Систематизация законодательства и ее виды. Кодификация права
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия.
виды систематизации :
1.Учет –простейший вид систематизации.Сбор,хранение текстов норм-ыхактов,их обновление для обеспечения работы гос-ых и негосуд.органов и орг-ций (картотека,консультант,гарант,кодекс)
2.Инкорпорация - способ систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.
Для инкорпорации характерны следующие черты:
- может носить как официальный, так и неофициальный характер;
- субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица;
- инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта;
- нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке; Напр, из текста удаляются отдельные статьи, пункты, исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
2.1 Генеральная-затрагивает все дейст.зак-во (н.п «Собр.зак-ваРФ»,где публикуются ФКЗ, ФЗ,акты палат Фед.собр.)
2.2.Частичная-объединяет лишь опред.группунорм.актов (Собрание актов Президента РФ и Правит-ва РФ)
2.3 Официальная-проводится только орг-ми издавшими данные акты в форме различных сборников и собраний
2.4 Официозная(полуоф.)проводится специально уполномоченными на то гос-ми орг-ми
2.5 Неофициальная провод-сяотд.лицами или науч.уч-ми без санкции гос-ых органов, н.п. в научных или исследов-их целях
2.6.Предметная-осущ-ся по отраслевому принципу
2.7.Хронологическая-хар-ся тем, что правовые акты рас-ся в порядке их принятия независимо от отраслевой принадлежности
3. Консолидация - способ систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
Для консолидации характерны следующие черты:
- представляет собой своеобразныйправотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);
- проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;
- при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).
Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
4. Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта путем переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
К видам систематизации относится введение электронной системы классификации правовых актов (Консультант +, Гарант и т.д.).
Кодификация законодательства – это правотворческая деятельность органов государства по радикальной количественно – качественной переработке формы и содержания законодательства путем создания нового, сводного, систематизированного (единого, логически и юридически целостного, внутренне и внешне согласованного) нормативного акта повышенного уровня стабильности.
Виды кодификации:
1. Общая кодификация (завершается принятием кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства).
2. Отраслевая кодификация (охватывает соответствующую отрасль законодательства: издаются Гражданский, Уголовных кодексы и т.д.)
3. Специальная (комплексная кодификация (направлена на издание актов, регулирующих соответствующие институты законодательства: Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и т.д.)
Главная конечная цель кодификации – создание кодифицированного акта. Формы кодификационных актов:
1. основы законодательства. 2. Кодекс. 3. устав. 4. положение, 5. Правила.
Для кодификации характерны следующие черты:
- представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;
- по существу являетсявидом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;
- кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;
- в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производитсяпериодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;
- кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями;
- результатом кодификации являетсякодификационный акт- это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.