Архитектор Алевиз Новый и его твлрчество в Крыму
Алевиз Новый и его творчество в Крыму Алевиз Фрязин, или Алевиз Новый – это итальянский архитектор, живший в конце 15-начале 16 веков. Алевиз Новый известен как автор Архангельского собора в Кремле, собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, а также храмов Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе.
По одной из версий, великий князь Иван III пригласил для строительства храмов в Кремле группу мастеров из Италии, но в пути они были задержаны крымским ханом для строительства дворца. Так с 1503 по 1504 год Алевиз Новый занимался строительством знаменитого Бахчисарайского дворца для хана Менгли-Гирея. До нашего времени от этого дворца сохранился резной каменный портал. Возможно, приглашение Ивана III поступило именно в Крым, потому что, отпуская мастеров вместе со своими послами в Москву, хан передал с ними грамоту, в которой рекомендовал Алевиза Фрязина как отличного мастера.
В 1504 году мастера прибыли в Москву. Поскольку в Москве в это время уже работал архитектор по имени Алевиз, прибывшего прозвали Алевизом Новым. Известно, что в 1508 году Алевиз Новый завершил строительство царской усыпальницы – Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. Архитектура порталов Архангельского собора схожа с порталами Бахчисарайского дворца, что подтверждает авторство Алевиза Нового в отношении этого здания.
Часто Алевизу Новому приписывается и строительство укрепительных стен, башен и рвов вокруг Кремля, но сейчас историки пришли к мнению, что их возведением руководил Алевиз Старый. Специализация Алевиза Нового была больше храмовое строительство, а Алевиз Старый занимался преимущественно фортификационными сооружениями.
В 1514 году по приказу великого князя Василия III Алевиз Новый возводит одиннадцать новых церквей. По неподтвержденным данным именно по проекту Алевиза Нового были построены: церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, Успенский собор в Дмитрове, собор Вознесенского монастыря в Москве.
ФАКТЫ
В 1504 году в Москву прибыла новая группа мастеров из Италии. По пути в Москву это посольство было задержано в Крыму ханом Менгли-Гиреем, где мастера некоторое время работали на строительстве Бахчисарайского дворца. Отпуская послов и мастеров в Москву, хан написал Ивану III: «А сю грамоту подал архитектон Алевиз, Менли-Гиреево слово… Меня брата твоего ярлык взяв, пошол Алевиз мастер, велми доброй мастер, не как иные мастеры, велми великий мастер… То как меня почтишь и мое брата своего слово почтишь, того фрязина Алевиза пожалуешь, ты ведаешь». То, что этот «велми великий мастер» и есть Алевиз Новый, который, согласно летописным данным, в 1508 году завершил строительство Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, подтверждается и уточнением «Новый» (относительно Алевиза Старого), и почетным великокняжеским заказом на возведение родовой усыпальницы — Архангельского собора, и сходством итальянизирующих порталов Бахчисарайского дворца и Архангельского собБольше в летописях Алевиз «Новым» не именуется. В последние десятилетия имел место ряд попыток отождествить этого зодчего с известным венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти ди Монтаньяна, но они, хотя и получили широкий резонанс в современной научно-популярной литературе, являются лишь неподтвержденной гипотезой. Храмовое строительство должно было являться специализацией зодчего ещё в Италии, иначе бы ему сразу по приезде не доверили такую исключительно ответственную постройку, как Архангельский собор.
В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин».
ПОСТРОЙКИ
До 1970-х годов в истории архитектуры господствовала следующая точка зрения: Алевиз Старый строил лишь западные укрепления Кремля вдоль Неглинной, а Алевиз Новый — все остальные упоминаемые в вышеприведенных летописных сообщениях постройки (Большой Кремлевский дворец и все храмы, в том числе и заложенные в 1514 году).
В последней четверти XX века эту точку зрения поставили под сомнение С. С. Подъяпольский и В. П. Выголов. Эти ученые отнесли Большой Кремлёвский дворец к творчеству Алевиза Старого, а В. П. Выголов сомневался в авторстве Алевиза Нового и в отношении церквей, заложенных в 1514 году.
С. В. Заграевский показал, что аргументы С. С. Подъяпольского и В. П. Выголова в пользу отнесения кремлевского дворца к творчеству «мастера стенного и палатного» Алевиза Старого убедительны (Алевиза Нового в 1499 году ещё не было на Руси, к тому же в летописном сообщении под этим годом говорится, что строивший дворец мастер был из Милана), но автором церквей, построенных после 1514 года, был все же Алевиз Новый.
В XIX—XX веках способность Алевиза Нового к творчеству в широком диапазоне архитектурных форм подтверждалась такими зданиями, как Бахчисарайский дворец, Архангельский собор, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и Благовещения в Старом Ваганькове. В 1976 году было установлено, что Алевиз являлся и автором собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре. В начале 2000-х годов список известных нам построек зодчего дополнили храмы Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе.
Таким образом, Алевиз Новый с 1505 по 1508 годы строил Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, и далее специфика его работы как храмоздателя также оставалась приоритетной. Как показал С. В Заграевский, с 1508 по 1513 год Алевиз Новый строил храмы и великокняжеский дворец в Александровской Слободе, а с 1514 года — 11 церквей в Москве. Существуют неподтверждённые версии, что он являлся автором церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, Успенского собора в Дмитрове, собора Вознесенского монастыря в Москве и др.