Понятие и сущность исполнительной власти. Исполнительная власть в Республике Беларусь
Исполнительная власть — это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство Республики Беларусь — Совет министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Правительство — коллегиальный орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.
Состав правительства: премьер-министр и его заместители, министры; председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.
Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Республики Беларусь.
Структура судебных органов, их задачи. Основные принципы правосудия. Судебные органы в Республике Беларусь.
Основные принципы правосудия.
Структура судебных органов:
Конституционный Суд Республики Беларусь — следит за соблюдение норм Конституции в стране;
общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды);
хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды);
хозяйственный суд города Минска.
Задачи судебных органов:
защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;
правовое, гражданское воспитание граждан.
Основные принципы правосудия:
независимость судей и их подчинение только закону;
коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;
гласность судебного разбирательства;
обеспечение обвиняемому права на защиту;
обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;
неприкосновенность судей.
Структура органов местного (территориального) управления и самоуправления.
Местное (территориальное) управление — управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.
Местное управление — форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающих на соответствующей территории.
Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы и местные администрации.
Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах — секретарь), члены исполнительного комитета.
Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий делами и члены областногои Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателя исполкома.
Председатель райисполкома и горисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным (городским) Советом депутатов.
Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.
Понятие общественных объединений, их роль в политической жизни общества.
Под общественным объединением понимают добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединяющихся на основе общих интересов для достижения социально значимых целей и имеющие относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Общественные организации и движения появляются как реакция на возникновение социально-значимых проблем в экономической, экологической, политической сфере, отражающие изменения в мировоззрении людей.
Общественные объединения входят в государственную подсистему общества. Они выражают властно-значимые интересы социальных, национальных, религиозных и иных общностей, оказывают влияние на государственные институты с целью реализации интересов.
Формы общественных объединений:
политические партии;
профсоюзы;
общественно-политические движения;
спортивные общества;
женские, молодежные, студенческие организации;
творческие союзы;
ассоциации предпринимателей;
союзы фермеров;
научные общества;
религиозные объединения.
Особым типом общественных объединений являются группы давления Эти группы располагают ресурсами и связями с политиками, заключают сделки с бюрократией, оказывают давление на центры власти с целью принятия выгодных решений.