Теория и практика социального страхования в России
История развития социального страхования в России. Понятие, принципы и функции социального страхования. Место социального страхования в государственной системе социальной защиты населения. Задачи реформирования системы социального страхования в современной России, проблемы заимствования зарубежного опыта и новаций. Правовое положение субъектов системы социального страхования.
Правовые основы социального страхования. Концепция построения системы социального страхования в современных условиях. Механизмы реализации модели социального страхования.
Финансовый механизм социального страхования. Модели финансирования социального страхования в России и за рубежом. Отрасли социального страхования.
Ответ:
Важнейшей составной частью социального обеспечения является обязательное государственное страхование. Фонд, образуемый посредством государственного социального страхования, представляет собой один из видов централизованных денежных резервов государства.
Декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., определила права каждого человека на СЗ с помощью соц. страхования как при наступлении ситуаций соц. риска, так и во всех остальных случаях, связанных с потерей средств к существованию.
Соц. страхование — это система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных, предусмотренных законом случаях; распространяется на всех трудящихся и осуществляется за счет страховых взносов самих граждан.
В России соц. страхование носит в основном государственный и обязательный характер. Современная система гос страхования в России включает: страхование старости; страхование инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.
Финансирование всех видов СС основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения.
Совершенствование СС в условиях рыночной экономики должно предусматривать освобождение гос. соц. внебюджетных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов; введение дифференцированных размеров страховых взносов на ГСС в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работ и состояния условий труда; усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой СС; переход к ГСС работников, потерявших трудоспособность от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний, вместо действующего порядка возмещения вреда, причиненного работникам; развитие добровольных форм СС за счет средств граждан и доходов предприятий.
Таким образом, СС является одной из «важнейших составных частей» СЗН. Технологической процедурой социальной работы, неразрывно связанной с социальным обеспечением, является социальное страхование. Платежи на мед. страхование неработающего населения осуществляют органы исполнительной власти опять же за счет бюджетных средств.
Основными видами ГСС - являются денежные выплаты в виде пособий, материальные блага и услуги оздоровительно-профилактического характера
1) В случае смерти работника или члена его семьи за счет средств ГСС выдается пособие на погребение.
2) Входят такие материальные блага и услуги, как оплата санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебно-диетического питания, содержание оздоровительных учреждений для детей и др. страхования.
В нашей стране в августе 1995 г. Правительством РФ была одобрена Концепция реформирования пенсионного обеспечения, нацеленная на совершенствование страхового механизма. В соответствии с ней предполагалось ввести три уровня пенсий.
1 уровень - базовая пенсия должна была вскоре заменить социальную.
2 уровень - страховая или трудовая пенсия. Она, будучи основной, всецело определялась бы продолжительностью участия в страховании каждого конкретного лица.
3 уровень - негосударственные пенсии, которые служили бы дополнением к трудовым.
В основе данной модели реформирования лежал традиционный принцип распределительного финансирования. В середине 1997 г. в правительственных кругах все настойчивее стала выдвигаться новая Концепция реформы пенсионной системы, призванная заменить распределительный принцип пенсионного финансирования накопительным. В мае 1998 г. Была принята модель смешанной системы пенсионного обеспечения. Страхование на случай безработицы позволяет государству осуществлять выплаты пособий по безработице, стипендий безработным в период их проф. подготовки, переподготовки или повышения квалификации, организовывать оплачиваемые общественные работы, производить компенсации и выплаты безработным в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению служб занятости. Страхование, связанное с возмещением возможного имущественного или иного ущерба, позволяет застрахованным обеспечить необходимые гарантии от факторов риска.
Страховой случай может наступить в результате кражи, затопления, пожара, землетрясения и других обстоятельств. Страхование ответственности, как правило, связывается с возможными рисками от финансовых вложений. Эта разновидность страхования получает распространение в условиях становления рыночной инфраструктуры, когда появляется множество самостоятельных хозяйственных субъектов, действующих на свой страх и риск при конкуренции и угрозе банкротства. В нашей стране зарегистрированные и лицензированные частные страховые компании не имеют каких-либо гос. гарантий. В большинстве стран Западной Европы на законодательном уровне закреплено такое положение, что все зарегистрированные страховщики включаются в перестраховочное кольцо. И если какая-либо страховая компания не может выполнить обязательств перед клиентом, то эти обязательства принимают на себя другие страховщики. Таким способом государство защищает интересы страхователя. Таким образом, система социального страхования, соответствующая рыночным гос, в нашей стране только формируется. Идет процесс укрепления страховых начал в пенсионном обеспечении.
