Создание советской государственной системы (октябрь 1917- март 1918 г.)
Первая проблема, с которой столкнулись большевики, было создание государственных органов власти. Уже в первые дни ее существование большевистских Советов было поставлено под сомнение. За создание коалиции социалистических партий выступил ВИКЖЕЛЬ (профсоюз железнодорожников). Следует отметить, что подобная коалиция была возможна по крайней мере дважды еще до захвата власти большевиками: в июле и после разгрома выступления Корнилова. В обоих случаях меньшевики и эсеры предпочли коалицию с кадетами, не решаясь взять всю полноту ответственности.
Теоретически можно предположить, что создание коалиции социалистических партий предотвратило бы долголетнюю и широкомасштабную гражданскую войну. Но слишком велики и глубоки были разногласия о путях дальнейшего развития страны между левыми и правыми социалистическими партиями, слишком радикально были настроены огромные массы людей, требовавших немедленного улучшения своей жизни. Радикализм большевиков отражал именно эти настроения.
Меньшевики и правые эсеры не учитывали, что революция произошла в эпоху, которая отличалась от тех, когда происходили западноевропейские буржуазные революции. Еще в 1906 г. К. Каутский высказал мысль о том, что революция в России пойдет дальше аналогичных революций на Западе, она приобретет не только политический, но и социальный характер. Это не означает, что именно социалистическая революция решает эти вопросы, но, по крайней мере, буржуазное правительство должно было пойти на быстрейшее разрешение наиболее острых социальных проблем. Этого не случилось, и победа большевиков с точки зрения ожиданий народа становилась неизбежной.
Переговоры с ВИКЖЕЛЕМ шли в сложной обстановке, когда единого мнения не было в самой большевистской партии. С. Каменев, председатель ВЦИКа, допускал возможность уступок, Ленин и Троцкий были против. Меньшевики и эсеры выдвинули совершенно неприемлемы условия, вплоть до вывода из состава правительства Ленина и Троцкого и отмены декретов II съезда Советов. Именно это, а также разгром первого похода на Петроград Керенского-Краснова, обеспечили победу ленинской точки зрения. Переговоры закончились.
После образования Партии левых социалистов-революционеров стал возможен блок левых сил в правительстве: левые эсеры вошли в его состав. Но этот блок оказался непрочным: расхождения касались ключевых вопросов: заключения сепаратного мира с Германией, против чего были левые эсеры; они также выступали против продразверстки, создания комбедов в деревне. После убийства немецкого посла Мирбаха и попытки восстаний в ряде городов блок с левыми эсерами стал невозможным.
Сложным оказался вопрос о созыве Учредительного собрания, который должен был придать легитимность новой власти. В январе 1918 г. Учредительное собрание было созвано. По неполным данным, социалистические партии преобладали среди делегатов: большевики имели примерно 25%, эсеры – более 60%, меньшевики – 2,5 %. Кадеты получили 16%. Разгон Учредительного собрания большевиками не вызвал бурной реакции демократических сил, но имел серьезные политические последствия. Большевики недооценили вопроса о конституировании новой власти, угрозы гражданской войны, начало которой как раз развернулось под флагом защиты Учредительного собрания и демократических свобод («демократическая контрреволюция»). В январе 1917 г. произошло объединение III съезда Советов рабочих и солдатских депутатов и III съезда Советов крестьянских депутатов. Возникновение объединенных высших органов государственной власти придало власти легитимность, но не предупредило гражданской войны.
В процессе распространения и утверждения Советской власти шло разрушение старой системы управления и создание новой государственности. Правительство (народные комиссариаты) использовало рабочий аппарат прежних министерств, их специалистов, поставив под контроль большевиков-комиссаров. Новая власть не обошлась и без старых земств, городских дум и других органов местного самоуправления. Очищенные от буржуазных элементов, они вошли в качестве исполнительных структур в систему Советов. Утопичными оказались представления Ленина о том, что можно обойтись без чиновников и управлять непосредственно с помощью трудящихся. Поэтому партия большевиков взяла курс на привлечение к управлению профессионалов.
Аграрная реформа, принятая на III съезде Советов в январе 1918 г. предусматривала социализацию земли и уравнительное землепользование. Ее реализация требовала основательной организационной работы, а вместо этого начался захват и перераспределение земли самими крестьянами. Такое распределение лишь немного прибавило земли к наделам. Кроме того большевики попытались внести в реформу социалистические начала: организация на базе помещичьих хозяйств образцовых государственных хозяйств (совхозов) и сельскохозяйственных коммун. Идея социалистического земледелия не имела под собой никакой почвы: ни экономической, ни финансовой, ни социальной. Эти искусственные образования могли существовать только на иждивении государства.
Преобразования в промышленности начались с введения рабочего контроля. Целью было предотвратить саботаж предпринимателей и помочь рабочим приобрести навыки управления. Вмешательство рабочих в управление, естественно, вызвало сопротивление собственников, что повлекло за собой национализацию предприятий. Были национализированы банки и создан государственный банк, который поставить под контроль всю экономику. Национализация предприятий привела к возникновению общественного сектора, ставшего материальной базой Советской власти. Но этот сектор к весне 1918 г. насчитывал около 800 предприятий, он не был всеобъемлющим. Только развернувшаяся гражданская война и сопротивление предпринимателей, закрывавших предприятия и увольнявших рабочих, привела к огосударствлению промышленности.
Эта политика подорвала экономическую основу сопротивления буржуазии, но она внесла хаос в управление хозяйством, способствовала падению производительности труда и дальнейшему спаду производства.
Подлинное значение Октябрьской революции становится ясным только в настоящее время. Ее необходимость диктовалась жизненными потребностями общества, связанными с ликвидацией феодально-крепостнических пережитков, которые задерживали окончательный переход к развитому капитализму. Процесс создания политической армии Октябрьской революции проходил под общедемократическими лозунгами и победила она благодаря поддержке рабочего класса крестьянством. На наш взгляд, и Февральскую и Октябрьскую революцию нужно рассматривать как единый процесс освобождения страны от отживших и тормозящих элементов феодального, традиционного общества. Другое дело, что монопольная власть одной партии в конечном итоге вступила в противоречие с демократическими принципами Октября и породила тоталитарный режим. Как справедливо говорит А. Т. Тертышный, представление большевиков о социалистических задачах к Октябрьской революции не относились. Ленин великолепно понимал, что страна не готова к социализму, надежда была на мировую революцию. Кроме того, между буржуазным этапом и социалистическим следовал так называемый переходный период, где ведущая роль отводилась советскому государству как диктатуре пролетариата. Представления большевиков и Ленина о социалистическом обществе не выходили за рамки государственного социализма.
Надежды на мировую социалистическую революцию также были утопичны. Как оказалось, капиталистическая система не только не исчерпала своих возможностей, но и не в малой степени благодаря Октябрю, оказалась способной преобразовать себя в сторону социально ориентированной экономики, более широкого участия народа в политических процессах. Октябрьская революция научила буржуазию не допускать опасного раскола общества, способствовала внедрению элементов планирования экономических и политических процессов, прошли времена варварской эксплуатации трудящихся.