Отношения «Центр-периферия» в глобальном и национально-государственном масштабах
Норвежский политолог С. Роккан характеризует центр как привилегированную местность на территории государства, где наиболее часто встречаются владельцы военных, административных, экономических и культурных ресурсов; где обустроены места для обсуждений, переговоров и принятия решений; где наибольшая пропорция экономически активного населения, которое занято обработкой и обменом информацией, подготовкой и составлением инструкций для большинства населения страны. В данной связи основное предназначение центра заключается в предоставлении услуг в качестве своеобразного узлового пункта в коммуникационной сети, осуществлении политического и экономического контроля и культурной стандартизации.
В свою очередь, периферия представляется в качестве зависимой территории, которая контролирует, в лучшем случае, только свои ресурсы и испытывает влияние случайностей даже на дальних рынках. Она изолирована от всех других регионов, кроме центрального, и в меньшей степени содействует коммуникационному потоку внутри территории; обладает незначительным культурным потенциалом, который фрагментарен и ограничен и не преобладает на политически определенной территории. Во всех этих сферах периферия зависит от одного или более центров, и ее затруднительное положение нельзя понять, не принимая их во внимание.
Вместе с тем следует отметить, что относительно системы ценностей между элитами центра достигнут консенсус, тогда как приверженность ей ослабевает по мере приближения к периферии, которая может быть весьма гетерогенной и иметь совершенно различные ценностные ориентации. В такой ситуации процессы политического развития могут протекать в форме противостояния, вызванного стремлением к доминированию центрального региона, либо поиска общенационального консенсуса по вопросу о включении массы населения в систему институтов и ценностей центра.
Построение оси «центр — периферия» играет ключевую роль в контексте общественно-политических отношений. Вместе с тем в настоящее время все большее значение приобретаютмежрегиональное сотрудничество и кооперация, в процессе которых отношения строятся по принципу признания значимости как государственных, так и региональных интересов, которые должны учитываться и реализовываться в процессе политического развития регионов.
Подходы к анализу центр-периферийных отношений.
Исходя из центр-периферийных отношений, региональная политикапредставляет собой систему мер, с помощью которых происходит регулирование отношений между центральными властями (государством в целом) и территориями (регионами).
Ø управленческие аспекты региональной политики: создание и развитие властных органов в центре и на местах;
Ø административно-территориальные аспекты региональной политики: изменение административно-территориального деления;
Ø демографические аспекты региональной политики: управление миграционными процессами, которое влияет на численность и структуру населения в регионах в соответствии с поставленными государством целями;
Ø внешнеполитические аспекты региональной политики: воздействие на характер и направленность внешних связей регионов, снижение связанной с некоторыми регионами геополитической напряженности внутреннего или внешнего происхождения.
5. Государство как форма территориально-политической организации.
Различают три основные формы территориально-государственного устройства – унитарную, федеративную и конфедеративную.
Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.
Унитарное государство обладает следующими основными признаками:
1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
2. Единые для всей страны высшие органы власти;
3. Единая система законодательства;
4. Единое гражданство;
5. Единая денежная единица;
6. Единый государственный язык;
7. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Исторически федерация для таких стран, как Германия, США, Швейцария, была формой преодоления государственной и политической раздробленности. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами регулируется общегосударственной конституцией. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и законов, которым должны соответствовать конституции и законы членов федерации. К ведению центрального правительства относятся вопросы обороны, внешней политики, финансового регулирования, установление важнейших налогов, политика в области труда, занятости, социальной защиты населения. Реальное соотношение властных полномочий центра и субъектов федерации определяется исторической практикой государств, сложившимися нормами и традициями, что придает уникальность каждому федеративному образованию.
Основные признаки федеративного государства:
Ø верховенство писаной Конституции, поправки в которую могут вноситься с согласия значительной части составляющих федерацию единиц — субъектов федерации;
Ø две структуры управления (федеральная и региональная), каждая из которых непосредственно связана со своими гражданами; обеспечение баланса власти и управления между уровнями федерации;
Ø формальное конституционное распределение законодательных и исполнительных полномочий и государственных ресурсов между двумя системами управления, гарантирующие определенные области подлинной автономии для каждой системы;
Ø обеспечение представительства региональных интересов внутри федеральных институтов, обычно в форме второй палаты парламента;
Ø посредник (в форме суда или референдумов) для разрешения конфликтов и споров между властными уровнями;
Ø институты и процедуры для облегчения сотрудничества в областях совместной компетенции или пересечения сфер ответственности.
Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над входящими в ее состав государствами, решения этих органов осуществляется только с согласия институтов власти каждого из членов союза. Единой правовой и налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства складываются из взносов, входящих в нее государств. Швейцария, официально именующаяся конфедерацией, реально по своему территориально-политическому устройству принадлежит к числу федераций. Примерами конфедерации могут быть СНГ и ЕЭС.
Феномен федеративных государств.
Концепция «федерации», «федерирования» находилась в оппозиции унитарной, моноцентрической, абсолютистской концепции Государства. Федеративное устройство предполагает принципиально иную структуру, нежели однородное и однополярное Государство-Нация. В Федерации участвуют несколько относительно автономных субъектов, которые привносят в общегосударственное правовое, законодательное, этнокультурное, конфессиональное, административное и экономическое пространство локально многоуровневые черты. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы власти осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны.
