Еще одно основание для государственной регистрации прав – свидетельство о
праве на наследство. Оно выдается наследникам, принявшим наследство, в
подтверждение их прав на полученное имущество. Наследники приобретают право
на имущество со дня открытия наследства, поэтому можно сказать, что
государственная регистрация прав на недвижимость в данном случае носит не
правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер. Состав наследников
определяется завещанием или законом.
В соответствии со ст.36 Основ законодательства о нотариате выдают
свидетельство о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного
имущества только государственные нотариусы. И лишь при отсутствии в
нотариальном округе государственной нотариальной конторы совместным решением
органа юстиции и нотариальной палаты выполнение соответствующих функций может
быть поручено одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Свидетельство о праве на наследство выдается всем наследникам вместе или каждому в отдельности – по их желанию (в последнем случае в свидетельствах указывается все наследственное имущество и доля наследника, получающего свидетельство). Если окажется, что какое-либо имущество не включено в свидетельство о наследстве, то на него может быть выдано дополнительное свидетельство.
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Под термином “решение суда” носит в данном случае обобщающий характер и обозначает так же решение третейского и арбитражного суда.
Решения суда в контексте Закона о государственной регистрации могут признавать за гражданами и организациями определенные права на недвижимое имущество (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, сервитутные и иные вещные права), признавать недействительными оспоримые сделки и указывать порядок применения последствий
признания недействительными ничтожных сделок. Действующее процессуальное законодательство наделяет лиц, участвующих в деле, а также судебного пристава-исполнителя правом постановления перед судом вопроса о разъяснении решения (ст.17 Федерального закона “Об исполнительном производстве”). Также предусмотрена возможность изменения судом, вынесшим решение, способа и порядка его исполнения по инициативе лиц, участвующих в
деле, а также судебного пристава-исполнителя (ст.207 ГПК РСФСР, ст.205 АПК РФ, ст.18 Федерального закона “Об исполнительном производстве”). К отношениям, складывающимся при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, могут быть применены правила по разъяснению судебного решения, а также по изменению способа и порядка его исполнения (ст.28 Закона о государственной регистрации). При этом инициатором может выступать государственный регистратор прав на недвижимое имущество либо правообладатель, имеющий письменное заключение регистратора прав. Тем самым Законом о государственной регистрации был расширен субъектный состав лиц, обладающих правом на обращение в суд по указанным вопросам. Следует заметить, что право на недвижимое имущество может быть установлено не
только судебным решением, но и определением суда об утверждении мирового
соглашения сторон, определением или постановлением кассационной,
апелляционной, надзорной инстанции, вынесших новое решение по делу либо
изменивших решение суда.
Одним из оснований для ограничения прав на недвижимое имущество является
наложение ареста на это имущество, то есть его опись, объявление запрета
распоряжаться им, а при необходимости – ограничение права пользования,
применяемый для обеспечения иска или в других целях. Арест имущества влечет
следующие ограничения в правах: невозможность его продажи, дарения, мены,
сдачи в наем (аренду), залога. В связи с этим Законом о государственной
регистрации (ст.28) предписана необходимость извещения регистратора о
произведенном аресте в трехдневный срок. Еще одним основанием для государственной регистрации являются различные акты (свидетельства) государственных органов. Эти акты относятся к категории индивидуальных. Следует заметить, что к данному виду оснований относятся и различные акты органов местного самоуправления, наделенных необходимыми
полномочиями. Компетенция и этих, и органов государственной власти определяется законодательством, действовавшим в месте выдачи и на момент выдачи акта (документа).
В качестве примеров таких актов можно привести подлежащие регистрации лицензии на водопользование, выдаваемые специально уполномоченным государственным органом управления использования и охраны водного объекта; акты представления земельного участка органами местного самоуправления для строительства объектов недвижимости в городских и сельских населенных пунктах; и другие акты (свидетельства).
К особым случаям, которые укладываются в рамки данного основания, можно отнести:
- принятие бесхозяйных недвижимых вещей на учет органом, осуществляющим
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (основанием для такого
принятия на учет служит заявление органа местного самоуправления, на территории
которого находится бесхозяйная вещь, - ст.225 ГК РФ); решение об изъятии
имущества у собственника в виде реквизиции, т.е. при обстоятельства, которые
носят чрезвычайный характер, в интересах общества по решению государственных
органов в порядке и на условиях, установленных законом, в частности, с
непременной выплатой стоимости имущества (ст.242 ГК РФ) или в виде конфискации
(ст.243 ГК РФ) К числу иных актов передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним
заявителю от прежнего правообладателя, предусмотренных ст.18 Закона о
государственной регистрации, относятся самые различные акты, соответствующие
действовавшему в месте передачи и на момент совершения передачи законодательству.
К этим актам в настоящее время можно отнести такие основания для государственной
регистрации прав, как внесение физическими и юридическими лицами вклада в виде
недвижимости в учреждаемое ими хозяйственное общество (товарищество), наделение
собственниками правом оперативного управления создаваемых ими учреждений,
передача юридическим лицом другому юридическому лицу прав на недвижимость при
отдельных видах реорганизации юридического лица, наделение от имени
собственника государственным органом или муниципальным образованием правом
хозяйственного ведения на определенное недвижимое имущество вновь создаваемого
государственного или муниципального унитарного предприятия и др.