Полученные результаты представлены в гистограмме
Проанализируйте данные опросов. Какова динамика отношения населения к проводимой реформе?
1) | большинство граждан не смогло определить свое отношение к реформе. |
2) | возросло число тех граждан, которые не поддерживают отмену порога явки. |
3) | наблюдается устойчивый рост тех, кто одобрил проводимые мероприятия |
4) | количество людей, негативно оценивающих реформу, не изменилось. |
Часть В.
В1 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «правовое государство».
Независимость властей, равные права, верховенство закона, цензура, плюрализм, многопартийность.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________ .
В2 |
Установите соответствие между политическими институтами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ | ИНСТИТУТЫ | ||
1) | представительство совокупных интересов общества | А) | государство |
2) | разработка политических программ | Б) | партии |
3) | выдвижение политических лидеров | ||
4) | разработка и принятие законов |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В3 |
В приведенном перечне выделите институты гражданского общества:
1) | общества защиты прав потребителей |
2) | Министерство образования |
3) | ассоциация педагогов «Демократическая школа» |
4) | районный суд |
5) | объединение жильцов микрорайона |
6) | управление внутренних дел |
(Напишите соответствующую последовательность цифр, располагая их в алфавитном порядке)
Ответ:___________________________
В4 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «форма территориально-государственного устройства».
Монархия, унитаризм, федерация, конфедерация, автономия.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ____________________________.
В5 |
Установите соответствие между типами государства и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
признаки | типы | ||
1) | осуществление власти народом непосредственно и через своих представителей | А) | социальное |
2) | отделение церкви от государства | Б) | правовое |
3) | разделение и независимость властей | В) | светское |
4) | обеспечение достойных условий жизни и работы граждан | Г) | демократическое |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В6 |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
«Мажоритарная избирательная ____________(1) – порядок определения результатов ___________(2), при котором избранным в тот или иной выборный орган по своему избирательному ___________(3) считается __________(4), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Политологи различают мажоритарную систему абсолютного и относительного большинства».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) власть |
Б) система |
В) выборы |
Г) движение |
Д) кандидат |
Е) округ |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В7 |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Накануне вечером прошли завершающие предвыборные дебаты. |
2) | По итогам интерактивного опроса граждан победу в них одержал кандидат в президенты от оппозиционной партии. |
3) | Предполагаем, что действующему президенту придется серьезно активизировать свою предвыборную компанию в оставшееся до выборов время. |
4) | Думается, что все мы будем свидетелями ожесточенной политической борьбы в ближайшие дни. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В8 |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения.
(1) Любое государство обладает аппаратом насилия и принуждения. (2) Но только демократическое правовое государство применяет насильственные меры вне законных рамок. (3)В демократическом государстве отсутствует принцип разделения властей. (4)Тоталитарное государство, напротив, реализует в своем устройстве систему сдержек и противовесов между властями. (5) Государство является продуктом исторического развития народа. (6) Государства, как и люди, переживают период своей юности, расцвета, упадка.
Выберите из предлагаемого текста ошибочные суждения. Выпишите цифры, соответствующие им в таблицу ответа под соответствующими буквами. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответа.
А | Б | В |
В9 |
Установите соответствие между типами избирательных систем и их конкретными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
признаки | типы избирательных систем | ||
1) | для проведения выборов создается единый общефедеральный округ | А) | мажоритарная |
2) | для прохождения политических партий в парламент устанавливается избирательный порог, определенное количество голосов избирателей | Б) | пропорциональная |
3) | голосование проводится по одномандатным округам | ||
4) | победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Часть С.
С1 |
Сравните пропорциональную и мажоритарную избирательные системы. Укажите три общих и по три различных черты. Ответ оформите в виде таблицы:
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ | |
· _____ · _____ · _____ | |
РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ | |
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ · _________________ · _________________ · _________________ | МАЖОРИТАРНАЯ · ________________ · ________________ · ________________ |
С2 |
В ходе кампании по выборам депутатов законодательного собрания один из кандидатов, сначала зарегистрированный избирательной комиссией, затем был снят с дистанции. Суд оставил решение Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться Избирательная комиссия при отстранении кандидата?
С3 |
Назовите любые три внутренних функции государства и приведите примеры, иллюстрирующие каждую из них.
Тема № 7.
Правовое регулирование общественной жизни.
Часть А
А1 |
Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый
1) | исключительно силой общественного мнения |
2) | мнением авторитетных людей |
3) | привычками и традициями людей |
4) | силой государственного принуждения |
А2 |
Из представленных ниже предложений выберите то, которое соответствует определению понятия «гражданин»:
1) | Гражданин – любой человек, проживающий на территории определенного государства. |
2) | Гражданин – любой человек, приехавший на жительство определенного государства. |
3) | Гражданин – человек, соблюдающий законы определенного государства. |
4) | Гражданин, это человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит и с которым связан. |
А3 |
Верны ли следующие суждения?
