Статья 37. Проверка соблюдения порядка сбора подписей

Избирателей, участников референдума, оформления

Подписных листов, достоверности сведений

Об избирателях, участниках референдума и их

Подписей

1. Проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей (далее - проверка) осуществляют соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума.

2. Для осуществления проверки соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе создать рабочую группу из числа членов комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. Руководителем рабочей группы назначается член соответствующей комиссии с правом решающего голоса.

К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. В соответствии с Федеральным законом на период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

3. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми, депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, при выдвижении инициативы проведения референдума Республики Коми, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению Избирательной комиссии Республики Коми может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.

4. В случае если количество необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума не превышает 300, соответствующая комиссия проводит проверку всех представленных подписей избирателей, участников референдума.

В случае если количество необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума превышает 300, проверке подлежит 20 процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации кандидата, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого из кандидатов, каждого списка кандидатов по избирательному округу.

5. Случайная выборка подписей проводится в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума непосредственно после выдачи кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума документа, подтверждающего прием подписных листов. Результаты случайной выборки оформляются актом случайной выборки, который подписывается кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума и руководителем рабочей группы. Один экземпляр акта случайной выборки либо его копия под роспись выдается соответствующим кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, представившим установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

6. Проверке подлежат подписи избирателей, участников референдума и соответствующие им сведения об избирателях, участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.

Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.

7. По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

8. Избирательная комиссия признает подписи избирателей, участников референдума недействительными и (или) недостоверными по основаниям, установленным Федеральным законом.

9. Исключена.

10. Исключена.

11. Исключена.

12. Исключена.

13. Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, участников референдума, выявленных при проверке, составит более 10 процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с частями 4 и 6 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается, кроме случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 24 и подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона.

14. Исключена.

15. Результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов, форма которой утверждается организующей выборы, референдум комиссией.

В ведомости проверки подписных листов указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера (номеров) папки (папок), подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.

На каждую проверяемую папку составляется отдельная ведомость проверки, оформляемая на одном или нескольких листах. Листы ведомости нумеруются. Каждый лист ведомости проверки в обязательном порядке подписывается членами рабочей группы, принимавшими непосредственное участие в проверке подписей избирателей, участников референдума. В случае если подпись (подписи) избирателей, участников референдума признается (признаются) недостоверной (недостоверными) или недействительной (недействительными) на основании заключения специалиста, на основании сведений органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо информации, полученной с использованием ГАС "Выборы", сведения об этом указываются непосредственно в ведомости проверки подписных листов.

Подлинные экземпляры всех документов, полученных в целях проверки подписей избирателей, участников референдума, прикладываются к соответствующим ведомостям проверки подписных листов.

16. Проверка подписных листов должна быть завершена составлением итогового протокола рабочей группы не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, о соответствии порядка выдвижения инициативы проведения референдума. Итоговый протокол рабочей группы подписывается руководителем рабочей группы и представляется соответствующей комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Внесение изменений в итоговый протокол рабочей группы после принятия соответствующего решения не допускается.

Абзац исключен.

17. Копия итогового протокола рабочей группы передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, об установлении соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям закона.

В случае наступления последствий, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола рабочей группы заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.

После получения копии итогового протокола рабочей группы и копий ведомостей проверки подписных листов кандидат, его доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут представить в рабочую группу письменные возражения. Возражения рассматриваются рабочей группой, а результаты такого рассмотрения приобщаются к итоговому протоколу рабочей группы и учитываются при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума на заседании соответствующей комиссии.

18. Итоговый протокол рабочей группы с документами, предусмотренными частью 16 настоящей статьи, представляется в соответствующую комиссию для принятия решения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, об установлении соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям закона.

Итоговый протокол рабочей группы прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата, о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.

В решении комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе рабочей группы данные о количестве представленных кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума подписей, о количестве проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.

В случае если рабочей группой или соответствующей комиссией были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, в постановлении о регистрации (отказе в регистрации) кандидата, о регистрации (отказе в регистрации) списка кандидатов, о регистрации (отказе в регистрации) инициативной группы по проведению референдума указываются уточненные сведения: количество подписей, признанных достоверными, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.

Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с Федеральным законом и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Наши рекомендации