Закон «О местном государственном управлении в РК»

1. Аким - представитель Президента и Правительства Республики Казахстан, возглавляющий местный исполнительный орган (в случае его создания) и обеспечивающий проведение государственной политики на соответствующей территории, согласованное функционирование всех территориальных подразделений центральных государственных органов Республики Казахстан, руководство исполнительными органами, финансируемыми из соответствующего бюджета, наделенный полномочиями государственного управления в соответствии с законодательством Республики Казахстан, ответственный за состояние социально-экономического развития соответствующей территории;

2. Аппарат акима - государственное учреждение, обеспечивающее деятельность местного исполнительного органа (в случае его создания) и акима;

3. Аппарат маслихата - государственное учреждение, обеспечивающее деятельность соответствующего маслихата, его органов и депутатов;

4. Исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета - государственное учреждение, уполномоченное акиматом на осуществление отдельных функций местного государственного управления и финансируемое из соответствующих местных бюджетов;

5. Председатель сессии маслихата - должностное лицо маслихата, избираемое из числа его депутатов, осуществляющее организационно-распорядительные функции на сессии маслихата;

6. Местное государственное управление - деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, ее развития в пределах компетенции, определенной настоящим Законом и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территорий;

7. Местный исполнительный орган (акимат) - коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление на соответствующей территории;

8. Местный представительный орган (маслихат) - выборный орган, избираемый населением области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление;

9. Сессия маслихата - основная форма деятельности маслихата;

10. Схема управления административно-территориальной единицей - система исполнительных органов, расположенных на соответствующей территории, финансируемых из бюджета соответствующей административно-территориальной единицы;

11. Территориальное подразделение центрального государственного органа - структурное подразделение центрального исполнительного органа, осуществляющее в пределах соответствующей административно-территориальной единицы функции центрального;

12. Основные требования и ограничения, устанавливаемые для маслихатов и акиматов:

Маслихаты и акиматы в своей деятельности обязаны:
- не допускать принятия решений, не соответствующих общегосударственной внешней и внутренней, финансовой и инвестиционной политике;
- соблюдать интересы Республики Казахстан в обеспечении национальной безопасности;
- придерживаться общегосударственных стандартов, устанавливаемых в общественно- значимых сферах деятельности;
- обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан

Маслихатам и акиматам запрещается:

- принимать решения, препятствующие формированию единого рынка труда, капитала, финансов, свободному обмену товарами и услугами в пределах Республики Казахстан

13. Маслихаты избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком:

- на 4 года (по внесенным изменениям: сроком на 5 лет)

14. Депутатом маслихата может быть избран гражданин, достигший:

- 20 лет

15. Число депутатов соответствующего маслихата определяется Центральной избирательной комиссией РК в следующих пределах:

- в областном маслихате – до 50

- в городском маслихате – до 30

- в районном маслихате – до 25

16. Маслихат считается правомочным при условии избрания:

- не менее ¾ от общего числа депутатов, определенных Центральной избирательн. комиссией РК

17. Сессия маслихата правомочна, если на сессии присутствуют:

- не менее 2/3 от общего числа депутатов маслихата

18. Лимит штатной численности гос.служащих аппарата маслихата устанавливается исходя из численности депутатов соответствующих маслихатов:

- в соотношении один работник к пяти депутатам, но не менее 5

19. Первая сессия вновь избранного маслихата созывается председателем соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее, чем:

- в 30-ти дневный срок со дня регистрации депутатов маслихата, при наличии не менее ¾ от числа депутатов, определенного для данного маслихата

20. Очередная сессия маслихата созывается:

- не реже 4 раз в год

21. Внеочередная сессия маслихата созывается и ведется председателем сессии маслихата по предложению:

- не менее 1/3 от числа депутатов, избранных в данный маслихат, а также Акима

22. Внеочередная сессия созывается:

- не позднее, чем в 5-ти дневный срок со дня принятия решения о проведении внеочередной сессии

23. Секретарь маслихата сообщает депутатам, населению и Акиму о времени созыва и месте проведения сессии маслихата, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение сессии:

- не позднее, чем за 10 дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии – не позднее, чем за 3 дня

