II. Особенности определения размера платы за проживание в общежитиях для обучающихся за счет средств федерального бюджета

В ходе реформирования системы высшего образования уточняется механизм установления размера платы за проживание в общежитиях и финансового обеспечения содержания общежитий, находящихся в ведении вуза.

а) Согласно федеральному закону от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

- размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 39 часть 4);

- отменяется привязка размера платы за проживание в общежитии к стипендии (в связи с прекращением действия федерального закона от 22 августа 1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

- устанавливается, что бюджетное финансирование образовательных услуг, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе нормативных затрат на оказание образовательных услуг (статья 99 пункт 2);

Стоит отметить, что федеральные государственные образовательные стандарты не содержат требования к обеспечению жилимыми помещениями иногородних студентов.

б) Согласно постановлению Правительства РФ от 18.03.2008 N 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания»:

- Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления федеральному автономному учреждению:

§ субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг (выполнение работ);

§ субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

- Расчет размера субсидий производится учредителем на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Согласно Приказу Минобрнауки от 02.08.2013 «Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки» (находится на регистрации в Минюсте России):

- нормативные затраты на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ включаю только прямые и общехозяйственные затраты, связанные с образовательной деятельностью и не включают затраты на предоставление услуг общежитий;

в) Согласно приказу Минфина РФ N 137н, Минэкономразвития РФ N 527 от 29.10.2010 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений» Нормативные затраты на содержание имущества (не связанные с оказанием государственных услуг) рассчитываются с учетом затрат:

- на потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

- на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

- на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за Учреждением или приобретенное Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.

Таким образом, текущая нормативно-правовая база, а также публичная позиция Минобрнауки и Минфина России свидетельствуют о том, что предоставление места в общежитии является дополнительной услугой, финансирование которой должно осуществляться за счет средств вуза и проживающих в общежитиях (фактически, государственное задание и выделяемые на его финансовое обеспечение средства из федерального бюджета перестают быть источником покрытия затрат на содержание общежитий).

Как следствие, условия компенсации расходов по содержанию общежитий становятся объективно равными для всех проживающих.

При этом, с целью недопущения резкого изменения условий проживания в общежитиях для студентов и аспирантов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, НИУ ВШЭ рассматривает вариант постепенного сокращения разрыва с доведением размера их платы до уровня, устанавливаемого для студентов и аспирантов, обучающихся на местах с полным возмещением затрат, к 2018 году.

Предлагается следующий график изменения доли покрытия полного тарифа, устанавливаемого студентов и аспирантов, обучающихся на местах с полным возмещением затрат, взимаемой со студентов и аспирантов очной формы обучения, обучающихся за счет средств федерального бюджета:

Наши рекомендации