Показательно, что одним из самых последовательных теоретиков федерализма был Жозеф Прудон, крупнейший представитель традиции политического анархизма. Государство для Прудона было синонимом абсолютного зла, насилия, отчуждения. Федерация мыслилась как антитеза Государства, как свободное объединение автономных трудовых коммун, основывающих свою жизнь на нормах прямой демократии. Таким образом, субъектом федерации у него является органическая форма объединения людей, органическая демократическая община, противопоставляемая отчужденному бюрократизированному, однородному и искусственному, атомарному обществу. (В терминах немецкого социолога Фердинанда Тенниса эта же оппозиция выражалась в терминах «община» — Gemeinshaft — против общества — Geselshaft).
Эволюция федерализма.
Исторические факторы федерализации связаны с формированием федераций в виде новых государств, создаваемых, как правило, в процессе постфеодальной интеграции или постколониального объединения. Федерализация происходит в случае значительной исходной неоднородности объединяющейся территории и наличия у ее частей интереса к интеграции.
С этими факторами обычно связан классический сценарий договорной интеграции. Однако подлинно суверенные государства практически не создавали федерации, в лучшем случае это были временные конфедеративные образования. Речь идет именно о полуавтономных политиях в рамках рыхлых союзов (типа Священной Римской империи) или слабо интегрированных между собой колониях.
Этноконфессионалъные факторысвязаны с формированием федераций на основе полиэтнических государств, когда субъекты федерации более или менее совпадают с этническими ареалами. Эти факторы оказали наибольшее воздействие на федерализацию в Индии, Пакистане, Эфиопии, Судане, Ираке, Бельгии, Боснии и Герцеговине. В Нигерии же региональная структура эволюционировала от простой внутриколониальной к более дробной этноконфессиональной, лучше учитывающей особенности этнической карты.
Федерализация не происходит в государствах:
Ø со слабо артикулированными интересами этнических общин;
Ø где нет территорий компактного проживания этнических групп;
Ø где действуют жесткие авторитарные и военные режимы.
К числу многонациональных и притом унитарных государств относятся такие страны, как Иран, Турция, Индонезия, Таиланд, Афганистан, большинство стран Африкии др. Однако политическая эмансипация этнических ареалов всегда остается возможным сценарием их политического развития. Примером служит Ирак, где курдывоспользовались конфликтом между Западом и режимом С. Хусейна, чтобы начать конституирование своей автономии на севере страны. После свержения С. Хусейна курды получили большое влияние в иракской политике в целом, настаивая при этом на федерализации страны и особом статусе Иракского Курдистана.
Природно-географические факторысвязаны с федерализацией государств, регионы которых разделены морскими преградами или горными барьерами. В условиях географического обособления часто развивается ярко выраженная региональная идентичность, даже если обособленная территория не отличается по этническим параметрам. Примерами федераций, на формирование которых преимущественное влияние оказали природно-географические факторы, являются Коморские острова (три острова), Микронезия (три островных группы и четвертый отдельный остров), Сент-Киттс и Невис (два острова).
Но и в этом случае совсем не обязательно, чтобы государство, представляющее собой архипелаг или включающее островные группы, формировало федерацию. Одной лишь дифференцированной физико-географической геоструктуры недостаточно, нужна еще реально развитая и артикулированная региональная идентичность. Поэтому обратными примерами служат Индонезия, Япония, Греция и др. Рядом с федерацией Сент-Киттс и Невис находится государство Антигуа и Барбуда, состоящее из двух равновеликих островов. Однако федерацией оно не является. В то же время процессы развития региональной идентичности на географически обособленных территориях могут приводить к появлению требований о децентрализации.
Следует указать, что величина государственной территории не является сама по себе фактором федерализации (также как и децентрализации). Фактором является не размер, а степень неоднородности территории по тем или иным параметрам, что ведет к развитию региональной идентичности и дальнейшей артикуляции региональных интересов. Причем последнее происходит далеко не всегда и характерно для политически более развитых обществ с их "региональной эмансипацией".
В то же время развитие федерализации зависит от политического режима в стране:авторитарный и тем более тоталитарный режим может какое-то время эффективно подавлять импульсы к децентрализации. По разным причинам не являются федерациями такие крупные и, кстати, не столь уж однородные государства, как Китай, Япония, Индонезия, Таиланд, Афганистан, Иран, Турция, Заир, Перу, Колумбия, Боливия, Франция, Швеция и др.
В реальности, как правило, происходит смешение факторов федерализации. Очень часто связаны друг с другом исторические и этноконфессиональные факторы, которые действуют одновременно и параллельно.
Также следует понимать, что наличие дифференцированной геоструктуры только создает потенциал для федерализации. Актуализация этого потенциала зависит от конкретных условий политического развития страны и ее регионов.
Отсутствие федерализма в неоднородных государствах может объясняться несколькими причинами:
Ø сильной унитаристской традицией;
Ø наличием авторитарного режима;
Ø слабой региональной идентичностью;
Ø моноэтническим составом населения.
Итак, федералистские подходы практикуют многие страны; к концу XX столетия в мире насчитывалось 25 федеративных государственных устройств. Федеративные государства отличаются друг от друга по многим параметрам: по размеру территории и численности населения, по национальному, конфессиональному и лингвистическому составу и пр.
Исторически федерации возникали в разное время (существуют «молодые» и «зрелые» федерации), в каждой стране возникновение и развитие федеративных политий имеет свои особенности. Важнейшая задача состоит в том, чтобы выработать такой дизайн политических институтов федерации, который наилучшим образом обеспечивал бы ее выживание и развитие, а также предоставление экономических и политических благ гражданам, оправдывающих само ее существование.