Военно-казачья колонизация Казахстана Россией в XVIII в. Участие казахов в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева
С самого начала принятия казахов в русское подданство России определила для себя курс последовательного присоединения всей территории Казахстана. В 1734 году для закрепления вновь присоединенных земель была создана Оренбургская экспедиция во главе с обер-секретарем сената И.К.Кирилловым, помощником его был назначен А. Тевкелев, произведенный из переводчиков в полковники за удачное выполнение миссии в Младшем жузе по его присоединению к России. После смерти И.Кириллова (1737 г.) Оренбургская экспедиция была переименована в Оренбургскую комиссию. В 1735 году началось сооружение Оренбурга, с 1744 года он стал центром Оренбургской губернии, а с 1748 года - Оренбургского казачьего войска. По своей организации оно было близко к регулярным войскам и несло службу по Верхнеяицкой линии —от Яицкого городка до крепости Верхнеяицкой. Земли Яицкрго казачества протянулись вдоль Жаика, на правом берегу которого оно своими силами к 1745 г. выстроило 7 крепостей и 11 форпостов, к 1769 , году по Яицкой линии проживало около 15 тысяч семейств казаков.
На земле, которая считалась общевойсковой собственностью, казачество занималось земледелием, скотоводством и рыболовством. С 1748 г. по указу правительства казаки начали в летний период заготавливать сено и строить хутора недалеко от укреплений. G этого момента между Яицким и Илецким городками на небольших речках, впадающих в Жаик, появляются многочисленные хутора. Постройка хуторов в междуречье Жаика и Едиля, а также по правобережью Жаика, привела к дальнейшему земельному ограничению для казахов, которым не разрешалось кочевать в районах казачьих хозяйственных построек.
Если вдоль Жаика находились владения Яицкого и Оренбургского казачества и калмыков, то вдоль побережья Каспийского моря земли также были недоступны для казахов. Здесь находилйсь дачи помещиков Безбородко и Юсуповых. На протяжении 305 верст, то есть почти по всему берегу Каспийского моря от устья Едиля до устья Жаика лежала полоса помещичьей земли. Дачи обоих помещиков фактически пустовали и не были заселены, были отданы на откуп купцам, которые устраивали на побережье рыбопромышленные ватаги. Приказчики помещиков пускали на эти земли казахов за большую плату.
Только в 1740-1743 годах на стыке территорий Младшего жуза и Южного Урала были построены крепости: Воздвиженная, Рассыльная, Ильинская, Таналыкская, Уразымская, Кизильская, Магнитная и др. все это делалось без согласия казахов, постепенно сужало их кочевья. В начале 50-х годов XVII века возникли Горькая, Иртышская, Колыванская, Ишймская, Орская и другие линии. В результате такой политики сформировалась сплошная непрерывная линия крепостей и форпостов от устья Яика до Усть-Каменогорской крепости, протяженностью в 3,5 тысячи верст, заселенная в основном казаками. Открытую политику колонизации проводил первый губернатор Оренбургской губернии генерал И.И.Неплюев.
В 1752 г. была построена линия военных укреплений из 10 крепостей и 53 редутов, соединивших Уйскую линию с Иртышской. Эта линия соединила Омскую крепость с Звериноголовской (Баглан) и была названа Ново-Ишимской. В результате русская граница была выдвинута на 50—200 верст в земли Среднего жуза. Это нарушало сложившуюся систему перекочевок, лишало казахское население пастбищ на правобережье Иртыша.
Постройка военных линий дала возможность царскому правительству принять в 50-х годах XVIII века первые юридические акты, узаконившие земельные ограничения для казахов Среднего жуза. В марте 1755 года Коллегия иностранных дел запретила переход за Иртыш. С 1764 г. казахам разрешалось кочевать не ближе 10 верст от Иртыша и 30 верст в районе крепостей и форпостов.
Таким образом, казахи теряли лучшие пастбища, этим и объясняется враждебность казахского населения к авангарду военно-казачьей колонизации.
