Разработка антикризисной стратегии организации

Стратегические принципы управления организациями появились в 60-70-ые годы прошлого века. Появился термин «стратегическое управление». Стратегия — это принцип эффективной адаптации к изменениям окружающей среды.

В настоящее время хозяйствующие субъекты экономики для обеспечения конкурентоспособности должны постоянно анализировать все направления своей деятельности и вносит необходимые коррективы. Для этих целей разрабатывается и внедряется стратегия антикризисного управления.

Стратегия антикризисного управления позволяет определить каким образом организация может противостоять изменениям внешней среды; с помощью каких предупредительных мер можно сохранить жизнеспособность организации и достичь намеченных целей.

Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы.

Выделяют следующие виды стратегий антикризисного управления:

· стратегия выживания (осуществляется в сжатые сроки, новые решения сознательно проводятся в жизнь недемократическим путем);

· стратегия созидания,захватаиудержания определенной рыночной ниши;

· стратегия конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.

В условиях нестабильной ситуации решающее значение имеет разработка антикризисной стратегии управления. Разработка этой стратегии осуществляется на основе диагностики организации (см. главу 4). Точная диагностика состояния организации — это первый этап разработки стратегии антикризисного управления организации.На основе выявления причин кризисного состояния организации, разрабатывается стратегия антикризисного управления. Если причины не выявлены и четко не сформулированы, то трудно оценить, являются ли мероприятия, включенные в стратегию антикризисного управления, эффективными.

План антикризисных мероприятий – это письменный документ, содержащий соответствующий анализ ситуации с практическими рекомендациями. Цель этого документа состоит в том, чтобы сформулировать взаимосвязанный, комплексный и структурный подход к предложениям по выведению организации из кризиса. Если делается предложение об оздоровлении организации, тогда план должен содержать мероприятия по восстановлению платежеспособности с перечнем целей, которые должны быть достигнуты в ходе реализации каждого мероприятия.

План антикризисного управления должен быть четко структурирован, сформулирован и содержать мероприятия, направленные на достижение конкретных целей по восстановлению платежеспособности организации. В плане должно быть представлено финансовое обоснование предполагаемых мероприятий и сроки их реализации.

Второй этап стратегического антикризисного планирования — корректировка миссии и системы целей организации.

Миссия формирует главные предпосылки успеха деятельности организации при различных воздействиях на нее внешней и внутренней среды. Миссия — это видение того, каким должна быть организация в будущем.

Системацелей (долгосрочные и краткосрочные цели) — это желаемые результаты, соответствующие пониманию цели. Цели — это основа организационных отношений и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. Каждая организация имеет определенную систему целей, которые отражают цели (интересы) различных лиц:

· собственников;

· наемного персонала;

· потребителей;

· деловых партнеров;

· общества в целом.

Выделяют три цели и соответствующие им основные этапы антикризисного управления организацией:

1. стабилизация.

2. реорганизация.

3. развитие.

Стабилизацияпредполагает рационализацию и консолидацию существующих активов и применяемой практики. В категорию рационализации и консолидации входят мероприятия, направленные на исправление выявленных недостатков в производственной и финансовой деятельности, в управлении и организации труда, в маркетинге и в реализации продукции (ликвидация расточительности: рост эффективности производства; реализация излишних активов; сокращение числа работников, т.е. приведение их количества в соответствие с потребностями плана антикризисного управления и др.).

Реорганизация означает реорганизацию и реструктуризацию существующих в организации структур деятельности, процессов, систем и т.д.

Развитие заключается в инновационном подходе для будущего роста и повышения рентабельности организации. Успешное антикризисное управление организации зависят от того, насколько эффективно руководство сможет изменить то, что оно делает и как оно это делает.

Компонент развития должен содержать четкое определение, оценку и выбор предлагаемой стратегии роста организации. План развития должен определять источники и направления развития организации. Инновационный подход означает разработку и внедрение более эффективных способов организации экономической деятельности, а не просто производство других товаров и услуг. Таким образом, предполагается изменение стратегии развития организации: производить новые товары и услуги; изменить технологию производства продукции; использовать новые подходы к клиентам, затратам, качеству, конкурентным преимуществам и к самой экономической деятельности.

Инновационный подход позволит убедить кредиторов в том, что организация будет в будущем управляться иным образом, который сделает организацию более привлекательной для потенциальных инвесторов и покупателей.

Необходимо отметить, что стабилизация, реорганизация и развитие взаимосвязаны и взаимозависимы, что способствует общей интеграции и единству плана.

Обоснование любого плана антикризисного управления должно показывать, что у всех заинтересованных лиц, включая кредиторов и собственников, существует возможность вернуть свои средства, если организация сохранится, как действующая и не будет ликвидирована. Таким образом, все заинтересованные лица могут быть готовы к принятию плана антикризисных мероприятий, если в перспективе они получат больше денежных средств, чем при ликвидации организации. Также кредиторы могут согласиться на замену некоторых из долгов на долю в акционерном капитале.

Третий этап антикризисного стратегического планирования — формулирование стратегических альтернатив выхода организации из нестабильной ситуации и выбор стратегии.

После этого начинается процесс определения тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование), а затем осуществляется реализация антикризисной стратегии, оценка и контроль результатов.

Существуют следующие стратегии оперативного планирования:

1. стратегия стабильности

2. стратегия роста

3. стратегия сокращения

4. функциональная стратегия

5. стратегия выживания.

Наши рекомендации