В.а. якобсон. регулирование международной торговли

ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

Древний Восток и мировая культура. М., 1985. С. 53-54

Различным аспектам деятельности купцов-тамкаров посвя-

щены многие параграфы ЗХ. Наше сообщение посвящено дея-

тельности тамкаров и их «разъездных агентов» (ш а м а л л у-

м о в) в международной торговле и ее регулированию в этих

Законах. Как известно, Месопотамия сильно зависела от меж-

дународной торговли, ибо импортировала основные виды

сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т. п. Предметами

месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а

также, вероятно, хлеб и растительное масло. Не создавая сама

по себе прибавочного продукта, торговля служит важным

средством его распределения и перераспределения. В древнос-

ти международная торговля почти всегда неэквивалентна и

перекачивает прибавочный продукт из стран менее развитых

в более развитые.

К моменту создания ЗХ международная торговля в Месо-

потамии имеет уже тысячелетние традиции и четкие организа-

ционные формы, что и находит свое отражение в тексте ЗХ.

Сначала устанавливается общий принцип партнерства

(§ 99): «если два человека вступают в «товарищество», то

прибыль и убыток они делят поровну, «перед богом» (т. е.

скорее всего, в храме Шамаша, покровителя купцов). Торговое

«товарищество» хорошо известно в старовавилонский период.

Однако истолкование данного параграфа Драйвером и Майл-

тором представляется нс совсем верным. «Товарищество», о ко-

тором идет речь в этом параграфе, не обязательно является

чем-то вроде «акционерного общества», т. е. предприятия, ку-

да оба паптнера вкладывают свои капиталы и затем делят

прибыль или убыток сообразно вкладу каждого: «митхариш»

означает именно «поровну», а не «пропорционально». Дело,

видимо, заключается в том, что один из партнеров участвует

в товариществе лишь своими деньгами, а другой непосредст-

венно осуществляет коммерческое ппедприятие - труд наем-

ный и, как будет видно из дальнейшего, небезопасный. По

окончании торгового путешествия он возвращает «вкладчику»

его капитал, а прибыль или убыток делится между партнерами

пополам. Иначе строятся отношения между тамкаром (куп-

цом) и шамаллумом (торговым агентом). Шамаллум был мел-

ким странствующим торговцем, действовавшим отчасти на

собственный страх и риск, но главным образом в качестве

агента на службе у тамкара, крупного «негоцианта». Тамкар

снабжал шамаллума либо деньгами, либо товарами, которые

шамаллум и пускал в оборот. Текст § 100 заставляет полагать.

что вся прибыль торгового путешествия доставалась тамкар

а последний должен был платить шамаллуму «его дни», т. е.

очевидно, расходы по путешествию, а также некое жалованье.

При этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую при-

быль и рост по займу... Очевидно, что торговая прибыль под-

считывается после того, как «отложат» основной капитал и

проценты на него. Именно поэтому в § 100 предусматривается

подсчет роста на доверенный шамаллуму капитал: прежде

всего он должен возвратить тамкару капитал и рост на него.

Затем уже из «чистой» прибыли тамкар рассчитывается

с шамаллумом. Вавилоняне, следовательно, полагали, что

деньги, переданные другому лицу, должны в любом случае да-

вать рост (в том числе и деньги, вложенные в «товарищест-

во»). Сверх того они могут приносить и прибыль. Величина

торговой прибыли была, видимо, очень значительной, ибо ша-

маллум в любом случае обязан был вернуть тамкару удвоен-

ный капитал (§ 101). Величина минимальной торговой прибы-

ли считалась, следовательно, равной 100 процентам (макси-

мальная прибыль могла превышать эту цифру во много раз.