А. Дружеские отношения не относятся к юридическим фактам.
Б. Наводнения, землетрясения, пожары считаются юридическими фактами.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А4 |
К людям, занятым юридической профессиональной деятельностью, предъявляются особые требования. Прочитайте текст клятвы и укажите, представители какой из юридических профессий ее приносят. «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг … и моя совесть».
1) | прокурор |
2) | судья |
3) | следователь |
4) | нотариус |
А5 |
Вердикт присяжных заседателей о невиновности подсудимого для судьи
1) | имеет рекомендательное значение, на усмотрение судьи-профессионала |
2) | принимается или отвергается при обсуждении судьи и присяжных заседателей |
3) | носит обязательный характер для принятия судебного решения |
4) | может стать поводом для вынесения судьей решения о роспуске данного состава присяжных заседателей |
А6 |
Низшим структурным звеном в системе российского права является
1) | институт права |
2) | отрасль права |
3) | правовая норма |
4) | подотрасль права |
А7 |
Какая из ситуаций является уголовным правонарушением (преступлением)?
1) | прогул работы |
2) | нарушение техники безопасности на предприятии |
3) | разбойное нападение на гражданина |
4) | нецензурная брань в общественном месте |
А8 |
Верны ли следующие суждения?
А) Конституция РФ как документ обладает высшей юридической силой, ей должны соответствовать все текущие законы и подзаконные акты
Б) Конституция РФ принимается Федеральным Собранием большинством голосов
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А9 |
Какое из перечисленных понятий относится к виду нормативно-правовых актов?
1) | штраф |
2) | инструкция |
3) | сделка |
4) | заявление |
А10 |
Верны ли следующие суждения?
А. Религиозные нормы, закрепленные в священных книгах Библия, Коран, Тора и т.д., признаются в качестве источников права.
Б. Уголовное законодательство РФ широко использует в своих нормах ссылки на правовые обычаи.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А11 |
Имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, порядок наследования регулируются нормами права
1) | трудового |
2) | уголовного |
3) | гражданского |
4) | семейного |
А12 |
Высшей ценностью согласно Конституции РФ является (-ются)
1) | интересы государства |
2) | права и свободы человека |
3) | нерушимость границ |
4) | неотвратимость наказания |
А13 |
Главой государства по Конституции РФ является
1) | Председатель правительства |
2) | Президент |
3) | Министр обороны |
4) | Председатель Государственной Думы |
А14 |
Разработка и принятие законов является прерогативой
1) | судов |
2) | правительства |
3) | парламента |
4) | министров |
А15 |
К числу политических прав граждан России, установленных Конституцией РФ, относится право
1) | избирать и быть избранным в органы государственной власти |
2) | на получение бесплатного образование |
3) | на получение профессии в соответствии со своими способностями |
4) | на неприкосновенность частной жизни и переписки |
А16 |
Гражданство РФ приобретается
1) | по достижении полной дееспособности |
2) | момента рождения |
3) | по достижении совершеннолетия |
4) | с получения паспорта |
А17 |
Верны ли следующие суждения?
А. Все граждане России обладают правоспособностью независимо от возраста и состояния здоровья.
Б. Полная дееспособность граждан наступает по достижении совершеннолетия.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А18 |
Отметьте правильное утверждение:
1) | Трудовой договор можно оформлять как в устной так и в письменной форме |
2) | Трудовой договор необходимо оформлять письменно в двух экземплярах |
3) | Трудовой договор оформляется только в устной форме |
4) | При устройстве на работу обязательно подписывать договор пожизненного найма с работодателем |
А19 |
Верны ли следующие суждения?
А) Продолжительность рабочего дня для учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих работу с учебой в возрасте от 14 до 16 лет составляет 2,5 часа.
Б) Право на сокращенный рабочий день имеют несовершеннолетние работники..
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А20 |
Согласно российским законам, признается брак
1) | фактический (гражданский) |
2) | заключенный в органах записи актов гражданского состояния |
3) | церковный, освященный процедурой венчания в храме |
4) | заверенный нотариусом |
А21 |
Семейный Кодекс РФ устанавливает брачный возраст в
1) | 21 год |
2) | 18 лет |
3) | 14 лет |
4) | 17 лет |
А22 |
Верны ли следующие суждения?
А) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
Б) В воспитании детей главная роль по российскому законодательству отдается женщине, матери.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А23 |
В каком из приведенных случаев вступает в действие Закон о защите прав потребителей?
