Различия государства и гражданского общества
Любое государство основано как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Эта система содержится за счет общества (налоги, сборы, займы). Цель государства, оправдание его существования – охрана общества и управление происходящими в нем процессами в интересах правящей социальной группы.
Гражданское общество представляет собой горизонтальную систему связей и отношений граждан, их объединений, основанных на равенстве и личной инициативе, в том числе и на самостоятельности добычи средств для функционирования(взносы, пожертвования).
Институтами гражданского общества являются семья, коммерческие, научные, профессиональные и другие общественные образования, осуществляющие свою деятельность на основе равенства и реального самоуправления. Институты гражданского общества возникают по инициативе населения. Они не могут формироваться по решению органов государственной власти.
Государственные органы и должности создаются и должны действовать на основе права.
Элементы структуры гражданского общества правом в такой степени не предопределены и не обусловлены. Создание и деятельность их объединений, определенная деятельность граждан могут регулироваться правом, но создаются и существуют эти объединения только по доброй воле их участников и на основе норм права.
Различия структур гражданского общества и государства порождают особенности правового регулирования частных и публичных правоотношений, обусловливают наличие общедозволительного и разрешительного типов правового регулирования.
Граждане и их организации имеют правоспособность, дающую им возможности совершать любые действия, не запрещенные правом. Использование права в основном не является обязанностью гражданина.
Государственные органы и должностные лица наделены компетенцией, ограничивающей их действия исходя из цели их создания и предмета ведения. Они обязаны пользоваться предоставленными полномочиями.
Взаимодействиегосударства и гражданского общества
Государствовырабатывает нормативно-правовую основу функционирования элементов гражданского общества и обеспечивает их охрану с применением, при необходимости, государственного принуждения.
Гражданское общество обеспечивает легитимность государственной власти, формирует общественное мнение, которое должно лежать в основе правотворческой и правоприменительной деятельности государства в лице его органов.
Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многообразные диалектические взаимосвязи, которые необходимо учитывать как при теоретическом осмыслении данных общественных институтов, так и в процессе реформирования общественной и государственно-правовой сферы.
Через институты демократии, через общественное мнение гражданское общество стремится подчинить себе государство, которое становится не столько орудием классового господства, сколько средством достижения общественного компромисса.
Формальное равенство, права и свободы личности, обособленность государства от общества, представительные учреждения и другие институты современного государства коренным образом изменили государство и право, их соотношение с гражданским обществом.
Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено положение, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство». Все понимают, что правовое государство для России не объективная реальность, а цель. Становление правового государства – это сложный и длительный по времени процесс. Он осуществляется вместе с формированием гражданского общества. Его невозможно реализовать законодательным актом.
Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы – задача первостепенной важности. Но, кроме этого, необходимо коренное преобразование социально-экономической, политической и духовной жизни. Главное здесь в формировании собственности и среднего класса в обществе. При безраздельном монопольном господстве бюрократической государственной и олигархической собственности, которое требует наличия жесткой административно-командной системы государственного управления, сформировать правовое государство и гражданское общество невозможно.
Таким образом, процесс становления правового государства занимает длительный исторический период. Его невозможно осуществить декретированием или строительством. Правовое государство будет сформировано гражданским обществом по мере его зрелости. |
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие и структура политической системы общества.
2. Государство и политические партии.
3. Взаимодействие государства с общественными объединениями.
4. Идеи гражданского общества в истории политико-правовой мысли.
5. Основные положения концепции правового государства.
6. Соотношение правового государства и гражданского общества.
Темы рефератов
1. Личность в политической системе общества.
2. Государство и религия.
Глава 5
Теория права
На вопрос: "Что есть право?" разные школы права отвечали по-разному.
· Д. Ульпиан — право есть искусство о добром и справедливом;
· Р. Иеринг — право есть защищённый государством интерес, право — ничто без государственной власти;
· И. Кант — юристы до сих пор ищут своё определение права.[110]
Термин «право» может употребляться в различных значениях. В общесоциальном смысле под правом понимаются нравственные, политические, культурные и иные возможности и ограничения в поведении субъекта. В конкретном смысле право представляет меру возможного и должного поведения конкретного субъекта.
Под правом также понимается юридический инструментарий, имеющий государственную природу, состоящий из целой системы юридических норм, институтов и отраслей. Именно такое понимание права является объектом нашего рассмотрения.