В одном тексте предсказание обещает купцу прибыль в 6000

(!) процентов). И лишь в том случае, если тамкар предостав-

лял шамаллуму деньги «в благодеяние» (§ 102), т. е. в виде

беспроцентного займа, шамаллум обязан вернуть лишь основ-

ную сумму даже в том случае, если он не получил никакой

прибыли. Участие в коммерческих операциях было, следова-

тельно, куда более выгодным делом, чем просто отдача денег

в рост, но зато и гораздо более рискованным. Параграф 103

предусматривает, что шамаллум, сделавшийся во время торго-

вой поездки жертвой грабежа, «во имя бога поклянется и бу-

дет свободен». В этом случае, очевидно, терялись не только

прибыль и рост, но и основной капитал, а нередко и жизнь

бедняги-шамаллума. Если грабеж имел место на территории,

куда простиралась власть вавилонского царя, в действие всту-

пали параграфы 21-24 и можно было рассчитывать на возме-

щение. Но торговые поездки были большей частью «загранич-

ными». Известны для данного региона (Передняя Азия) меж-

дународные договоры о взаимной защите иноземных купцов от

грабителей. От старовавилонского периода такие договоры до

нас не дошли. Впрочем, о международных отношениях царства

Хаммурапи мы вообще знаем мало.

Следующие несколько параграфов устанавливают порядок

взаимоотношений между тамкаром и шамаллумом. Так, поми-

мо денег для коммерческих операций тамкар может дать ша-

маллуму любое (движимое) имущество для продажи (§ 104).

В этом случае шамаллум обязан вернуть тамкару всю свою

выручку и получить от тамкара «документ с печатью». По-

скольку здесь ничего не говорится о вознаграждении шамал-

лума, возможны два предположения: 1) либо их взаимоотно-

шения на этот случай уже предусмотрены 100, 2) либо это –

дополнительное поручение шамаллуму, за которое определен-

ного вознаграждения не полагалось. Возможно, впрочем, что

речь здесь идет не о путешествии, а о продаже на месте. Мож-

но предполагать, что все подобного рода торговые операции

подлежали общему учету в каруме города, где велся общий

для всех купцов баланс. Без такого предположения невозмож-

но понять смысл § 105, устанавливающего, что, если шамал-

лум по небрежности не взял у тамкара соответствующего до-

кумента, «серебро без документа с печатью к счету не будет

причислено». Совершенно очевидно, что речь здесь идет не

приходно-расходных книгах самих контрагентов: они ведут

их сами и вольны записывать или не записывать туда все, что

им угодно. Речь, следовательно, идет о каком-то «счете», куда

серебро вносится именно по предъявлению документа, а не

денег. Такой счет мог вестись только в каруме. Существование

карумов в городах Вавилонии хорошо засвидетельствовано

документами, но мы, к сожалению, не располагаем текстами,

которые освещали бы их структуру и характер их деятельности

(подобно документам ассирийских торговых колоний). Изве-

стно лишь, что карум обладал в числе прочего судебной

властью - возможно, именно потому, что служил своего рода

центральной конторой» или «бухгалтерией».

Параграфы 106 и 107 как раз и предусматривают случаи

спора между шамаллумом и тамкаром. Если шамаллум, взяв-

ший у тамкара серебро, затем «спорит» с ним, тамкар должен

изобличить его «перед богом и свидетелями» (судебные засе-

дания карума происходили в храме Шамаша), и шамаллум

обязан вернуть взятое серебро в троекратном размере. Драй-

вер и Майлс безосновательно полагают, что тамкар в этом

случае предъявляет «документ с печатью». Ни в этом парагра-

фе, ни в каком-либо другом не содержится упоминаний о ка-

ких-либо расписках, выдаваемых шамаллумом тамкару. Во-

преки их мнению, не следует также предполагать в этом слу-

чае ордалию посредством клятвы. Как уже указывалось, «пе-

ред богом» означает просто-напросто суд в храме Шамаша.

