Организационные структуры управления экономикой региона
В рамках законов субъекты РФ самостоятельны и независимы от вышестоящих органов управления. В то же время система управления регионом имеет сложную организационную структурe - блоки:
1) законодательные, исполнительные органы субъектов федерации,
2) территориальные органы управления Федеральных Министерств и Ведомств,
3) государственные финансово-кредитные органы на территории региона,
4) органы контрольно-нормативного регулирования,
5) общественные объединения и независимые организации.
В настоящее время законодательные и исполнительные органы власти в субъектах федерации четко неопределенны. В соответствии с Конституцией РФ устанавливаются самостоятельно. Поэтому состав, структура органов в разных субъектах Федерации различна, но принцип разделения властей соблюдается.
Законодательные органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют правовое регулирование по вопросам социально- экономического развития субъектов РФ. Они выполняют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет, в частности в сфере своей компетенции принимает акты о введении налогов, налоговых льгот. В составе этого органа входят либо комитеты, либо комиссии по отдельным направлениям развития региона.
Структура законодательного органа в каждом регионе различна. Везде существует фин.- экономический, социальный (здравоохранение, культура, искусство), правовой блок и т.д.
Задачи: 1)обеспечить законодательную основу региона;
2) подготовка предложений по проектам ФЗ и замечаний,
3)участие в разработке целевых программ.
Все основные вопросы организации и деятельности законодательных органов субъектов РФ регламентированы в уставах и законах. Наименования законодательных органов различны (Областная Дума, Собрание депутатов, Законодательное Собраниеи др.). Все эти парламенты однопалатные и избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Обычный срок 4 года.
Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Целью деятельности в субъектах РФ является реализация воздействия на объект управления, то есть регион.
1) Исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация)
Задачи: 1) прогнозирование и планирование развития субъекта РФ,
2) обеспечение необходимыми ресурсами,
3) оперативное распоряжение собственностью,
4) проведение экономических реформ на территории,
5) создание на территории условий обеспечения населения услугами,
6) социальная защита населения,
7) рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды,
8) обеспечение законности правопорядка на территории региона.
Исполнительную власть возглавляет глава: в Республиках – президент, в др. субъектах РФ – могут быть губернаторы, главы администраций.
В выполнении функций управления задействованы структурные подразделения – Министерства (закреплены уставом). В каждом субъекте состав своеобразен и строится правительством.
Блоки задач:
1) блок управления социальными процессами. Он охватывает вопросы политик, демографии, миграции, рынка труда и занятости, социального партнерства, тарифной политики.
2) блок управления экономическим развитием региона: вопросы стратегии регионального развития; разработка прогнозов и программ развития региона; инвест., инновац., фин.-кредитная политика; развитие предпринимательства, потребительского рынка, материально-технических и продовольственных ресурсов; вопросы рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
3) блок развития отраслей производственного комплекса: вопросы развития промышленности, агропром; строит., трансп., дорожного комплексов, ЖКХ;
4) блок управления социальной сферой: вопросы развития здравоохранения и социальной защиты населения, образования, развитие культуры, спорта, вопросы молодежной политики;
5) блок управления государственным имуществом: реформирование и управление региональной собственностью;
6) блок внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранного капитала, инвестиций, участие в международных ярмарках и выставках;
7) блок организации управления и деятельности аппарата администрации (кадровая политика).
В субъектах Федерации действуют органы управления Министерств и Ведомств РФ, которые также участвуют в направлении социально-экономическим развитием. По Конституции РФ они могут образовывать свои территориальные подразделения и назначать подразделения соответствующих должностных лиц. Они могут передать часть своих функций региональным органам исполнительной власти и наоборот.
Предмет совместного ведения: федеральные органы и региональные работают совместно, согласовывают друг с другом свои действия. Территориальные органы исполнительной власти представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в регионах и на территории субъектов Федерации и муниципальных образований. Поэтому их задачи, функции и полномочия определяются соответствующими органами федерального уровня, исходя из их функциональных задач.
Территориальные органы: органы Министерства антимонопольной политики, управления федерального казначейства, Федеральная служба занятости, управ-я федер. налоговой службы, госуд. служба статистики.
Госуд. фин-кред. органы. Они обеспечивают единство системы денежно-кредитного обращения, необходимые для развития экономики региона, а также для межрегиональных и международных фин.-экономических связей. В его состав входят: территор. управление ЦБ.
Гос. органы контрольно-нормативного регулирования осуществляют функцию контроля им надзора за технологическим и экологическим состоянием. Состав: территориальные органы Госстандарта, Госэпидемнадзора и др. Осуществляют надзор и контроль за соблюдением требований, условий и безопасности труда.
Общественные организации создаются для отстаивания корпоративных интересов. Это: профсоюзы, объединения, территориальные торгово-промышленные палаты, аудиторские палаты, союзы банков.
Новой для России организационной формой регулирования регионального развития являются ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ. Они стали образовываться на добровольной основе с 1990 г. Сейчас существует 7 межрегиональных ассоциаций, покрывающих всю территорию России. География ассоциаций близка к сетке крупных экономических районов.
Основная деятельность указанных ассоциаций ведется по двум линиям:
1) координация усилий региональных властей по социально-экономической стабилизации и развитию макрорегиона; попытки осуществлять интеграционную политику в масштабах данного макрорегиона;
2) диалог с федеральными властями на коллективной основе по широкому кругу вопросов..
В настоящее время территория РФ поделена на федеральные округа, в каждом из которых осуществляет деятельность полномочный представитель президента РФ.
Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Основными задачами:
организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
· организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;
· представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.
Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
2) анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе
3) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
4) разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально- экономического развития территорий в пределах федерального округа;
5) организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
6) принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
7) организует по поручению Президента Российской Федерации проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
Полномочный представитель размещается в центре федерального округа.
Полномочным представителем президента РФ в ПФО является БАБИЧ Михаил Викторович, который осуществляет свою деятельность в центре ПФО – г.Нижний Новгород.