1) | гражданин приобрел домой стиральную машину, в которой был обнаружен брак завода-изготовителя |
2) | фирма-поставщик поставила строительной фирме партию краски с истекшим сроком годности |
3) | продуктовый склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата |
4) | гражданин приобрел партию недоброкачественного товара на мелкооптовом рынке для перепродажи ее в другом городе |
А24 |
Гражданин, производя земельные работы на принадлежащем ему дачном участке, обнаружил клад старинных монет. Каким образом ему необходимо распорядиться найденным на законном основании?
1) | оставить себе, никому не заявляя о находке |
2) | сдать в антикварный магазин |
3) | заявить о находке в государственные органы и получить вознаграждение |
4) | подарить часть клада родственникам, а часть сдать государству |
А25 |
Верны ли следующие суждения?
Международное гуманитарное право регулирует вопросы
А) отношения к военнопленным по время военных конфликтов.
Б) защиты мирного населения во время ведения военных действий.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Часть В.
В1 |
Найдите в предлагаемом перечне ситуаций и обведите те, в которых вы сталкиваетесь с нормами гражданского права.
1) | устройство на временную работу в период каникул |
2) | покупка в магазине продуктов |
3) | прогул уроков в школе |
4) | получение ценного подарка от дедушки |
5) | предоставление другу денег в заем |
6) | утеря паспорта или свидетельства о рождении |
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _____________________
В2 |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. |
2) | Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является милиция. |
3) | Милиция имеет специальные подразделения, например, уголовный розыск, отделение по борьбе с экономической преступностью, отделение охраны общественного порядка |
4) | Очевидно, что повышение социального статуса работников органов внутренних дел, увеличение их должностных окладов – важное условие эффективности соблюдения законности и правопорядка. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В3 |
Найдите в предлагаемом перечне и обведите личные права граждан России.
1) | право на образование |
2) | право на выбор профессии |
3) | неприкосновенность личности |
4) | свобода совести и вероисповедания |
5) | право на жизнь |
6) | избирательное право |
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _____________________
В4 |
Установите соответствие между юридическими профессиями и их характерными признаками. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.
ПРОФЕССИИ | ПРИЗНАКИ | ||
1) | прокурор | А) | оказывает квалифицированную юридическую помощь гражданам, выступает от лица защиты в суде по уголовным делам |
2) | адвокат | Б) | выступает в качестве государственного обвинителя в суде по уголовным делам |
3) | нотариус | В) | проводит предварительное следствие, собирает и проверяет обстоятельства дела |
4) | судья | Г) | оформляет доверенность на право пользования имуществом |
Д) | разрешает правовые споры, определяет наказание тем лицам, которые виновны в совершении преступления. |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В5 |
Установите соответствие между конкретными ситуациями и типом правоотношений, который они иллюстрируют. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ситуации | Правоотношение | ||
1) | Министр подписал приказ о командировке своего заместителя на строительство нового объекта | А) | административное |
2) | Политическая организация выставила пикет у Дома Правительства | Б) | государственное |
3) | Граждане начали сбор подписей на выдвижение кандидата в депутаты Государственной Думы от своего избирательного округа | ||
4) | Водитель нарушил Правила дорожного движения |
В6 |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Правовая норма – это общее _______(1) поведения, установленное государством, регулирующим посредством их общественные _________(2). Юридические нормы, составляющие право ___________(3), отличаются очень большим разнообразием. Однако существо их таково, что они несмотря на разнообразие, обнаруживают тесную взаимосвязь, представляя в совокупности единую ___________(4).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А | Правило |
Б | Норма |
В | Отношения |
Г | Система |
Д | Государство |
Е | Общество |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую выбранное вами слово из списка.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В7 |
Найдите в приведенном списке условия, обязательные для регистрации брака в РФ и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) | проживание отдельно от родителей |
2) | достижение совершеннолетия |
3) | наличие брачного договора |
4) | взаимное согласие сторон |
5) | наличие самостоятельного заработка |
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: _____________________
В8 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «преступление».
Кража, грабеж, клевета, коррупция, подлог, прогул, вымогательство.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: _______________
В9 |
Установите соответствие между конкретными ситуациями и типом правоотношений, который они иллюстрируют. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.
СИТУАЦИИ | ПРАВООТНОШЕНИЯ | ||
1) | Семья нашла клад во время ремонта дома. | А) | семейное |
2) | Работник без уважительной причины не вышел на работу | Б) | административное |
3) | Гражданка оформила опеку над племянником | В) | трудовое |
4) | Гражданин нарушил правила дорожного движения | Г) | гражданское |
Д) | уголовное |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Часть С.
С1 |
Укажите любые три основных принципа демократического судопроизводства.
С2 |
Приведите три примера ситуаций, подпадающих под действие гражданского права.
С3 |
Родственник президента одной из демократических стран был задержан полицией за хранение наркотиков. Какие действия президента для оказания помощи родственнику будут правомерными, а какие неправомерными?
