Вопрос 28. Типология государства и права: понятие, значение, основные подходы
Типология - осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).
Тип (исторический тип) государства и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.
Значение: типология по отношению к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять бесценный опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.
В отечественном правоведении наибольшее внимание уделялось историческим типам государства. Исторический тип государства — это категория, обозначающая совокупность исторических и социальных признаков, отличающих одну группу классифицируемых государств от другой.
1. Формационный подход. Наиболее полно исторические типы государства охарактеризованы в рамках формационного подхода. Его авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В своей работе “К критике политической экономии” К. Маркс утверждал, что в процессе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Формация — ступень развития общества с определенной системой производственных отношений.
Выделяя азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства как прогрессивные эпохи экономической общественной формации, К. Маркс полагал, что буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества. В другой работе “Наемный труд и капитал” К. Маркс рассматривал античное общество, феодальное общество, буржуазное общество как особые ступени в историческом развитии. В 30-е гг. XX в. Сторонники марксистских взглядов считали, что история в своем поступательном развитии проходит пять качественно своеобразных этапов — общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первой фазой которой является социализм. В послевоенный период встал вопрос о необходимости пересмотра этих взглядов, особое внимание стало уделяться своеобразию азиатского способа производства.
Переход от одной формации к другой (следовательно, от одного типа государства и права к другому) происходит посредством социальных революций.
История государств в целом повторяет историю общества, проходя те же ступени. Тип государства
и соответственно права обозначался их принадлежностью к той или иной общественно-
экономической формации<Следует учитывать, что в формационном уяении не выделялось два
самостоятельных типа: исторический тип государства и исторический тип права. Речь шла о едином
историческом типе государства и права. Объяснялось это тем, что за правом не признавалось
собственной истории, отдельной от истории государства, что история права — это часть истории
государства.>. Однако для первой и последней общественной формации нет соответствующего типа
государств. Объяснялось это тем, что в первобытном обществе государство еще отсутствовало, а при
коммунизме и государство и право отомрут как ненужные высоко моральному, коммунистически
организованному обществу.
Рабовладельческое государство есть орудие господства класса рабовладельцев в виде особой
организации политической власти господствующего класса. В нем было три класса: рабовладельцы
(господствующий класс) и рабы (угнетенный класс) — это два основных класса, а также свободное
неимущее население. Функция этого государства — защита собственности рабовладельцев.
Рабовладельческое право закрепляло всемогущество рабовладельцев и полное бесправие рабов.
Феодальное государство. Основными классами феодального сословного общества были феодалы и
зависимые крестьяне. На определенных этапах развития феодального права важное значение имело
третье сословие — городское население. Положение последних отличалось от положения рабов в
сторону увеличения личной свободы. Однако суть феодального государства состояла в том, что оно
было орудием защиты сословных привилегий феодалов, их прав на землю, на зависимых крестьян.
Феодальное право закрепляло интересы феодалов и было тесно связано с религией.
Буржуазное государство. Господствующий класс — буржуазия. Принципиальным отличием этого
класса является обладание частной собственностью, возникшей в результате присвоения чужой
собственности (как у феодала или рабовладельца), совместного труда большого числа наемных
рабочих, также приобретающих в процессе своей деятельности часть созданного ими прибавочного
продукта. Будучи политическим компромиссом как между дворянством во главе с монархом и
буржуазией, так и между буржуазией и организованным рабочим классом, государство постепенно становится институтом, служащим всем классам и социальным группам населения, средством
решения споров и конфликтов между ними.
В свою очередь с повышением производительности труда доля прибавочного продукта,
взимаемого государством в виде налогов на содержание аппарата публичной власти, уменьшается в
сравнении с той его долей, которая остается в собственности труженика. Поэтому само государство
постепенно утрачивает черты эксплуататорского. На смену им приходят помимо хозяйственно-
организаторских также защитные функции и социально-регулятивные черты.
В XX в. в странах Европы и Азии образовались социалистические государства. Эти государства
основывались на общественной собственности на средства производства, они выступали главным
распределителем социальных благ. В них отсутствовала эксплуатация человека человеком. Право
лишь провозглашало принципы подлинного народовластия, защиту интересов не меньшинства,
стоящего у власти, а подавляющего большинства населения.
Теоретическая модель социалистического государства восточноевропейского типа была заложена
работами К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивавшими идею построения государства трудящихся,
первыми шагами которого были установление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии,
отмена частной собственности на орудия и средства производства, замена ее общественной
собственностью; исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение
средств, коллективизм в организации производства и общественной жизни. Конечной целью
общественного развития, по К.Марксу, было построение коммунизма, т. е. такого общественного
строя, основой которого явилась бы высочайшая производительность труда, обеспечивающая
распределение жизненных благ между людьми в соответствии с их потребностями. Однако в
действительности социалистическое государство и право были институтами тоталитаризма,
диктатуры правящей партократии.