24. Секретарь маслихата представляет депутатам и Акиму материалы по вопросам, вносимым на сессию:

- не позднее, чем за 5 дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии – не позднее, чем за 3 дня

25. Решения сессии принимаются:

- большинством голосов от общего числа депутатов маслихата

26. В работе сессии может быть сделан перерыв на срок, установленный маслихатом:

- не превышающий 15 календарных дней

27. Проведение закрытых сессий допускается по решению маслихата, принимаемому по предложению председателя сессии маслихата или:

- 1/3 от числа депутатов, присутствующих на сессии маслихата, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих депутатов

28. Число постоянных комиссий маслихата не должно превышать:

- семи (7)

29. Постоянные комиссии ответственны перед избравшим их маслихатом и отчитываются о своей деятельности:- один раз в год

30. Заседания постоянных комиссий созываются по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствуют:

- более половины от общего число депутатов, входящих в их состав

31. Постановления постоянной комиссии принимаются:

- большинством голосов от общего числа членов комиссии

32. Ревизии могут проводиться по решению маслихата, ревизионной комиссии либо секретаря маслихата по требованию:

- не менее 1/3 от числа избранных депутатов маслихата

33. Ревизии проводятся:

- не реже 1 раза в год

34. Временные комиссии по вопросам своей компетенции принимают:

- заключения

35. Председатель сессии маслихата избирается:

- открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов маслихата

36. Депутат маслихата не может быть избран председателем сессии маслихата:

- более двух раз в течение календарного года

37. Секретарь мсалихата является должностным лицом, работающим на постоянной основе; он избирается:

- из числа депутатов открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов и освобождается от должности маслихатом на сессии

38. Ответ на депутатский запрос должен быть дан:

- в письменной форме в срок, не позднее 1 месяца

39. В депутатские объединения не могут входить:

- председатель ревизионной комиссии и секретарь маслихата

40. Фракция – это:

- организованная группа депутатов, представляющих политическую партию или иное общественной объединение, зарегистрированные в установленном законом порядке, которая создается в целях выражения интересов соответствующей политической партии или иного общественного объединения в маслихате

41. Фракция объединяет:

- не менее 5 депутатов

42. Депутатская группа – это:

- объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах

43. Депутатская группа объединяет:

- не менее 5 депутатов

44. Маслихат вправе выразить недоверие Акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом РК либо вышестоящим Акимом:

- 2/3 голосов от общего его депутатов

45. Основанием для рассмотрения маслихатом вопроса о выражении недоверия Акиму является:

- двукратное не утверждение маслихатом представленных Акимом отчетов об исполнении планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета

46.Депутат освобождается от выполнения служебных обязанностей с возмещением ему за счет средств местного бюджета средней заработной платы по месту основной работы, но в размере:

- не превышающем заработную плату руководителя Аппарата Акима соответствующей административно-территориальной единицы со стажем работы в указанной должности до 1 года, и командировочных расходов на срок проведения сессий, заседаний постоянных комиссий и иных органов маслихата с учетом времени в пути

47. Областной (города республиканского значения, столицы) акимат входит:

- в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивает проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории

48. Персональный состав акимата согласовывается:

- решением сессии областного (города республиканского значения, столицы) маслихата

49. Акимат области (города республиканского значения, столицы) несет ответственность за реализацию возложенных на него функций перед:

- областным (города республиканского значения, столицы) маслихатом

50. Аким области (города республиканского значения, столицы), района (города районного значения) назначается на должность:

- Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-Министра

- освобождается Президентом РК

- несет ответственность перед Президентом РК и Правительством РК

51. Аким района

- назначается или избирается в порядке, определенном Президентом РК

- несет ответственность перед Президентом РК, Правительством РК и Акимом области

- освобождается от должности и прекращает свои полномочия в порядке, определяемом Президентом

52. Аким района в городе, сельокруга

- назначается или избирается в порядке, определенном Президентом РК

- несет ответственность перед вышестоящим акимом и районным маслихатом

- освобождается от должности и прекращает свои полномочия в порядке, определяемом Президентом

Наши рекомендации