В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный
1. Формационный подход. Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
2. Цивилизационный подход.
В отличие от формационного подхода цивилизационная теория доказывает зависимость развития государства от культурно-духовных факторов, таких как стереотипы поведения, менталитет, нормы морали, религия и т. п.
В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
Следует выделить проблему типологии восточного государства. Ученые-юристы в большинстве случаев либо вообще замалчивали особенности таких государств, либо относили их к «восточному варианту» рабовладельческого или феодального типа.
Между тем восточные государства принципиально, коренным образом отличаются от западных.
В западных государствах политическая власть принадлежит экономически господствующему классу, т.е. государственная власть производна от власти экономической, от характера собственности на основные средства производства.
Иное делов восточных государствах: там первична именно государственная власть, а власть в экономической сфере, возможность распоряжаться средствами производства, результатами труда эксплуатируемых проистекает от политического господства. Поэтому отнесение восточных государств к классическим (европейским) типам либо соединение их в один «докапиталистический» тип вместе с рабовладельческим и феодальным государством вряд ли правомерно.
Наряду с этим нельзя не видеть, что восточные государства сами имеют существенные различия: в некоторых (как в Китае) рабовладения фактически не было, в других (как в Египте или Ассирии) оно играло весьма существенную роль. Различным было и положение в системе государственной власти духовенства, серьезно отличались друг от друга правовые системы. Поэтому, хотя типология восточных государств изучена слабо, видимо, можно говорить о существовании западной и восточной ветвей типов, внутри которых объединены различные типы государств и правовых систем.
Формационный подход к типологии государства.
В науке существует два наиболее разработанных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
Формационный подход базируется на разработанном в трудах Маркса и Энгельса понятии «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (строй) — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею
В соответствии с положениями формационного подхода, сущность государства, как и других социальных институтов (политическая надстройка), в конечном счете, определяется экономическими факторами (экономическим базисом).
Экономический базис - это определенный способ производства материальных благ, состоит из производительных сил и производственных отношений. Основой экономического базиса, определяющей, таким образом, и всю политическую надстройку, являются производственные отношения, ядро которых - господствующая форма собственности.
Надстройка— это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.
Развитие производительных сил приводит к смене типа производственных отношений, на базе которых кардинальным образом меняется и вся политическая надстройка, то есть и государство.
В соответствии с этими принципами на основе классификации типа производственных отношений К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли три основных макроформации:
архаическую (древнюю),
эксплуататорскую и
коммунистическую.
Последователи марксизма в советской науке выделяли пять формаций:
первобытнообщинную,
три формации эксплуататорского типа - рабовладельческую, феодальную, буржуазную,
социалистическую
Всем формациям, кроме первой, соответствуют типы государств. Для древней (архаической) и коммунистической общественной формации нет соответствующего типа государств. Объяснялось это тем, что в первобытном обществе государство еще отсутствовало, а при коммунизме и государство, и право отомрут как ненужные высокоморальному, коммунистически организованному обществу
Эти типы различаются в зависимости от того, какой класс является господствующим в системе общественных отношений, обладает основной массой господствующей в тот или иной период формы собственности и имеет соответственно в своих руках государственную власть.
Достоинства этой теории:
- установлена зависимость типа государства, классовой принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера общественно-экономической формации. Власть в государстве, как правило, принадлежит экономически господствующему классу, в руках которого находятся средства производства.
- были объединены в единые классификационные группы государства, имеющие единый характер государственной власти. На этой основе выделены государства рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические, власть в которых принадлежала соответственно рабовладельцам, феодалам, буржуазии и трудящимся во главе с рабочим классом
- были сделаны многочисленные выводы относительно общего и особенного в организации, функционировании и развитии государств, входящих в указанные типы.
Недостатки:
- однолинейность, так как характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы
- игнорирование азиатского способа производства;
- умаление роли социокультурных факторов в развитии государства, недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства
Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества.
По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов