Глава 23. Подготовка к переговорам
65. В.Мастенбрук. Подготовка к переговорам
При подготовке к переговорам необходимо уделить внимание следующим пяти аспектам: содержанию переговоров,атмосфере, силовой баланс , клиенты и процедуры.
Вообще говоря ,на подготовительном этапе можно выделить три ступени:
1 Диагноз: сбор и обмен информацией по содержанию, атмосфере, силовому балансу и клиентам.
2 Цель: определение желаемых результатов.
3 Процедуры: тактическая и стратегическая подготовка. Наиболее важные элементы:
* работа с альтернативами с тем, чтобы придерживаться принципа гибкости;
* создание тактического плана вступительных действий;
* создание генерального стратегического плана.
Есть небольшая разница в том, каким образом и на что тратят время, предназначенное для подготовки, опытные переговорники и их неопытные коллеги. Опытные переговорники уделяют больше времени на диагностирование и меньше - целям; им необходимо больше времени для разработки альтернатив и меньше на тактические вопросы. По существу, два этих аспекта слабо отличаются друг от друга, если рассматривать их в общем, стратегическом смысле. В таблице 10.1 будут представлены различия в распределении подготовительного времени переговорниками. Наверное, самое примечательное несоответствие - различия в количестве времени, отведенном на работу с альтернативами: опытные переговорники тратят на это в три раза больше времени, чем новички.
Таблица 10.1 Распределение времени, отведенного на подготовку, опытными и неопытными переговорниками.
Деятельность | затраченное время (%) Неопытный Опытный | |
Диагноз | ||
Цель | ||
Альтернативы | ||
Тактика | ||
Стратегия |
Источник: Дюпон, 1982, стр. 62
Различия в распределении времени будут тем более очевидны, если мы сравним затраченное обоими переговорниками время на определение целей: опытные переговорники расходуют отведенное им время на развитие альтернатив, тогда как их неопытные собратья расходуют его на прояснение целей и результатов, вдаваясь, подчас, в ненужные тонкости. Разница во времени, затраченном на вопросы тактики, объясняется тем, что опытные переговорники ограничиваются выработкой арсенала вступительных ходов; в последующем, он полагается целиком на свои способности в импровизации: "Вам никогда не удастся точно предугадать, как будут развиваться события; ...?" Неопытные же переговорники стараются найти выход из сложных ситуаций в переговорах до того, как они в них попали, так, "на всякий случай".
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
Контрольный лист используется с целью занесения в него информации о различных аспектах подготовительной фазы. Но назначение этого листа не должно восприниматься вами буквально: его цель - помочь переговорнику быстро зафиксировать пункты, которые необходимо запомнить. Этот лист поможет ему не забыть о хорошем ходе, который пришел к нему в голову, и который он может использовать в дальнейшем.
Диагноз
Содержание:
* Достаточно ли хорошо мы осведомлены о вопросах, предлагаемых к обсуждению?
* Есть ли у нас соответствующие документы и досье?
* Знакомы ли мы с историей вопроса?
* Провели ли мы достаточно цельную экспертизу по специальным вопросам?
* Что представляют собой наши интересы и цели; цели и интересы наших оппонентов?
* Имеют ли отношение к переговорам определенные утверждения/принципы/ политические заявления? Какие из них наши, какие их?
Атмосфера:
* Какого рода атмосфера ожидается за столом переговоров?
* Важны ли в будущем хорошие отношения?
* Способны ли мы оценить наше воздействие на атмосферу?
* С какими людьми мы будем иметь дело? Каков их переговорный стиль, их "подоплека", в чем они заинтересованы лично?
* Можем ли мы отделять интересы от индивидуумов? Силовой баланс:
* Какие можно выделить слабые и сильные места у обеих сторон?
* В чем мы зависим от оппонента, в чем зависит от нас он?
* Если соглашение не достигнуто, как это отразится на обеих сторонах?
* Есть ли у нас / у них в распоряжении альтернативы?
* Следует ли ждать манипуляций либо всякого рода "силовых игр"?
* Какими полномочиями обладает оппонент?
Клиенты:
* Насколько сильна позиция наших оппонентов по отношению к клиентам? Насколько сильна наша?
* Где лежат первоначальные интересы оппонента?
* Какого рода полномочиями наделяют нас клиенты?
* Чье мнение из представителей клиентов можно назвать решающим?
* Что мы можем уступить оппоненту,что будет стоить мало нам и поможет ему подняться в глазах его клиентов (и наоборот)?
* Пытаются ли клиенты постоянно вмешиваться в ход переговоров,либо они наблюдают за ними со стороны?
* Насколько нам им нужно "пускать пыль в глаза" нашим клиентам?
Цели
* Каких результатов мы хотим добиться? Чего хотят наши оппоненты?
* Чем мы будем удовлетворены меньше всего?
* Возможно и нужно ли установить разделительную черту между соглашением, которое едва ли можно достичь и соглашением, которое вообще нам недоступно? См. таблицу 10.1
Таблица 10.1 Цели в переговорах
Процедуры
С тем, чтобы увеличить степень гибкости в переговорах, необходимо использовать весь тактический и стратегический арсенал. Следующие пункты могут в этом помочь. Прежде всего они полезны в самом начале переговоров. После того, когда контрольный лист уже не помогает и вы все еще хотите придерживаться принципа гибкости: вы должны перейти к импровизациям, попросить отсрочки, либо сделать перерыв, если возникли сложности.
Работа с альтернативами:
* В какой мере использовали мы личные контакты с оппонентом для обмена идеями, информацией?
* Насколько искренни мы в самом начале переговоров? Связываем ли мы себя сразу обещанием, либо сначала информируем оппонентов о насущных интересах?
* Достаточно ли хорошо мы знаем наших оппонентов, либо нам необходимо "высветить" их, задавая вопросы, давая им возможность высказаться, выказывая заинтересованность, выдерживая паузу, подавая ему пример?
* Каким образом мы выстраиваем нашу линию аргументации? Есть ли у нас готовая версия, проясняющая наши интересы?
* Выражены ли результаты, которых мы хотим добиться, в нескольких альтернативах? Преуспели ли мы в создании некоторого количества альтернатив?
* Пытаемся ли мы увеличить гибкость за столом переговоров, готовя себя к таки процедурам, как:
. мозговой штурм, совместное обсуждение, создание пробных предложений ;
. подведение итогов, переучет;
. созыв неформальной исследовательской группы;
. перерывы;
. предотвращение споров по поводу: "кто прав";
. представление возможности пробному предложению лечь на стол
переговоров?
ТАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Тактики, относящиеся к содержанию переговоров, были упомянуты в предыдущем разделе. В этом разделе мы обсудим тактические шаги, относящиеся к атмосфере, расстановке сил и клиентам.
Атмосфера
* Удобно ли работать в данном месте переговоров и с данным режимом?
* Насколько личной видится нам атмосфера? Пункты, заслуживающие внимания:
. Должно ли поведение, одежда быть официальными либо более демократичными?
. Как обращаться к оппоненту: только по имени (без отчества)?
. Что нужно предпринять, чтобы лучше узнать друг друга до переговоров, добавить в отношения доверительности?
. Будет ли возможным неформальное общение во время перерывов для кофе?
. Будете ли вы обедать вместе?
. Будут ли за столом переговоров члены делегаций сидеть беспорядочно, либо они будут сидеть по разным сторонам стола?
. На вступительной фазе будет ли особое внимание уделяться обмену позитивным опытом, продолжительности отношений и т.д.?
. Можно ли исключить либо заменить тех членов делегаций, которые любят вступать в полемику?
Силовой баланс
* Как поступить с ожидаемыми манипуляциями и другими "силовыми уловками"?
* На каком этапе они почувствуют,что "зря тратят свои силы"? Хотим ли мы этого?
* Будем ли мы работать с председательствующим? Клиенты
* Удастся ли нам влиять на клиентов так, чтобы держать их подальше от переговоров?
. Достаточно ли "изолировано" место проведения переговоров?
. Достаточно ли времени для подготовительных встреч с клиентами?
. Помогут ли обе стороны друг другу не потерять авторитета?
. Доставят ли обе стороны друг другу моменты "драмы", которые отражены в протоколе?
.Пожертвует ли одна сторона 20 процентов для того, чтобы другая выиграла 80 по некоторым позициям?
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
Существует 4 основных стратегических понятия, которые могут быть полезны на подготовительной стадии:
* детальное планирование действий/примерное планирование действий;
* фазы переговоров;
* переговорные стили;
* разделение ролей среди членов делегации.
Детальное планирование \ примерное планирование: стратегическим инструментом для увеличения возможностей маневра и импровизации в большей степени является обдумывание примерных действий в переговорах, детальная их разработка. Сравнить детальное и примерное планирование действий поможет таблица 10.2.
Фазы: второе основное понятие, позволяющее предвидеть стратегические ходы - фазы переговоров:
* первоначальный выбор позиции;
* фаза развертывания;
* тупик и завершение.
Действия должны быть адаптированы к фазам. Если этого не делается, переговорники усложняют себе жизнь. Например, слишком долго держа при себе информацию о выбранной позиции, либо внося компромиссное предложение слишком рано.
Таблица 10.2 Детальное планирование/примерное планирование
Детальное планирование действий: одно направление в переговорах, жесткость | Примерное планирование действий: несколько направлений на переговорах в зависимости от реакции оппонента, гибкость |
Мы начинаем со слов… А затем мы поднимаем вопрос… | Мы начинаем со слов… Если они поднимут вопрос… |
Мы все время повторяем… | Затем мы подчеркиваем, что… |
И только после того, как они соглашаются… …мы поднимаем вопрос … | Но если они опять повторяют, что… |
Мы склоняем их к мысли, что … | Тогда мы… |
И т.д. | И т.д. |
Переговорные стили: наш переговорный стиль постоянно дополняется теми моментами, которые по нашему мнению необходимы. Ну, например, хотим ли мы быть
* открыто враждебными?
* уступчивыми и дружелюбными?
* уклоняющимися, пассивными?
* склонными к развертыванию?
Распределение ролей среди членов делегации: если делегация состоит более чем из одного человека, необходимо заранее распределить роли среди ее членов. Важными в этом аспекте являются следующие моменты:
* Будет ли у нас только один выступающий?
* Если нет, как разделить задания?
* Если так, где мы должны его поддержать или дополнить?
* Развивайте различия в стилях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Контрольный лист состоит из нескольких пунктов. Смысл заключается в том, чтобы все было просто. Например: быстро просмотрите контрольный лист с тем, чтобы выбрать четыре пункта, необходимых вам. Под каждым из них напишите несколько терминов, кратко выражающих вашу мысль. Затем, постарайтесь продумать альтернативы, по крайней мере, на несколько шагов вперед. В остальном полагайтесь на свои способности импровизировать; при необходимости, предложите сделать перерыв и подумайте над тем, что вы еще можете сделать.
У переговорников, обычно, мало времени для подготовки. Если время лимитировано, следующие советы могут вам помочь:
*назначьте руководителя делегации для общего руководства и контроля; после того, как он выслушивает всех членов делегации, он урегулирует вопросы;
*ограничьте себя созданием вступительной речи, где вы кое-что скажете о своих интересах, дальше - действуйте по обстановке.
Если времени у вас практически нет, если вы хотите, либо вам необходимо сейчас же прийти к какому-то соглашению:
*внесите как можно более выгодное вам предложение, которое вы в силах отстоять;
*потом торгуйтесь до тех пор, пока не достигнете разумного компромисса.
66. Дж.Ниренберг. Подготовка к переговорам
Подготовка, так же как сами переговоры,— постоянный, непрекращающийся процесс. Переговоры не кончаются с подписанием контракта. Любая информация на интересующую вас тему должна быть сохранена и использована в будущем. Если вам предстоит не позднее чем через месяц сесть за стол переговоров — как лучше всего готовиться к этой встрече лицом к лицу с оппонентом? Как прогнозировать его стратегию и тактику, чтобы принять ответные меры? Ответ труден, однако его суть выражается в простом, знакомом со школьных лет выражении: нужно делать уроки.
