Правовая система общества: понятие и структура. Основания (критерии) выделения правовых систем. Значение понятия правовая система для юридической науки и практики
Правовая система – это совокупность правовой действительности в целом конкретного государства. В понятие правовой системы включается широкий круг правовых явлений – нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена. Правовая система Республики Казахстан находится на этапе своего развития.
После обретения независимости Казахстан активно формирует свою правовую систему с учетом различных факторов. Структура правовой системы состоит из 3 групп правовых явлений:
а) юридические нормы, принципы, институты (нормативная сторона); б) совокупность правовых учреждений (организационная сторона); в) совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура (идеологическая сторона).
В целом можно отметить, что правовая система РК относится романо-германской правовой системе. Основным источником права является нормативно-правовой акт. Так, согласно ст.4 Конституции РК действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного суда Республики.
Правовая система РК основывается на понимании права как совокупности абстрактно-всеобщего правила поведения, регулирующих однородную совокупность общественных отношений.
Также отличительной чертой правовой системы РК является конституционное признание и закрепление приоритета естественных прав и свобод человека. Основной источник права - это закон, принимаемый высшим представительным органом - Парламентом РК или путем референдума. Так, путем референдума была принята 30 августа 1995 года ныне действующая Конституция РК. Девятнадцать изменений и дополнений были внесены в Конституцию 8 октября 1998 года.
Конституция РК является основным законом государства. Она также является правовой основой для всех остальных (конституционных и обычных) законов и подзаконных актов.
Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, “правовые семьи”. Критерием выделения и классификации правовых семей является:
1) идеология, включая религию, философию, экономические и социальные структуры;
2) юридическая техника, основой которого являются источники права Важную роль в правовой системе РК играют кодексы - кодифицированные нормативно-правовые акты отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, однако по существу они занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли законодательства.
Значительную роль играют подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами исполнительной власти (постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и др.). Надзор за соответствием законов и подзаконных нормативных актов Конституции осуществляет Прокуратура РК.
В системе источников права в Республике Казахстан обычай играет вспомогательную роль, применяясь в основном в гражданском законодательстве. Так, в Гражданском Кодексе РК (общая часть) указывается, что обычаи делового оборота могут служить источником гражданского законодательства.
В Республике Казахстан суд не является творцом права, не имеет права создавать новые нормы права. Но он обладает большой свободой в толковании применяемых нормативно-правовых актов. Так, согласно ст. 78 Конституции РК «суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина
77,Романо-германская правовая семья.Правовая система – это совокупность правовой действительности в целом конкретного государства. В понятие правовой системы включается широкий круг правовых явлений – нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.
В развитии правовых систем наблюдается преемственность. Так, традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми ценностями, воспринятыми правовой системой от другой или других правовых систем. На развитие правовой системы воздействует вся духовная культура общества; религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую культуру большое воздействие оказывают политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органично взаимосвязаны с религией.
Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, “правовые семьи”. Критерием выделения и классификации правовых семей является: 1) идеология, включая религию, философию, экономические и социальные структуры; 2) юридическая техника, основой которого являются источники права. Основываясь на этих критериях выделяются следующие виды правовых семей – романо-германская, англо-саксонская, социалистическая, религиозная и традиционная.
Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы многих государств. Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (в том числе и России) и противопоставляется англосаксонскому праву. Основной источник права — закон (нормативный правовой акт). Ей присуще чёткое отраслевое деление норм права. В свою очередь практически все отрасли права подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право, хотя отнесение некоторых отраслей права к какой-либо одной подсистеме весьма спорно и нередко зависит от правового регулирования соответствующей отрасли в определённом государстве (к примеру, трудовое право). К ней относятся Франция, ФРГ, Италия, Испания, Швеция, Дания, все страны Латинской Америки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индонезии, других государств. Романо-германская правовая семья является результатом рецепции римского права, т.е. здесь в основу права легли достижения римского права. К основным характеристикам романо-германской правовой семьи можно отнести следующее:
1. Во всех странах романо-германской семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. 2. Существуют три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. 3. Среди источников права значительна роль подзаконных нормативных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др. 4. Судебная практика не является источником права. Суд не является правотворческим органом, судья не превращается в законодателя. Судья, работающий в стране, входящей в романо-германскую правовую систему, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации дела.