При начальной посадке судна
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
Федеральное Агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Морская государственная академия
Имени адмирала Ф.Ф.Ушакова
Факультет Судовождения и Радиоэлектроники
К а ф е д р а
“Теория и устройство судна”
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению курсового проекта
“РАСЧЕТ ПОСАДКИ, ОСТОЙЧИВОСТИ И ОБЩЕЙ
ПРОЧНОСТИ СУДНА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ”.
Часть 1.
Разработали:
Доцент, к т н, Самохвалов А.В.
Доцент к.т.н. Иванов Н.В..
Утверждено
На заседании кафедры ТУС
“_20_”сентября 2000 г. Пр. №_1__
Новороссийск- 2000
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
При выполнении эксплуатационных расчетов по составлению грузового плана и проверке остойчивости и общей прочности используются следующие исходные данные:
- судовая документация;
- чертежи общего расположения судна;
- грузовая шкала;
- кривые элементов теоретического чертежа;
- эпюра емкости или таблица объемов;
- чертежи размещения грузов на судно;
- интерполяционные кривые плеч остойчивости формы (пантокарены);
- график изменения осадок оконечностей от приема 100 т груза или диаграмма осадок носом и кормой;
- характеристики судна;
- главные размерения судна: L, B, Т, D;
- тип и мощность силовой установки: Nе;
- плановая скорость судна в полном грузу: Vs;
- численность экипажа: n э;
- площадь парусности судна в полном грузу: Sn;
- аппликата центра парусности: Zn;
- характеристики заданного рейса;
- параметры посадки судна перед загрузкой : Тн, Тk;
- количество принимаемого груза Ргр
и его удельный погрузочный объем m;
- расстояние между портами S;
- плотность морской воды в порту отправления r;
- скорость судна: Vs;
РАСЧЕТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РЕЙСА И
И СУДОВЫХ ЗАПАСОВ НА РЕЙС.
Расчет продолжительности рейса.
Продолжительность рейса рассчитывается по заданному расстоянию между портами:
час,
сут.
Расчет судовых запасов на рейс.
Судовые запасы рассчитываются в зависимости от суточного расхода топлива и воды, продолжительности рейса:
- необходимое количество топлива с учетом штормового запаса
( принять равным 10% в т.):
т
- удельный расход топлива.
Для судов с двигателями внутреннего сгорания:
Для судов с паротурбинными установками:
Nе- мощность силовой установки.
Запас смазочного масла обычно составляет 0,4-0,6 % запасов топлива:
Запас пресной воды для нужд экипажа определяется исходя из санитарной нормы 70-100 л. на человека в сутки:
Запас провизии определяется исходя из нормы 3 кг. на человека в сутки:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ
ПРИ НАЧАЛЬНОЙ ПОСАДКЕ СУДНА.
При заданной посадке судна (ТН, ТК ) водоизмещение определяется с помощью грузовой шкалы или кривых элементов теоретического чертежа (КЭТЧ).
Грузовая шкала и грузовой размер на КЭТЧ строятся для посадки судна на ровный киль, без крена, дифферента, изгиба корпуса, а также для стандартной плотности воды. Поэтому к водоизмещению, подсчитанному по грузовой шкале или грузовому размеру, необходимо вводить поправки.
Расчет водоизмещения производится в следующей последовательности:
1. Рассчитывается средняя осадка ТСР0 и дифферент t0:
; .
2. По грузовой шкале для стандартной плотности морской воды снимаются водоизмещение D0 для ТСР0.
По кривым элементов теоретического чертежа снимаются элементы плавучести и начальной остойчивости для осадки ТСР0.
q0 | число тонн на 1 см осадки | т/см |
абсцисса центра величины | м | |
ZС0 | аппликата центра величины | м |
Хf0 | абсцисса Ц.Т. площади ватерлинии | м |
r0 | поперечный метацентрический радиус | м |
R0 | продольный метацентрический радиус | м |
S0 | площадь ватерлинии | м2 |
При отсутствии на чертеже величины q её можно рассчитать по формуле:
3. Находятся поправки к водоизмещению, определенному по грузовой шкале:
- поправка на плотность воды:
r0 и r - соответственно измеренная и стандартная плотность воды, стандартная r = 1,025 т/м3;
- поправка на дифферент:
q0 - число тонн на 1 см осадки,
Хf0 - абсцисса ц.т. площади ватерлинии.
- поправка на обводы корпуса в оконечностях:
где:
lН и lК - отстояние марок углубления от носового и кормового перпендикуляров соответственно, определяется по боковому виду судна.
- поправка на изгиб корпуса:
f - стрелка прогиба корпуса, см.
4. Водоизмещение судна с учетом поправок при начальной
посадке судна.
5. Определяется положение центра величины по длине судна
с учетом дифферента по формуле:
СОСТАВЛЕНИЕ ГРУЗОВОГО ПЛАНА
При составлении грузового плана используются:
для танкеров - таблицы судовых помещений;
для сухогрузных судов - эпюра емкостей или чертеж размещения грузов на судне.
1.4.1. Распределение судовых запасов.
Судовые запасы обычно распределяются в такой последовательности: топливо размещается в расходные цистерны, затем в топливные бункеры и танки, расположенные в районе МКО, танки двойного дна, затем в диптанки и в последнюю очередь топливобалластные танки. Топливные танки заполняют с учетом температурного расширения. Объем, занимаемый топливом, определяется по формуле:
0,97 - коэффициент для учета температурного расширения;
V0 - объем танка, м3.
При распределении пресной воды цистерны обычно заполняются полностью.
Расположение провизионных кладовых, если нет точных данных, может быть ориентировочно определено по чертежам.
Расчет координат Ц.Т. принятых запасов ведется в табличной форме:
Таблица 1.1
Распределение судовых запасов.
Запасы и их размещение | Вместимость помещений, м3 | Количество принятых запасов, т | Координаты Ц.Т. запасов | Моменты | ||
Х, м | Z, м | Mx, тм | Mz, тм | |||
Топливо | ||||||
Провизия | ||||||
Смазочное масло | ||||||
Пресная вода | ||||||
Итого запасов | SRЗ | ХЗ | ZЗ | SMХ | SMz |
Координаты Ц.Т. принятых запасов определяются по формуле:
; .
1.4.2. Размещение грузов по судовым помещениям
Размещение грузов по судовым помещениям ведется методом последовательных приближений. После предварительного размещения грузов засчитывается осадка и остойчивость судна. Если они удовлетворительны, то грузовой план принимается. Если посадки или остойчивость судна неудовлетворительна, то проводится перестановка (перераспределение ) грузов и снова проверяются посадка и остойчивость судна.
1.4.2.1. Размещение груза в первом приближении
Размещение грузов в первом приближении производится в следующей последовательности:
определяется объем груза, размещенного в судовых помещениях:
Объем груза не может превышать суммарной вместимости судовых помещений:
- для сухогрузных судов
- для нефтеналивных судов
m - удельный погрузочный объем груза, м3/т;
W - вместимость помещений, мз.
Если Vгр £ W , то часть помещений можно не занимать грузом. Груз желательно размещать равномерно по длине судна, заполняя используемые помещения по возможности полностью. При этом рекомендуется оставлять пустоты в концевых помещениях для возможности удифферентовки судна.
Если судно двухпалубное, то рекомендуется в первую очередь заполнять трюмы, причем полностью.
Составляется и заполняется таблица размещения грузов (таблица весовых нагрузок).
Таблица 1.2.