Модель жизненного цикла организации И.Адизеса
Адизес акцентирует внимание на двух параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости. Чем старше компания, тем более жестко она контролируется и становится менее гибкой. Цель руководства — достигнуть и остаться как можно дольше в стадии расцвети (Prime), где имеет место оптимальное соотношение этих двух параметров.
Характеристика стадии жизненного цикла по И. Адизесу:
1. «Ухаживание» предшествует созданию организации, ее физическому появлению.
2. «Младенчество»: происходит трансформация предпринимательской энергии в денежные потоки.
3. «Давай-давай» (Go-Go): компания имеет хорошие финансовые средства, продажи растут. Патологические «Давай-давай»-организации - миниконгломераты. Чтобы избежать «ловушки основателя» и войти в «Юность», организация должна перейти к профессиональному менеджменту.
4. Второе рождение фирмы: «Юность» (Adolescence). На протяжении стадии «Юность» компания перерождается. Если переход от «Ухаживания» к «Младенчеству» — это физическое рождение, то стадия «Юность» — это эмоциональное перерождение, и компания начинает жить отдельно от жизни основателя. Существуют три основных принципиальных события, которые должны произойти на этой стадии:
- делегирование полномочий;
- изменение в руководстве;
- переориентация целей.
Переориентация целей. Компания должна сменить основные приоритеты и совершить переход от целей «больше —это лучше» к целям «лучше — это больше»; от целей «работать много» к целям «работать умнее». Этот процесс сопровождается несколькими конфликтами, возникающими в компании между:
- «старослужащими» и «новичками»;
- основателями и профессиональными менеджерами;
- основателями и их компаниями;
- корпоративными и индивидуальными целями.
Если проблемы начинают носить патологический характер, может произойти «развод» — либо основатель продает свой бизнес, либо менеджмент фактически присваивает бизнес (последний сюжет характерен для российского бизнеса).
4. «Расцвет» (Prime) — это оптимальные условия жизненного цикла организации, достижение баланса между самоконтролем и гибкостью. Существуют 2 части этой стадии:
а) «Ранний расцвет». Характеристики организации на этой стадии:
- разделяемые всеми видение и организационные ценности;
- контролируемая и развиваемая креативность;
- изменение приоритетов;
- функциональные системы и организационная структура;
- ожидаемое превосходство на рынке;
- рост как в продажах, так и в прибылях;
- организационная плодовитость;
- между- и внутриорганизационное взаимодействие и взаимосвязи.
б) «Поздний расцвет» / «Упадок». Очень трудно определить, 3 где находится компания — еще в «Позднем расцвете» или уже на стадии «Упадок».
6. «Аристократизм» (Aristocracy). Характеристики организации:
- снижение интереса к завоеванию новых рынков;
- акцент скорее на прошлые достижения, чем на будущее видение;
- подозрительное отношение к любым изменениям;
- больший интерес к межличностным взаимоотношениям, чем к принятию риска и инновациям;
- большая забота о том, как делаются вещи, а не о том, зачем они делаются;
- формализация в одежде, обращении и традициях.
7. «Салем Сити» (Salem City). Характеристики организации:
- люди фокусируются на том, кто является причиной проблем, а не на том, что делать с этими проблемами. Проблемы получают персонализацию, начинается «охота на ведьм»;
- вместо того чтобы решать организационные проблемы, люди вовлечены в межличностные конфликты, подсиживая и дискредитируя друг друга;
- «паранойя» замораживает организацию;
- внутренние войны засасывают каждого, и никто не имеет времени на удовлетворение потребностей внешних клиентов.
1. «Бюрократизация» (Bureaucracy) - искусственно поддерживаемая жизнь (паралич). Характеристики «бюрократической» организации:
- наличие большого количества процедур, правил, инструкций, уже утративших свою практическую ценность для достижения целей компании;
- отсутствие чувства контроля у руководства организации;
- приобретение клиентами вынужденных навыков, позволяющих обходить бюрократические препоны.
2. «Смерть» (Death). Организационная смерть определяется как нехватка ресурсов для вознаграждения членов организации за работу.
Рис. 13.4. Модель жизненного цикла развития организации И. Адизеса
Таблица 13.1
Различия моделей развития организаций
Модель А. Адизеса | Модель Л. Грейнера |
1. Завершенная модель. Представляет собой 10 стадий от «рождения» до «смерти». Компания может вернуться с нисходящей ветви развития в стадию «Расцвета» | 1. Незавершенная модель. Стадий может быть бесконечное количество, но на пройденную компания уже не может вернуться |
2. А. Адизес называет оптимальную точку развития — это стадия «Расцвет» | 2. Л. Грейнер не называет оптимальную точку развития, но отмечает, что поскольку любая стадия не может длиться более 15 лет, то ни на одной стадии компания не может оставаться постоянно |
3. Фактор государства (политика протекционизма) следует учитывать при рассмотрении роста и развития организации | 3. Не учитывается фактор государства |
4. Последовательно рассматриваются все стадии роста организации | 4. Стадии «Ухаживание», «Младенчество» и «Давай-давай» сведены в одну - «Креативность» |
Общее: | |
1. Пункты, без осуществления которых компания не сможет перейти на следующую стадию: · необходимость перехода к регулярному менеджменту; · необходимость создания административной подсистемы. 2. Одинаковые проблемы, возникающие по мере роста: необходимость делегирования полномочий, межличностные конфликты и т.п. |
Таблица 13.2
Организационные практики на этапах эволюции в пяти стадиях роста