Вообще в Законах Хаммурапи тот или иной вид «божьего

суда» всегда упоминается прямо. Не правы Драйвер и Майлс

и в данном ими объяснении большой суммы взимаемого в этом

случае штрафа. Дело тут не в «особых отношениях между

тамкаром и шамаллумом» и не в «большой прибыли» (хотя она,

как уже отмечалось, была действительно очень велика). Такая

сложная организация, как карум, в сложных условиях тог-

дашней внутренней и особенно международной торговли может

нормально функционировать лишь на основе строгого учета

в сочетании с безусловной честностью партнеров. Нарушение

доверия здесь рассматривалось как особо тяжкий проступок

и каралось соответственно.

Тамкар, совершивший аналогичный проступок в отношении

своего шамаллума (§ 107), подвергался еще более тяжкой

каре: он должен был отдать спорную сумму в шестикратном

размере (процесс велся тем же порядком, что и в § 106). За-

конодатель и здесь предоставляет защиту «слабому против

сильного». Другой вопрос - насколько удавалось «слабому»

в реальной жизни отстоять свои права

КОММЕНТАРИИ

а Старовавилонский период (и употребляемое для этого периода слово-

сочетание «старовавилонское общество») охватывает время с 1894 до 1595 г.

до н. э., т. е. время правления 1 Вавилонской, или Аморитской, династии.

б Оба варианта написания имени вавилонского царя (Хаммурапи и

Хаммураби) равноценны. Аккадской клинописи свойственна полифония, по-

этому последний слоговой знак в этом имени может произноситься как с

глухой, так и со звонкой согласной.

в Материалы дискуссий сконцентрированы в книгах: Никифо-

ров В. Н. Восток и всемирная история. М" 1977; Качановский Ю. В.

Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? М., 1971.

г Амурру, Сури - области к западу от Двуречья, район Сирии. Гу-

тиу(м), Элам-области к востоку от Двуречья, на территории соответ-

ственно северо-западного и юго-западного Ирана.

д Современное чтение термина - энси (глава шумерского города-госу-

дарства).

е ЗХ-сокращенное общепринятое обозначение Законов Хаммурапи.

ж Метэки - в древней Греции чужеземцы, а также рабы-вольноотпу-

щенники. Будучи лично свободными, не обладали политическими правами.

з Самсуилуна-царь Вавилонии, правил после Хаммурапи, в 1749-

1712 гг. до н. э.

и ЗБ-сокращенно Законы Билаламы, царя Эшнуны-периферийного

царства в долине р. Днялы. В настоящее время приписываются другому ца-

рю-Дадуше. Датируются началом II тыс. до н. э.

к Греческий термин для обозначения распространенного на Востоке об-

ряда преклонения перед царем.

л Перевод параграфов 117-119 ЗХ весьма сложен. В данной статье

акад. В. В. Струве обосновывает необходимость перевода с «одушевлением»

такого понятия, как «долговое обязательство». Современные исследовате.тн

принимают перевод В. В. Струве с небольшими поправками (см.: Законы

вавилонского царя Хаммурапи/Пер. и ком. Л. А. Липина, в новой редакция

В. А. Якобсона//Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980. Ч. 1.

С. 161 и прим. 39 на С. 178).

м Иосия (Йошийаху)--царь Иудеи (640-609 гг. до н. э.).

н Второзаконие - часть Пятикнижия, важнейшей составной части Вет-

хого Завета Библии.

о Моав-государство, располагавшееся в древности к юго-востоку от

Мертвого моря, граничившее с Иудейским царством и нередко вступавшее с

ним во враждебные отношения.

п Куту, или Кута,-город в Вавилонии, центр культа бога Нергала.

бога болезней, смерти, войны, отождествлявшегося с планетой Марс (совр

Телль-Ибрахим на территории Ирака).

Р Аби-Эшух-царь Вавилонии (1711-1684 гг. до н. э.).

с Сервитут-правовой термин, означающий закрепление частичных прав

и льгот для одного человека в отношении имущества другого.

т Принципал - ведущий, главенствующий субъект в правовых взаимо-

отношениях двух или более лиц.

у 1 бур - мера площади в Двуречье, равна 6,3 га.

Раздел III

Наши рекомендации