2. Цивилизационный подход. Одним из представителей этого подхода был английский историк
Арнольд Джон Тойнби (1889–1975). Его взгляды испытали на себе влияние работы О. Шпенглера
“Закат Европы”. В своей работе “Постижение истории” Тойнби подтверждает идею Шпенглера о
невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. Цивилизация по
Тойнби — это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных,
психологических, культурных и иных признаков. Отличаются друг от друга цивилизации прежде
всего достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от
вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т. д. История
цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют,
умирают.
Одни из его последователей представляют такую картину всемирно-исторического прогресса: 1
ступень — египетско-вавилонская цивилизация; 2 ступень — персидско-иудейская и античная
цивилизации; 3 ступень — византийско-славянская – восточная (Россия) + западная цивилизация +
исламская; 4 ступень — “Апокалипсис”.
Другая группа последователей Тойнби считают, что цивилизации в своем развитии проходят три
этапа:
• локальные цивилизации, обладающие специфическими, присущими лишь им социальными
институтами (древнегреческая, шумерская, инкская, эгейская),
• особенные цивилизации, имеющие схожие типы государств (индийская, китайская,
западноевропейская, восточная, исламская),
• современные цивилизации, которые еще окончательно не сформировались.
Эволюция государств раскрыта не в работах Тойнби, а в трудах его последователей. В зависимости
от наличия тех или иных институтов государственности и уровня их организации выделяют
первичные цивилизации и вторичные. Государства первичных цивилизаций часто имеют форму
империй (древнеегипетская). При этом роль государства в жизни общества просто огромна,
государство определяет и экономику и политику, и социальную структуру общества. Отличительной
особенностью этих цивилизаций является соединение государства с религией. Вторичные
цивилизации (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская) характеризуются
меньшим диктатом государства над обществом. Правитель уже не рассматривается как бог, он слуга
народа, власть же должна соответствовать сложившимся в народной среде идеалам._
3. Либертарно-юридический подход. “История человечества — есть история развития свободы” —
именно эта идея положена в основу данного подхода.
По мнению Гегеля существует четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное, 2)
греческое, 3) римское, 4) германское. С их сменой происходит и смена соответствующих форм
государства. Если восточному царству соответствовала теократия (свобода одного), греческому и
римскому — демократия или аристократия (свобода некоторых), то германскому типу соответствуют
монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех.
Вслед за Гегелем В.С. Нерсесянц полагает, что типы государства и права — это основные
исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса.
1 тип государств — этнические государства Древнего мира. Под регулирующее воздействие
государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно
принадлежность к “титульной нации” гарантировала не только известную меру свободы, но и
возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права.
2 тип — сословное государство средних веков. В нем свобода носит характер сословных
ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому,
что принадлежит к тому или иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным
межсословным неравенством.
3 тип — государства и права индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций
человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса
или сословия.
4 тип — гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и
неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого
государством.
5. Типология государств М. И. Кареева. В работе русского правоведа М.И. Кареева “Типология и
всемирно-историческая точка зрения в изучении истории” (т. 3, вып. 1–2, 1905 г.) изложена весьма интересная и незаслуженно забытая типология государств. Выделялось 6 исторических,
последовательно сменявших друг друга, типов государств:
1) город-государство;
2) восточная деспотия;
3) феодальное поместье-государство;
4) сословная монархия;
5) западноевропейская и абсолютная монархия;
6) конституционное государство.
И хотя в его типологии не нашлось места истории права и не все из перечисленных типов
государств характерны как для Востока, так и для Запада, в работе М.И. Кареева отражена
действительная эволюция государств, во многом совпадающая с имеющимися сегодня данными
истории, этнографии, археологии.
6. Типологии права. В современной зарубежной науке широко распространена точка зрения
(Гарольд Берман и другие), согласно которой в истории права следует выделять три этапа:
1) обычное право;
2) каноническое право;
3) светское право.
В российском правоведении особый интерес представляет точка зрения С.С. Алексеева,
выделяющего четыре ступени в истории позитивного права:
• право сильного — доцивилизованная стадия правового развития, на которой право
принадлежит вожаку, старейшине и зафиксировано в обычаях;
• кулачное право существовало в азиатских теократических государствах, при рабовладении
и феодализме. Главными побудительными факторами в праве были власть и религиозная
идеология. Это уже писаное право, но с отдельными элементами обычного права (система
привилегий, сословные традиции);
• право власти начало складываться с конца XVIII в. Правом признаются абсолютно все веления, исходящие от государства;
· право гражданского общества — представляет собой систему норм, которая базируется на
естественном праве, а само право воспринимается обществом как носитель гуманитарных
ценностей.