно относят к славянским. На территории Беларуси её памятники обнаружены в районе г. Петрикова, по рекам Припять, Ясельда и Горынь.
От археологических культур целесообразно перейти к письменным источникам. Они указывают, что наиболее древние исторические свидетельства о славянах, известных тогда под названием венды, относятся к I—II вв. н.э. В VI в. в письменных источниках впервые встречается этноним «славяне». В это время славяне были известны у других народов под названиями анты и склавены.
Далее рассмотрите вопрос о локализации прародины славян и путях их миграции. Так, наиболее вероятными местами формирования славян считают междуречье Вислы и Одера и южную часть лесной зоны Восточной Европы, куда входит и юг Беларуси. Миграция славян началась в конце V в., после падения государства гуннов. Славяне продвинулись на юг от Дуная и в северо-западное Причерноморье, вторглись в балканские провинции Византии, во второй половине I тысячелетия заняли Верхнее Поднепровье, нижнюю Эльбу и юго-западное побережье Балтийского моря. С VIII в. они заселили левобережье Днепра, бассейн среднего и верхнего Дона и верхнюю Оку.
Постепенно славяне образовали три группы: западные, восточные и южные. Соотнесите с ними нижеперечисленные славянские народности: словенцы, поляки, белорусы, чехи, словаки, лужицкие сербы, русские, болгары, сербы, украинцы, хорваты, македонцы, черногорцы.
Отдельно следует рассмотреть заселение славянами территории Беларуси. Подчеркните, что массовый приход сюда славян относится к рубежу VI—VII вв., в бассейн р. Припять. В VIII—IX вв. началось массовое расселение славян на землях балтов. Большими группами они селились на правобережье Днепра и Березине, в бассейне Сожа. Славяне вступали в тесный контакт с балтским населением этих регионов, происходила их ассимиляция.
Территорию Беларуси заселили преимущественно три восточнославянских племени — кривичи, дреговичи и радимичи. Выясните особенности этногенеза одного из крупных восточнославянских племен – кривичей. Они занимали север Беларуси и соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину). Они сформировались в результате ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западнофинских племен, постепенно славянизированных. Назовите и поясните различные версии происхождения названия «кривичи».
Аналогично рассмотрите особенности расселения и формирования племен дреговичей и радимичей. Дреговичи проживали на большей части южной и значительной части средней Беларуси. В «Повести временных лет» говорится, что они жили между Припятью и Западной Двиной. Многие черты дреговичи восприняли от балтов. Название этой этнической группы также отражает славяно-балтский синтез дреговичей; докажите это.
Радимичи проживали на восток от дреговичей и на юг от кривичей. По летописным данным, они занимали территорию между Днепром и Десной. Основной ареал расселения радимичей—бассейн рек Сожа и Ипути. Название радимичей, как и дреговичей, вероятно, балтского происхождения.
Кривичи, дреговичи, радимичи представляли крупные племенные союзы, объединенные не столько родоплеменными отношениями, сколько едиными территориальными, экономическими и политическими связями. Эти племенные союзы были ранними государственными образованиями, которые летописи называют «княжениями».
Расскажите об основных научных концепциях происхождения белорусов.
Анализируя духовную культуру восточных славян, подчеркните, что в первобытную эпоху у них сформировались лингвистические и этнографические особенности, мифология и религиозные представления. Духовная культура восточных славян представляла собой совокупность религиозных верований, систему духовно-нравственных ценностей.
Разберитесь в мировоззренческих представлениях восточных славян. В их понимании мир делился на несколько уровней и являл собой мировое древо, где крона, ствол и корни олицетворяли тройную вертикальную структуру мира – три царства: небо, землю и преисподнюю. Мир они понимали как систему двоичных противопоставлений: жизнь - смерть, мужской - женский, небо - земля, священный - мирской и т.д.
Особое внимание уделите влиянию природы на формирования духовно-нравственных начал у древних славян. Им была присуща уверенность в одушевленности всего окружающего мира. Они поклонялись рекам, озерам, колодцам, рощам, отдельным деревьям, камням необычной формы, которые наделялись сверхъестественными свойствами. Поклонение силам природы запечатлено в многочисленных фантастических существах – леших, водяных, русалках. Особым почитанием пользовалась земля, которая олицетворялась в образе женского божества плодородия.
Далее следует рассмотреть славянский языческий Пантеон и его структуру. Все славянские боги символизировали главные природные стихии: Перун – бог грозы и молнии, Даждьбог и Хорс – солнечные божества, Стрибог – бог ветров, Мокошь – божество женского начала природы и женских работ и др. К высшему уровню относились два божества – Перун и Велес. Они воплощали военную и хозяйственно-природную функции соответственно. Кроме названных богов, в состав праславянских богов высшего уровня могли входить Сварог (бог огня) и Даждьбог (солнечное божество). Более низкий, человеческий мир представляли божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами - Род, Чур и др. К этому уровню могли относиться и большинство женских божеств, например, Мокошь, а также духи предков - добрые (деды) и злые (упыри). К низшему уровню относились домовые, лешие, русалки и т.д.
Как важную составляющую духовной жизни славян следует рассматривать культ предков. Им устраивались обильные поминки и чествования в особые дни. С утверждением христианства такие поминальные дни были закреплены церковью за определенными датами православного календаря и получили название «родительские» дни. Элементом культа предков была вера в домовых. Славяне имели представление о рае, который назывался «ирий» или «вырий». «Отправляя» человека в рай, славяне-язычники клали рядом с покойным в захоронение все то, что было необходимо ранее в земной жизни: одежду, обувь, утварь.
Упомяните, что в поселениях восточных славян почетное место занимали языческие святилища. К ним стекались окрестные жители для совершения треб – религиозных обрядов, молений, торжественных поминальных тризн. Важнейшую часть треб составляли жертвоприношения. У восточных славян была развита языческая магия. Она охватывала почти все стороны семейной и общественной жизни и оказалась впоследствии (после принятия христианства) особенно живучей.
Необходимо охарактеризовать представления восточных славян о нравственности и морали. В личных качествах они особо ценили справедливость, мужество, верность долгу и слову, любовь к родной земле. В отношениях между людьми всегда приветствовались верность в дружбе, отзывчивость к чужому горю, готовность прийти на помощь, почтение к старшим, прежде всего к родителям. Все это нашло яркое выражение в былинах, сказаниях, пословицах. Характерной чертой славян было гостеприимство. Хотя воинская доблесть, храбрость, сила, верность долгу очень почитались, тем не менее, культ прославленных полководцев, вождей победоносных дружин для восточных славян не был свойственен.
Не чужды были восточным славянам и эстетические моменты. Они занимали весьма значительное место в быту и искусстве дохристианской Руси. Впоследствии это оказало существенное воздействие на формирование эстетики Древнерусского государства.
Завершите ответ выводом о том, что для восточных славян был характерен достаточно высокий уровень духовной культуры. Об этом свидетельствуют религиозные верования, система духовно-нравственных ценностей, философско-эстетические представления. Многие элементы духовно-нравственной сферы восточных славян возникли задолго до крещения Руси. Этому способствовали природно-климатические, хозяйственно-бытовые, политические и другие факторы.