Страховые принципы утверждаются и в мед. обслуживании. Однако отсутствие достаточных средств в Фонде обязательного мед. страхования, несовершенство системы страховой медицины ограничивают ее возможности в деле оказания медицинской помощи населению. В условиях сложного переходного периода к рыночной экономике необходимо и дальше использовать возможности Фонда социального страхования, аккумулирующего страховые отчисления на пособия по болезни, беременности, родам, на субсидирование санаторно-курортных мероприятий.
Развитие получают и такие формы социального страхования, как страхование на случай безработицы и страхование, связанное с возмещением личного, имущественного и иного ущерба.
Процессу укрепления страхового дела в стране способствовало бы принятие законодательного акта, регулирующего в целом систему СС, а также принятие закона о внебюджетных страховых фондах. Появившись в конце XIX века в Германии, социальное страхование как правовая, организационная и финансовая система благодаря эффективным результатам распространилось сначала по Западной Европе, а после Второй мировой войны — и по всем континентам, став одним из столпов социальной политики рыночных экономик. Чем эта система отличалась от советской? Если у нас, например, пенсионное обеспечение полностью ложилось на государственный бюджет, из него же происходило повышение пенсий, пусть, как мы помним, не намного, но всем поровну, то в странах с развитым социальным страхованием пенсия работника формировалась из трех источников. Основную часть — до 60 процентов — составляли обязательные отчисления работодателей, причем на счет конкретного человека. Остальное вкладывал он сам и государство. Участие работника в формировании своей будущей пенсии — это один из важнейших принципов его гражданской ответственности. Являясь свободным, человек должен быть в то же время и ответственным: перед собой, семьей и обществом.
С началом радикальных реформ в нашей стране, когда, по сути, изменилась общественно-политическая формация, естественно, встала задача обратиться к мировому опыту социального страхования. Были созданы внебюджетные фонды: Пенсионный, Обязательного медицинского страхования, Социального развития, Фонд занятости. После принятия соответствующих законов в них стали поступать средства. Процесс этот довольно активно шел до 1998 года. Потом формирование системы социального страхования замедлилось, а сейчас ситуацию можно охарактеризовать известным выражением: шаг вперед, два шага назад. Государство, имея свои обязательства в деле пополнения фондов, стало все заметней уходить от них. Так, в 2001 году был ликвидирован государственный Фонд занятости населения, из средств которого выплачивались пособия по безработице... С 2002 года введены ограничения на страховые выплаты по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. С 2003 года исключены расходы на оздоровление детей-сирот.
34. Молодежь как объект и субъект социальной работы.
Молодежь как особая социальная группа. Характеристики молодежного возраста. Проблемы социализации молодежи. Ювенология как комплексная наука о молодежи.
Специфические молодежные проблемы. Этапы становления государственной молодежной политики в Российской Федерации и за рубежом. Основные направления и принципы государственной молодежной политики. Социальные программы и проекты для молодежи. Молодежные объединения и развитие международного молодежного сотрудничества в РФ. Молодежные субкультуры. Международная молодежная политика: цели и направления. Волонтерство в молодежной среде.
Особенности социальной работы с молодежью: основные задачи и принципы. Мобильная социальная работа.
Ответ:
Впервые категорию молодёжь стали выделять социологи в 60-е годы. Они увидели в молодёжи присущие только ей социальные черты, специфические интересы, ценности, нормы поведения и проблемы. Постепенно в 70-е годы сформировался более широкий взгляд на эту социально-демографическую группу. Понятие «молодёжь» было впервые дано в 1968 году.
На сегодняшний день понятие молодежи еще остается предметом различных толкований. На протяжении истории человечества, по мере развития общества и науки, понятие молодежи постепенно менялось и уточнялось. В толковом словаре В.Даля (середина XIX в.) понятие «молодежь» определялось как «молодые люди обоего пола», а в Большой советской энциклопедии молодежь трактовалась как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». Основной и неизменной характеристикой молодежи является возрастной признак. Кроме возрастного признака (количественная характеристика), к основным характеристикам молодежи как социально-демографической группы относятся и качественные характеристики: особенности социального положения молодых людей, их место и функции в социальной структуре общества, а также характерные особенности их интересов, особенности их самосознания и структуры ценностей.