Присоединение Казахстана к России носило прогрессивный характер. Но при этом нельзя забывать, что одновременно казахский народ подвергался колониальному гнету со стороны царизма и его основной опоры — помещиков. Политика царизма в Казахстане преследовала определенные классовые цели. Его законы всегда стояли на страже интересов господствующего класса. Так, указы 1742 и 1756 годов запретили населению Младшего и Среднего жузов перегонять скот через Яик и Иртыш, в низовьях Ишима и Тобола, к побережью Каспийского моря. Для подкрепления указов в названных районах были построены линии военных укреплений, вдоль рек установлена запретная десяти верстная полоса.
Насильственные акты колониальной администрации и феодальный гнет до предела ухудшили положение казахских крестьян, обострили классовую борьбу в аулах и вылились в цепь крупных восстаний в конце XVIII в. Знаменательным событием в жизни Казахстана этого времени было участие казахов Младшего и Среднего жузов в Крестьянской войне 1773—1775 гг. под руководством Емельяна Пугачева.
Емельян Пугачев.
Восстание в Казахстане началось под влиянием манифестов Пугачева. В них Пугачев обещал казахам землю, воду, леса, оружие, свинец, одежду. Еще до начала восстания, летом 1773 года, Пугачев лично побывал в кочевьях Младшего жуза, интересовался положением казахов, надеясь заручиться их поддержкой раныше, чем поднимать яицких казахов. Пугачев посетил ка-захские аулы тайно, опасаясь разглашения его планов до нача-ла восстання. Но в декабре он вновь прибыл в Младший жуз в сопровождении большого отряда в 400 человек. В отряде были русские, чуваши, черемисы, башкиры, татары, калмыки. Этим пестрым составом своего отряда Пугачев хотел наглядно показать казахам многонациональность своего войска.
Войско Емельяна Пугачева
Следуя призыву Пугачева, тысячи казахских джигитов приняли участие в восстании. Казахи были прекрасно вооружены: имели ружья, сабли, садаки (луки) со стрелами, пики, дротики. У воинов были кожаные шлемы и панцири. Часть казахских отрядов входила в кавалерийские полки армии Пугачева. Известно, что один из отрядов вошел в полк яицкнх казахов, кото-рым командовал атаман Андрей Овчинников. Были также смешанные по национальному составу отряды (например, казахско-калмыцкий).
Казахские отряды принимали участие в осаде и организованном штурме не только мелких, но и крупных, хорошо укрепленных военных крепостей: Оренбурга, Яицка, Гурьева, Орска, Саратова и Пензы. Нередко в многодневных и упорных сражениях с царскими войсками казахи-воины выходили победителями.
В сражениях казахи обычно наступали лавиной или обходили противника с флангов, хорошо маневрировали и мужественно сражались. Отступая, они шли на некоторую тактическую хитрость: быстро рассыпались по степи и вновь собирались в отдалении для нового удара Перед нападением казахи обычно про-водили разведку, а, отправляясь в поход, двигались скрытно, с целью напасть внезапно. При штурме крепостей пытались в первую очередь поджечь деревянные строения внутри укрепления, для чего зажигали бересту, прикрепленную к стрелам, а затем начинали наступление на крепостной вал и стены. Остановить их не мбгла даже артиллерия, так как штурмовавшие умели тушить ядра и бомбы мокрым войлоком.
Так, у стен Оренбурга и в прилегающих районах действовало несколько тысяч казахов. Они принимали участие не только в осаде крепости, но и снабжали армию Пугачева провиантом и фуражом, контролировали дороги, сражались с царскими войсками на подступах к городу, на Самарской дистанции и у Татишевой крепости.
Движение отряда Пугачева
Часть казахских отрядов была послана Пугачевым на Нижние яицкие форпосты. Здесь они влились в отряды сподвижников Пугачева — атамана Толкачева и татарина Тангаева. Эти отряды взяли Кулагинскую крепость. В Гурьеве казахи поддержали восставший местный гарнизон и пришедшего им на помощь атамана А. Овчинникова.