Бывают ситуации, в которых выполнение домашнего задания играет первостепенную роль. Переговоры — одна из них. Чтобы достичь желаемого, необходима тщательная, как долгосрочная, так и краткосрочная (непосредственно перед тем, как сесть за стол переговоров) подготовка. Кропотливая работа по подготовке к переговорам в последние годы несколько упростилась благодаря компьютерной программе «Искусство вести переговоры». Это экспертная система, предназначенная для того, чтобы сделать из обычного компетентного посредника аса переговоров. Она не только представляет элементы непосредственной подготовки, рассматриваемые в этой главе, но и побуждает взглянуть на эти элементы с точки зрения оппонента, преобразуя любительский взгляд ни переговоры как на поединок аргументов и контраргументов в отношение к переговорам как к процессу.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ
Задачи могут быть самыми разными. Тем не менее их можно свести к удовлетворению одного или нескольких интересов участников. Применение на переговорах теории потребностей поможет вам точнее проанализировать позицию и сильные стороны противника. Жесткая постановка цели чаще всего ведет к провалу. Задачи лучше формулировать гибко, чтобы в случае чего можно было подкорректировать требования. Попробуйте относиться к условиям переговоров как к ветру. Даже очень крепкое дерево качается на ветру. Если, запуская воздушный змей, учитывать силу ветра, змей поднимется выше. Летчики, которым выпало впервые летать на сверхзвуковых самолетах, столкнулись с таким явлением: в момент преодоления звукового барьера стрелки приборов отклонялись назад и все приходилось делать в обратном порядке. Слишком сильное давление на оппонента может возыметь обратный эффект. Яркий пример — война во Вьетнаме.
ОДИН ИЛИ КОМАНДА?
Тщательность подготовки, а также число и квалификация людей, из которых формируется команда, зависят от степени важности переговоров, их сложности и сроков. В большинстве случаев участнику переговоров не обойтись без посторонней помощи. Будет ли это один помощник или команда, зависит от того, какие конкретно навыки и человеческие и деловые качества потребуются в ходе переговоров. Создавая команду, привлекайте людей, способных к слаженной работе во имя достижения общей цели. Доведите до их сознания смысл сказанного известным американским просветителем Ральфом Эмерсоном: «Гребца на многовесельном судне не хвалят за оригинальность манеры».
Иногда возникает необходимость включить в команду несколько человек для связей с общественностью. Это в первую очередь относится к сфере политики. Например, если администрация включит в свою команду двадцать агентов по связям с общественностью, профсоюзу может понадобиться столько же или больше человек для выполнения тех же функций. Существует по меньшей мере две точки зрения на ввод в команду людей, которые не занимаются ничем, кроме общественных отношений. Согласно одной, это влечет за собой дополнительные трудности, которыми может воспользоваться противоположная сторона. Оппонент может посеять рознь между членами вашей команды, всего лишь побуждая каждого высказываться по каждой возникающей проблеме. Если какой-нибудь член команды не способен подчинить свои амбиции общим интересам, можно только удивляться, как скоро переговоры пойдут наперекосяк. Другая точка зрения заключается в том, что если у вашего оппонента большая команда, полезно обеспечить баланс один к одному. Тем не менее, если члены вашей команды не имеют определенных обязанностей, велика вероятность того, что они будут брать слово, только чтобы выпустить эмоциональный пар — блеснуть красноречием. Поэтому рискованно иметь в составе команды человека без определенных обязанностей. Поставьте перед каждым конкретную задачу. Пусть будет как в баскетболе, когда каждый игрок «опекает» игрока из команды соперников. Пусть все члены команды внимательно слушают, наблюдают и докладывают на совещаниях о действиях членов противоположной команды. Таким образом, все они станут «действующими лицами».
Если же договаривающаяся сторона представлена одним человеком, это даст вам следующие преимущества:
1. Оппонент не имеет возможности адресовать вопросы самым слабым участникам вашей команды.
2. Вся ответственность лежит на одном человеке.
3. Оппоненту не удается ослабить ваши позиции за счет разногласий между членами вашей команды.
4. Можно без проволочек, на месте, принимать решения: например, стоит ли идти на уступки или принимать «жертву» со стороны противника.
С другой стороны, команда лучше потому, что:
1) в нее входят люди, сведущие в разных вопросах; снижается вероятность ошибок;
2) обеспечивается обмен мнениями; появляется возможность заранее планировать свои действия;
3) команда создаст более сильную оппозицию противной стороне. Опытный лидер может выставлять членов своей команды в качестве предлога для получения уступок или оправдания «невозможности» идти на уступки: «Я должен считаться с мнением партнера».
Решать, поручить ли переговоры команде или одному лицу, необходимо в каждом случае конкретно. Обстоятельства, условия и методы работы — вот основные факторы, которые определят ваше решение и выбор лидера. В любом случае команда или один посредник должны быть уверены в полной поддержке и получать помощь в организационных вопросах. Ответственность руководства включает постановку целей и задач и предоставление всей необходимой информации. Руководство должно регулярно разъяснять своим представителям смысл их деятельности и своевременно вносить коррективы. Это не значит, что глава администрации обязан лично возглавить переговоры,— как раз наоборот. Его задача — создать организационную структуру для обеспечения обратной связи. Переговоры могут проходить без постоянных консультаций с высшим должностным лицом, однако его присутствие, гарантия организационной и моральной поддержки создают у переговорщика ощущение, что ему доверяют.
Лидер должен уметь с максимальной пользой использовать знания и компетенцию каждого из участников; знать, в каких случаях привлечь того или иного специалиста; организовать поиск информации и находить с людьми общий язык. Эффективную работу команды на переговорах можно уподобить взаимодействию нападающих и защитников в футболе. Пусть каждая группа ведет свою часть переговоров, действуя в сфере своей компетенции, а затем ее сменяет другая. К примеру, первая команда договаривается о ценах, а следующая — о политике компании. Прежде чем приступить к переговорам, необходимо обеспечить умение членов команды понимать больше, чем говорится — заранее договорившись, как подать друг другу знак, например, если участник команды говорит лишнее. Пусть кто-то выступит в роли наблюдателя: со стороны виднее. В качестве сигнала может служить, например, предложение конфет или жевательной резинки.
ПРЕДМЕТ СПОРА И ПОЗИЦИИ СТОРОН
Любая информация, относительно которой нет согласия, может стать предметом переговоров. Таким образом, предмет переговоров — это нечто воспринимаемое одной стороной положительно, а другой — отрицательно. Он должен носить практический характер, так как трудно прийти к общему мнению о чем-то отвлеченном. В этом случае люди склонны подменять обсуждение осуждением; взаимные обвинения сами легко становятся предметом спора. Но оценки, как правило, обусловлены ситуацией: например, одна и та же цена в одном случае покажется слишком высокой, а в другом — низкой. Поэтому разумнее будет расчленить понятие цены на элементы стоимости, а затем попытаться определить, относительно каких элементов можно проверить, насколько они реальны, и нельзя ли их урезать.
Так же бессмысленны вопросы, обусловленные эмоциональной реакцией; их можно пускать в ход только в тех случаях, когда желателен эмоциональный эффект, например: «По-вашему, это не наглость — запрашивать такую сумму?» Такие вопросы не требуют ответа и не должны становиться предметом рассмотрения.
Важно помнить, что в центре переговоров должны стоять проблемы, а не наши пожелания или требования: они — всего лишь один из возможных ответов на вопрос. Существуют и другие.
Возможно, в ходе переговоров нам захочется — или придется — изменить свою позицию. В этом случае можно воспользоваться одним из следующих предлогов: приглашение посредника, изменения в позиции другой стороны или новая информация.
Если противоположная сторона занимает жесткую позицию или устанавливает недостижимый «потолок», можно проигнорировать ее предложение или сделать вид, что не поняли. Другой возможный образ действий — свести все к шутке. Юмор часто выполняет на переговорах спасительную функцию. Был случай, когда после выработки приемлемого соглашения между руководством профсоюза и администрацией осталась еще одна, крайне трудная задача: убедить в его правомерности членов профсоюза. Покидая комнату совещаний, профсоюзный деятель заявил, что либо добьется одобрения контракта, либо умрет за общее дело. На следующий день он явился на встречу весь в бинтах; одно плечо было густо вымазано кетчупом. Все стало ясно без слов. Без этой комедии вряд ли удалось бы избежать забастовки, а так все только посмеялись. Переговоры продолжились; стороны пошли на уступки и заключили более мягкое соглашение.
