Миграционный учет граждан
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:
1) в пограничной зоне;
2) в закрытых административно-территориальных образованиях;
3) в закрытых военных городках;
4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;
5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;
6) в зонах экологического бедствия;
7) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
8) в зоне проведения контртеррористической операции;
9) в период мобилизации и в военное время;
10) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Миграционный учет включает в себя регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания.
Цели миграционного учета закреплены в ч. 1 ст. 4 ФЗ «О миграционном учете».
Миграционный учет осуществляется в целях:
1. создания необходимых условий для реализации гражданами РФ и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;
2. выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;
3. формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;
4. планирования развития территорий РФ;
5. управления в кризисных ситуациях;
6. защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ и иностранных граждан, находящихся в РФ, а также в целях обеспечения национальной безопасности РФ и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;
7. систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в РФ (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;
8. решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
Миграционный учет строится на основе следующих основных принципов (ч. 3 ст. 4 ФЗ «О миграционном учете»):
1. свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах РФ;
2. защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах РФ на основе законности и соблюдения норм международного права;
3. сочетание интересов личности, общества и государства;
4. обеспечение национальной безопасности РФ и защита иных национальных интересов РФ;
5. доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;
6. унификация правил миграционного учета.
Правила и порядок осуществления миграционного учета установлены Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»(1) (в ред. от 10.11.2009) (далее – Правила осуществления миграционного учета).
Правовой статус иностранных граждан при осуществлении миграционного учета
складывается из совокупности их прав и обязанностей, закрепленных, соответственно, ст. 6 и 7 ФЗ «О миграционном учете».
Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета:
1. на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;
2. на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;
3. на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;
4. на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
5. на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;
6. на осуществление иных прав, предусмотренных ФЗ «О миграционном учете».
Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета:
1. представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные нормативными правовыми актами РФ;
2. по регистрации или учету, в том числе:
· проживающие в России (постоянно или временно) иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания;
· временно пребывающие в России иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания;
· иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание.
Кроме того, иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории РФ и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории РФ, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания
Учет иностранных граждан по месту пребывания
Постановке на учет по месту пребывания подлежат:
1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих днейсо дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:
а) не имеет места жительства;
б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания;
в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;
г) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;
д) находится в учреждении, исполняющем административное наказание;
2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих днейсо дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:
а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания;
б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;
в) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
Основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания:
Основаниями для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания, согласно ч. 1 ст. 23 ФЗ «О миграционном учете», являются:
· постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания;
· выезд иностранного гражданина из РФ;
· смерть иностранного гражданина в РФ;
· вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
При убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган ФМС России отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина (п. 39 Правил осуществления миграционного учета).
Регистрация иностранных граждан по месту жительства
Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», зарегистрироваться по адресу указанного помещения.
Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным кодексом Российской Федерации.
Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
При подаче заявления о регистрации по месту жительства иностранный гражданин предъявляет:
1) иностранный гражданин постоянно или временно проживающий в Российской Федерации:
а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;
2) лицо без гражданства постоянно или временно проживающее в Российской Федерации:
а) вид на жительство или разрешение на временное проживание;
б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.