Государственная власть — особая разновидность
Социальной власти
Представители теории государства и права, как правило, уделяли и уделяют внимание вопросу о том, что такое власть вообще, т. е. в широком смысле. Соответственно, прежде всего раскрывались особенности социальной и государственной власти. Следуя такому подходу, уточним смысл названных понятий.
Социальная власть, судя по названию, свойственна любому обществу, социальной группе, коллективу. Она означает верховенство воли управляющих (властвующих) субъектов относительно управляемых лиц, их объединений. Социальная власть призвана координировать поведение людей в интересах коллектива, общества, обеспечивать их целостность, надлежащее функционирование, необходимый порядок в общественных отношениях. Такая впасть была в догосударственном (первобытном) обществе, отличалась общественным характером.
Социальная власть нередко трактуется как способность и возможность организационной или иной структуры оказывать определяющее воздействие на сознание, поведение, деятельность людей посредством каких-либо средств: воли, авторитета, принудительного воздействия и т. д. Основное назначение любой разновидности власти в обществе состоит в реальной возможности властвующих субъектов совершать определенные властные координирующие действия в отношении субъектов, которые должны подчиняться властной инстанции.
Социальной власти свойственны следующие общие признаки:
- отношения по поводу власти (властеотношения) носят волевой характер, поскольку как минимум один из субъектов способен осуществлять свою волю;
- наличие не менее двух субъектов (сторон) властеотношений;
- возможность использования силы (сила убеждения, применения физического воздействия и др.).
К разновидностям социальной власти относятся: партийная власть, власть муниципальных органов, религиозная власть и др.
Государственная власть — один из видов социальной власти. Ей свойственны основополагающая (ключевая) роль в обществе, многогранное содержание, особое целевое назначение.
Несмотря на значимость проблемы, единого определения государственной власти в юридической науке до сих пор не выработано. В трудах научной марксистской мысли понятие власти органически связано с силовой ее концепцией, с ее трактовкой как «организованной силы»1.
В современных публикациях предлагаются разные определения государственной власти2. С позиции их обобщения можно сказать: государственная власть — разновидность политической власти, оказывающая определяющее воздействие на общество в целом с помощью особой организации — государства. Или: государственная власть — высшая управляющая инстанция, обладающая верховенством на определенной территории, принимающая законы, использующая государственный аппарат для решения существующих задач, достижения политических и иных целей.
К особым признакам государственной власти можно отнести следующие:
а) образуется (появляется) в определенный исторический пери, од времени, функционирует в соответствии с определенными закономерностями (экономическими и др.);
б) ее исходной структурой и носителем является государство, обеспечивающее реализацию предписаний государственной власти;
в) эта власть публична, т. е. она осуществляется профессиональным аппаратом чиновников, реализующих ее предписания посредством возможности отдавать приказы, принимать иные акты и побуждать им повиноваться;
г) отличается верховенством относительно всех видов власти в обществе (власти политических партий, общественных движений и др.), которые осуществляют свою деятельность с учетом предписаний государственной власти, требований законности;
д) ее главное предназначение состоит в реализации целей управления, осуществлении организационных начал (организация образования, обеспечение общественного порядка, обороноспособность страны, урегулирование социальных конфликтов и т. д.);
е) решение проблем, стоящих перед государственной властью, возможно только в органической связи с правом, с принципами законности;
ж) обладает монополией на издание нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы, и на применение принуждения по отношению к лицам, нарушающим их предписания.
Многогранность содержания государственной власти, свойственный ей принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви не снижают актуальности вопроса о ее единстве.
Единство государственной власти. Данное ее свойство проявляется в следующем:
а) в возможности влиять на все важнейшие решения в государственных рамках (внутри себя) и самостоятельно решать различным проблемы вовне, во взаимоотношениях с другими странами;
б) в построении организации и деятельности государственных механизмов на одинаковых принципах: разделения властей, демократизма, ценности личности, ответственности и др.;
в) в независимости от власти какого-либо другого государства, с ориентацией на нормы и принципы международного права;
г) в отсутствии формальных правовых ограничений, влияющих на возможность принять любое решение, основанное на конституции и законности;
д) в отнесении в соответствии с Конституцией РФ всех важнейших вопросов жизни государства к своей компетенции;
е) в верховенстве по отношению ко всем другим организациям, существующим на территории государства.
К тому же государственная власть выступает в обществе как фактор, объединяющий на определенной территории все население в единое государство.
В порядке последовательности целесообразно ответить на следующий вопрос: что означают субъекты власти, ее объекты и иные компоненты, характеризующие природу государственной власти?
Субъекты государственной власти — специальные государственные органы, представляющие собой исходные, непосредственные начала власти, органы, наделенные существенными государственно-властными полномочиями (президент, правительство, суды, губернаторы в регионах и т. д.).
Объекты государственной власти — это граждане, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом.
Содержание властеотношений — основополагающий структурный элемент государственной власти, раскрывающий процессы взаимодействия между носителем власти и подвластными субъектами (права и обязанности, взаимная ответственность, соответствующие гарантии).
Методы осуществления государственной власти — это способы и приемы, с помощью которых реализуются ее властные предписания. Среди подобных методов выделяют прежде всего убеждение и принуждение. Убеждение — воздействие на сознание определенных лиц посредством разъяснительных, стимулирующих и иных средств. Основная цель убеждения — склонить индивидов к определенному поведению, деятельности, соответствующих воле, интересам управляющего субъекта, его власти, без силового, принуждающего давления.
Принуждение — это психическое или физическое воздействие в отношении определенных лиц, осуществляемое властвующими субъектами с целью подчинения своей воле, воле законодателя и т. д. Имеется в виду силовое давление, реализуемое вопреки вале управляемых, ограничивающее свободу выбора варианта поведения. Принуждение в правовой сфере может осуществляться через различные юридические средства (предупреждение, меры пресечения, меры юридической ответственности и др.).
Ресурсы государственной власти — совокупность средств воздействия, возможностей, которые могут применять в отношении определенного субъекта государственные структуры в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, информационные, законодательные, организационные и иные основанные на праве, требованиях законности меры.