Говорят, высказанная позиция должна не только выражать, но и скрывать наши взгляды; в ходе переговоров обе стороны вносят в свои первоначальные позиции существенные поправки. Иногда этого можно добиться при помощи подходящих к случаю цитат и ссылок на прецеденты — так сказать, предоставить противоположной стороне «информацию к размышлению».
Предметом рассмотрения может стать любой частный вопрос. Как правило, переговоры охватывают множество проблем различного масштаба. Подчас решение более крупных проблем автоматически решает и более мелкие. По мере поступления новых фактов могут измениться точки зрения и позиции договаривающихся сторон. Посредник-профессионал всегда готов к такой последовательности событий: предположения — факты — предмет спора — позиции сторон — решение. Если вам хочется повлиять на решение оппонента, начните с уровня предположений. Подробнее мы поговорим об этом в главе 5 — о предположениях.
НА ЧЬЕМ ПОЛЕ?
Где лучше проводить переговоры — в своем офисе, дома или на территории оппонента? Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества.
И всякий раз нужно решать конкретно — в каждом отдельном случае. Если встреча происходит на вашей территории, плюсы таковы:
1) всегда можно посоветоваться с партнерами или лицом, поручившим вам вести переговоры, и is случае возникновения чего-либо непредвиденного заручиться одобрением и поддержкой;
2) оппонент не имеет возможности по собственной инициативе свернуть переговоры и уйти, что было бы нетрудно, находись он на своей территории;
3) вы можете заниматься и другими делами, а также окружены всеми удобствами;
4) психологическое преимущество — на вашей стороне: оппонент пришел к вам, а не вы к нему;
5) это экономит деньги и время на дорогу. А вот преимущества «игры на чужом поле»:
1) вы можете сосредоточиться исключительно на переговорах, тогда как «в родных стенах» слишком многое отвлекает;
2) можно придержать информацию, сославшись на то, что у вас се нет с собой;
3) существует возможность перешагнуть «через голову» оппонента и обратиться непосредственно к его шефу;
4) бремя организационных вопросов ложится на оппонента.
Если ни тот, ни другой варианты не подходят, можно встретиться на нейтральной территории.
ПОДГОТОВКА И ОТКРЫТИЕ
Уважение к оппоненту выражается в том, что происходит с момента приглашения до его (или ее) приезда. Помогли ли вы ему (ей) благополучно добраться? Забронировали номер в гостинице? Хорошо ли оборудовали помещение перед началом первого раунда? Располагает ли обстановка к продуктивной работе? Создав все необходимые условия и удобства, вы подчеркнете важность переговоров. Необходимо выделить достаточно времени и исключить все, что может отвлечь внимание.
Очень важна практическая сторона: освещение, тона, сиденья. Некоторые до сих пор считают место в торце стола «главным» и будут внимательнее слушать человека, занимающего это место. Однажды я представлял администрацию на переговорах с профсоюзом. После церемонии представления мне предложили занять место напротив за столом. Когда же я сел по «их» сторону стола, члены профсоюзной команды как-то странно на меня посмотрели. Тем не менее вскоре после начала переговоров представители профсоюза забыли, что я представляю администрацию, и стали прислушиваться к моим предложениям так же внимательно, как к доводам членов своей команды. Это очень помогло мне добиться желаемого результата.
Важными элементами располагающей к успешным переговорам обстановки являются телефонный аппарат для связи с «внешним миром», просторная комната, кондиционер воздуха, дымоуловитель, удобные стулья (однако не настолько, чтобы участники начали клевать носом; впрочем, неудобные сиденья могут вызвать желание скорее свернуть переговоры), закуски и напитки в любое время. Иногда может пригодиться свободная комната для дополнительных консультаций.
Внимание: если переговоры проходят дома у оппонента, а вы остановились в гостинице, не стоит недооценивать возможность противоположной стороны справиться, на какой срок вы забронировали номер, и таким образом узнать вашу точку зрения на продолжительность переговоров.
Далее следует позаботиться о следующих вещах:
1) определить, где и с чего начать (выработать повестку);
2) разграничить важные и несущественные вопросы;
3) уточнить ваши минимальную и максимальную позиции, а также
4) максимальную позицию оппонента;
5) определить линию поведения и конкретные задачи.