Спец. черты молодежной субкультуры: общность, непосредственное общение, внешние атрибуты, наличие центра (лидер, ядро), урбанистический характер, эзотеричность (скрытый смысл). Бедные дети включаются в криминальную среду. Подъем в экономике – подъем субкультуры гуманного характера.
СР с молодежью и в нашей стране, и во многих др. странах являлась частью гос. молодежной политики.
Отечественная концепция ГМП сформировалась на рубеже 80—90х гг. на основе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (16 апреля 1991 г.). с принятием в 1993 г. постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» стал осуществляться курс на проведение МП в современных условиях.
Данным документом определяется, что ГМП - это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. ГМП выражает по отношению к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение соц.-экономического, полового и культурного развития России, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.
Объектами ГМП являются граждане РФ (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. Субъекты ГМП относятся гос. органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.
ГМП в РФ основывается на следующих принципах: сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации ГМП; привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом; обеспечение правовой и соц. защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их соц. статуса охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству.
Основными целями ГМП – являются содействие соц., культурному, духовному и физическому развитию; недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин; создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества.
Для достижения поставленных целей предполагается поэтапное и активное воздействие СР-ков в следующих важнейших направлениях: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, способствующих физическому и духовному развитию молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских объединений; содействие международным молодежным обменам. Данные направления стали основой Федеральной, а впоследствии Президентской программы, «Молодежь России». В 1994 РФ утвердило федеральную целевую программу «Молодежь России (1998—2000 годы)». В этой связи предусматривается решение следующих основных задач: формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;
Структура соц. служб: центр социально-психологической помощи молодежи; консультативный центр для 'подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону; приют для подростков; центр ресоциализации молодежи; центр информации для молодежи;
Законы:
- «О гос поддержке молодежных и детских объединений»;
- Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г:«О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 Апреля, 1996 г. 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации»; В ряде субъектов РФ приоритетным направлением молодежной политики оставалось создание системы информационного обеспечения молодежи.
На начало 1997 г. число граждан в возрасте от 15 до 29 лет составило 21,1% от численности населения страны. Одной из основных социально-экономических проблем молодежи по-прежнему продолжает оставаться безработица: Эксперты с обеспокоенностью отмечают рост криминализации среди молодежи. За последние пять лет заметно увеличилось число подростков, совершивших групповые преступления: Повсеместно возрастает количество случаев жестокого обращения с детьми, физического и психического насилия над подростками и мол. Острый социальный проблемой является детская беспризорность. В целом соц. службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 20 направлениям. Наиболее распространенной услугой, оказываемой социальными службами, стало психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи; оказывают экстренную психологическую помощь по телефону; центры занимаются социальной реабилитацией, предоставляют социокультурные услуги; занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей; оказывают правовую и почти 5% — информационную помощь.
Решению соц.-экономических проблем молодежи призвано содействовать молодежное предпринимательство. Так,. Форпост создал инновационную модель территориальной социально-педагогической реабилитации в целях создания гос. общественной системы профилактики отклоняющегося поведения детей и молодежи, восстановления и реорганизации соц. инфраструктуры для подростков и молодежи в микрорайонах, развития специализированных соц. служб адаптации и реабилитации молодежи.
Под СР с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства, в трудовых коллективах. Основной задачей СР является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым соц.-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. СР с молодежью, в которой используются в основном инновационные методы, имеет следующие направления: создание новых принципов городской политики по отношению к детям и управлением механизма их реализации; разработка методов профилактики преступности среди подростков и молодежи, приемов мед.-психологической соц.-педагогической коррекции отклоняющегося поведения, ликвидация репрессивного механизма в работе с подростками; создание среды обитания и общения молодого человека на основе работы клубов по месту жительства, в том числе для молодежи с ограниченными возможностями; создание оптимальных условий для временного трудоустройства подростков.) Субъект этого вида деятельности — соц. службы для молодежи, представляющие совокупность государственных и не-1, государственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив. С целью самофинансирования социальных служб и молодежных программ.