В Среднем жузе в восстании приняли участие казахи, кочевавшие в верховьях рек Ишима и Тобола. В 1773—1774 гг. они сформировали отряд и направили его на помощь армии Пугачева к Оренбургу. Е. Пугачев постоянно вел переговоры и переписку с родовыми старшинами Среднего жуза. Он договорился об объединении двух армий, но поражение Пугачева под Троицкой крепостью помешало их объединению. Поэтому казахские отряды вынуждены были начать самостоятельные действия. Волнения в Среднем жузе были настолько сильны, что царское правительство перебросило сюда войска из Сибири и Оренбургской губернии, где в это время действовала армия Пугачева.
После того, как Пугачев ушел со своей армией в Башкирию, часть казахских отрядов осталась в прияицких степях, а другие последовали с армией повстанцев в среднее и нижнее Поволжье. В августе 1774 г. армия Пугачева была разбита под Царицыном, цосле чего казахские отряды рассеялись по степи, а частью пошли за Пугачевым вниз по Волге, где, переправляясь на лодках или вплавь, ушли в прияицкие степи.
Казнь Емельяна Пугачева
Восстание в Казахстане разгоралось, его пламя еще два года после казни Е. Пугачева бушевало в степях. К 1775 году участились выступления крестьянства против местных феодалов. Наиболее острыми были выступления в Западном Казахстане.
Активно действовали отряды из родов байбакты, табын, тама.
Часть отрядов возглавляли выходцы из простого народа, как братья Джамбулат и Тохбулат Айвазовы. Казахские отряды действовали в огромном районе От Каспийского моря до Волги и Уральских гор. Против восставших царское правительство направило карательные отряды. Казахское население оказывало им мужественное сопротивление. Рядом с мужчинами сражались женщины, но силы оказались неравными, и повстанцы были разбиты.
Царизму удалось жесточайшими репрессиями на время по-давить восстание. Но с сентября 1775 года оно возродилось вновь. Во главе движения встала казахская женщина Сапара. Она обещала казахам скорое возвращение Пугачева и призывала их продолжать борьбу. Под ее влиянием казахи возобновили антиправительственные выступления, совершили нападения на ряд крепостей и собирались идти на Саратов. В результате предательства феодальной знати это движение было подавлено.
В период Крестьянской войны 1773—1775 годов окрепли узы дружбы между народами России, плечом к плечу впервые выступившими против гнета самодержавия, притеснений местных феодалов. Восстание Пугачева и участие в нем казахов еще раз наглядно подтвердило важность сближения казахского и русского народов, прогрессивность присоединения Казахстана к России.
Из манифеста Пугачева Е. к казахскому народу. 1773 г.
...Вам объявляю: когда всевышни господь бог мне даст волю, то я вас всех не оставлю и буду вас жаловать верно, нелицемерно землиою, водою и травами, и ружьями и провиантом, реками, солью и хлебом, и свинцом, от головы до ног обую. И моим верным слугам и войскам объявить: и будет от меня вольным и невольным всем моим, которыя меня почитающим, воля, чтоб и войска ваше не противились, что я буду за них стоять, також и они б для меня, великого государя, постарали бы... Для вас неприятель, тож, и для меня. В том сей именной указ объявляется всем.
Российский государь Петр третий руку приложил...
Запись рассказа казака Т. Сейткулоза о приезде Пугачева в Младший жуз. 4774 г.
"Блис моря, на месте, называемом ими Атрау, куда и на нынешнюю зимовку они прикочевали и перед самым зимним временем... от Яика, казачьего городка, был в приезде к Нуралы-хану в числе четырехстах российских, чуваш, черемис, башкир, татар и калмык, называющийся российским ханом... Ныне же собрав сам себе из разных нацей до пяти тысяч человек, намерен России мстить разорением городов Яика и протчих лежащих вверх внутри России, для чего и Нуралы-хана ко всепомоществованию ему склонял".