Итоговый тест
Часть А
А1 |
Человека от животного отличает способность
1) | строить жилища |
2) | заботиться о потомстве |
3) | создавать новое, не имеющее аналогов в природе |
4) | обеспечивать себя пропитанием |
А2 |
Древнегреческий философ Демокрит писал: «Хорошими люди становятся больше от упражнений, чем от природы». Процесс, в ходе которого каждый человек осваивает правила и нормы жизни в обществе, приобретает нравственные качества, называется в науке
1) | социализацией |
2) | индивидуализацией |
3) | стратификацией |
4) | приспособлением |
А3 |
Верны ли следующие суждения?
А.Свобода налагает на ее носителя дополнительные обязательства и ответственность.
Б. Свободным является человек, отказывающийся выполнять социальные правила, подчиняться нормам.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А4 |
К глобальным проблемам современного мира относится
1) | сход лавин в горах |
2) | таяние антарктических ледников |
3) | сейсмическая активность |
4) | банкротство крупных компаний |
А5 |
Какое из приведенных утверждений является примером научного знания?
1) | Гороскопическим камнем для Овнов считается рубин. |
2) | Буддисты верят, что можно прервать круговорот превращений, жизней, уйдя в состояние нирваны. |
3) | Археологи установили границы расселения славянских племен по находкам ювелирных изделий. |
4) | Писатель Геродот, основываясь на слухах, писал о племени людей с собачьими головами, обитавшем в Причерноморье. |
А6 |
Верны ли следующие суждения?
Общество характеризуется как
А.результат деятельности многих поколений людей.
Б. система экономических, социальных, политических и духовных отношений людей.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А7 |
Экономические системы (традиционная, рыночная, плановая) различаются
1) | наличием четырех основных факторов производства: земли, капитала, труда. предпринимательства |
2) | способами разрешения основных вопросов экономики: «Что производить», «Как производить», «Для кого производить» |
3) | количеством крупных предприятий объединений |
4) | соотношением в структуре государственных доходов прямых и косвенных налогов |
А8 |
Цена на товар в магазине возросла. При каком соотношении спроса и предложения на рынке это стало возможным?
1) | Спрос на товар не изменился, предложение возросло. |
2) | Спрос на товар возрос на 12%, предложение возросло на 25%. |
3) | Спрос на товар не изменился, но предложение сократилось |
4) | Спрос на товар уменьшился на 15%, предложение снизилось на 10% |
А9 |
В стране существует товарное производство и денежное обращение. Отношения работодателей и работников регулируются трудовым законодательством. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны носит рыночный характер?
1) | заболевшим работникам выплачивается пособие по временной нетрудоспособности |
2) | между предприятиями существуют договорные отношения |
3) | предприятия разных форм собственности свободно конкурируют между собой |
4) | большинство работников трудится на промышленных предприятиях |
А10 |
Верны ли следующие суждения?
А.В рыночной экономической системе гарантированы равные права предприятиям различных форм собственности.
Б. Для регулирования рыночной экономики необходимо действенное антимонопольное законодательство.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А11 |
Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?
1) | избирателя |
2) | пользователя Интернета |
3) | учащегося |
4) | работника по найму |
А12 |
О каком типе социальных групп говорится в пословице: «Что русскому здорово, немцу смерть»?
1) | демографических группах |
2) | этнических группах |
3) | малых группах |
4) | профессиональных группах |
А13 |
Партнерской называется семья, для которой характерно
1) | отсутствие конфликтов между родителями и детьми |
2) | совместное проживание нескольких поколений родственников |
3) | равенство в правах и обязанностях между мужчиной и женщиной |
4) | раздельное проживание детей и родителей |
А14 |
Верны ли следующие суждения?
А.Основой для возникновения конфликта в обществе выступает различие интересов отдельных групп населения.
Б. В основе ряда социальных конфликтов лежит неравенство людей в доходах, уровне жизни.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А15 |
Какой из приведенных признаков отличает демократическое правовое государство?
1) | действие в стране закона, регулирующего деятельность СМИ |
2) | партнерские отношения между государственной властью и обществом |
3) | наличие в стране однопалатного законодательного собрания |
4) | зависимость судебной власти от исполнительной |
А16 |
В государстве К. главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство К. – парламентарная монархия?
1) | вся полнота законодательной власти сосредоточена в руках представительного органа - парламента |
2) | закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии |
3) | в государстве отсутствует принцип независимости и разделения властей |
4) | монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав |
А17 |
Верны ли следующие суждения?
А. | Важнейшим институтом политической власти является государство. | ||
Б. | Политическая власть выступает в качестве разновидности власти государственной. | ||
1) | верно только А | ||
2) | верно только Б | ||
3) | верны оба суждения | ||
4) | оба суждения неверны | ||