Определив относительную силу позиций, каждая из сторон уточнит свои требования и постановку задач. Задачи должны быть основаны на возможно более полном понимании общих условий и привязаны к конкретной ситуации и конкретному вопросу. Не следует полагаться на давление и прочие силовые приемы.
ПОВЕСТКА
Повестка переговоров может быть предложена любой из сторон, или выработана общими усилиями, или каждая сторона готовит две повестки:
общую и развернутую — «для домашнего употребления». Иногда полезно заставить оппонента принять вашу повестку: это позволит вам овладеть инициативой. Ваша повестка содержит ваши формулировки важнейших вопросов и, следовательно, незаметно подталкивает оппонента к принятию ваших выводов. Не стоит, однако, забывать, что при этом вы заранее открываете свои намерения и даете оппоненту возможность подготовиться к отпору. Опять же, вы не слышите контрдоводов другой стороны. Таким образом, повестка имеет большое стратегическое и тактическое значение и способна выступать в роли обоюдоострого оружия.
Не превращайте повестку в документ, носящий спорный, неконтролируемый характер. История знала множество переговоров, когда отпечатанная типографским шрифтом повестка — ни дать ни взять проект контракта, или договора об аренде, или соглашения между профсоюзом и администрацией — связала их участников по рукам и по ногам. Вместо готовых решений повестка должна содержать перечень вопросов, по которым необходимо определиться. Они могут располагаться по принципу убывающей важности. Это позволит не растрачивать энергию на пустяки, а посвятить как можно больше времени главным вопросам. А можно, наоборот, начать с «легких» вопросов, по которым вы готовы пойти на уступки, чтобы в дальнейшем добиться от оппонента встречных уступок в чем-то более важном. Конечно, существует опасность того, что оппонент воспримет ваши уступки как прецедент и настроится на продолжение в том же духе. Вместе с тем решение мелких проблем создает атмосферу согласия и доброй воли. Если сразу выложить предмет ваших главных забот, противная сторона может начать оттягивать обсуждение, запутывая вас мелкими вопросами, либо выдвинет свой крупный вопрос.
Разные люди смотрят на это по-разному. Одни вместо того, чтобы делить проблемы на главные и второстепенные, выдвигают пакет условий или пунктов, по которым надеются договориться. После чего просят уступок по более спорным вопросам. Другие разбивают вопросы на требующие и не требующие дополнительных финансовых затрат и начинают с тех, что не связаны с деньгами. Запомните афоризм: ПЛОХ ТОТ ПЛАН, КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ.
НАЧАЛО ПЕРЕГОВОРОВ
Относительно того, как открыть и вести переговоры, не существует строгих правил, однако попробуем предложить возможные варианты. Некоторые опытные переговорщики рекомендуют начать с разговора на посторонние темы, может быть, даже разрядить атмосферу при помощи анекдота. Другие предпочитают сразу обозначить некоторые общие принципы переговоров: напомнить, что каждый участник должен что-либо выиграть; пообещать проявить объективный подход, внимательное отношение и рассмотрение всех альтернатив и предложений. Вы можете также попробовать убедить оппонента, что ему выгодно иметь дело именно с вами.
КАРТЫ НА СТОЛ
В какой момент следует открыть свои минимальные требования? Это будет зависеть от оппонента. Гораздо лучше иметь дело с опытным противником, чем с новичком. Если у противника не хватает опыта, а вы сразу обозначаете свои намерения, он может оказаться не в состоянии это оценить. Можно попробовать просветить его относительно всех имеющихся возможностей, но существует опасность, что он вам не поверит. Не стоит рано открывать карты, если оппонент стремится продемонстрировать кому-либо (например, боссу), как хорошо и жестко он ведет переговоры. Если слишком рано открыться. он сочтет это чрезмерной заинтересованностью. Лучше дать оппоненту почувствовать, что ему пришлось изрядно потрудиться, чтобы вырвать у вас уступку. Ни профсоюз, ни администрация не пойдут на риск и не примут первое же предложение противоположной стороны. Изредка попадается умный, знающий и самостоятельный партнер по переговорам, который не обязан ни перед кем отчитываться за каждый свой шаг. В этом случае можно поставить свои минимальные условия уже на старте. Но даже в этом случае сформулируйте задачу не прямо, а косвенно. Если ваш оппонент — незаурядная личность, совместная работа доставит вам удовольствие и вы добьетесь удовлетворения ваших основных интересов.
МАКСИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОППОНЕНТА
Иногда приходится иметь дело с оппонентом заявляющим настолько абсурдные претензии, что с вашей стороны будет мудро воздержаться от любых контрпредложений в надежде, что в ходе переговоров его позиция изменится. Иногда, если вы чувствуете, что противник зарвался, бывает полезно выдвинуть такое же несуразное предложение и таким образом восстановить равновесие. Пусть знает, что пока он будет настаивать на своих смехотворных требованиях, вы будете отвечать тем же. Например, если профсоюз потребует перехода на четырехдневную рабочую неделю. предложите отменить все оплачиваемые отпуска и выходные.
ПОВЕДЕНИЕ И ЗАДАЧИ
Прежде чем перейти к особенностям поведения оппонента, поговорим о стиле работы вашей собственной команды. Можно ли сказать, что когда все идет гладко, лидер лично принимает решения, а в трудные моменты начинает искать, с кем бы разделить ответственность? Что члены команды, хотя и принадлежат к одной организации, отказываются от сотрудничества? Что они усматривают в творческом подходе проявление нелояльности? Что они придерживаются так называемого закона Мэрфи: «Если неприятность может случиться, она непременно случается»? Или что им свойствен ложный патриотизм: «Что придумано не мной, то плохо»?
Все это — типичные варианты поведения в тех случаях, когда в организации неважно обстоит дело с общением. В любом коллективе — большом или маленьком — для успешной работы необходимо согласие. Бытует мнение: в маленьком коллективе труднее добиться согласия, зато легче работать, а в большом — легче добиться согласия, но труднее работать.
Не стоит рассчитывать на одну лишь компетенцию участников вашей команды. Один из важнейших элементов — слаженное взаимодействие. Старайтесь не противопоставлять интеллект и эмоции — смотрите на них как на две составляющие одного процесса. Возможно, эмоции — это интеллект, действующий на более глубоком уровне. Многие бизнесмены считают, что ведут себя исключительно рационально, тогда как на самом деле именно их демонстративное бесстрастие рождает у других отрицательные эмоции, ставя согласие под угрозу. Ориентируйтесь не на логические рассуждения оппонента, а на установку — продукт ума и эмоций. Поведение, направленное на эскалацию эмоционального возбуждения, должно быть исключено: это верный путь к поражению. Можно быть нелогичным, но не до такой степени, чтобы оппонент решил, что вы безнадежны.
Если оппонент вопреки логике настаивает на том, чтобы начать с такого-то вопроса, попробуйте отвлечь его внимание: например, переведите разговор на приятную для него тему, даже если она не имеет первостепенного значения. Выберите что-нибудь, не связанное с дополнительными расходами, но чего хотят босс, члены профсоюза или высшие должностные лица в его компании. После такого отвлекающего маневра оппонент, скорее всего, перестанет цепляться за абсурдные требования.
В отношениях с другими людьми нужно стараться крепить взаимное доверие. Уважительная атмосфера стимулирует здоровую состязательность и способствует выработке взаимоприемлемого решения.
В бытность свою преподавателем колледжа на Гавайях Грегори Бейтсон расспросил молодую японку о разных принятых между японцами способах выказать уважение. Ему потребовался целый час, чтобы записать нес знаки внимания, которые дочь оказывает отцу: придерживает для него дверь и тому подобное. Напоследок девушка отпустила такую реплику: «Но вообще-то мы у себя в Японии не особенно чтим отцов». Бсйтсон опешил. Он не мог понять, зачем нужен ритуал, если нет уважения. «Дело в том,— объяснила его собеседница,— что мы практикуемся на случай, если придется выказать кому-либо уважение».
Людям, способным создать в коллективе атмосферу взаимопомощи, успех на переговорах обеспечен. Пускайте в ход все доступные вам ресурсы! <…>
РАБОТА НА ДОМ