Второй этап развития юридической науки (ХIII- ХVII вв.)

Этот период связан, во-первых, с появлением профессионального юридического образования и возрастанием роли профессиональных юристов, во-вторых, с активизацией изучения римского права, и, в-третьих, с усиление влияния религии и повышением значения канонического права. Как уже указывалось, первым университетом стал Болонский (1083 г., формально устав университета получил в 1158 г.) созданный на базе высшей юридической школы. Ее основателем стал лидер болонской школы глоссаторов (комментаторов – толкователей норм римского права) Ирнерий(1055- 1130). Затем университеты создавались преимущественно в Италии: (Падуя (1222 г.), Неаполь (1224 г.), Сиена (1240 г.), Рим (1303 г.)), Франции: (Париж (1120 г., устав получил в 1215 г.), Монпелье (1289 г.), Тулуза (1229 г.), Авиньон (1303 г.)), Англии (Оксфорд (1167 г.), Кембридж (1209 г.)) и др. История донесла до нас имена видных университетских ученых-юристов: Донелл, Куяций, Готофред (Италия), В. Гросин, Т. Лонакр (Англия) и др.

Несколько позже университеты были созданы и в городах других стран Европы: Лиссабон (1290 г.), Краков (1364 г.), Вена (1365 г.), Гейдельберг (1386 г.) и др.

Основатель Пражского университета (1348 г.), король Богемии и император Священной Римской империи Карл IV стал первым монархом, окончившим университет (юридический факультет Парижского университета).

Как правило, в университетах было 4 факультета:

1) семи свободных искусств (грамматика, риторика (с основами права), диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Это был некий аналог подготовительного факультета, который проходили все студенты, 2) богословский, 3) медицинский, 4) юридический. На последнем преподавалось римское и каноническое права, причем последнее изучалось и на богословском факультете. Наиболее сильные юридические школы были в Болонском (римское право) и Парижском университетах (каноническое право). Первоначально среди студентов, в том числе юристов, преобладали лица духовного звания, а религиозная терминология отразилась на педагогической (декан - десятник, кафедра - место проповеди и др.).

Отметим, что еще в рамках патристики(II-VIII вв.) (учения отцов христианской церкви) было сформулировано учение о справедливости («без справедливости государство - шайка разбойников»), равенстве, абсолютной ценности личности, зачатки учения о социальном праве (Иоанн Златоуст (347-407), Аврелий Августин (354-430) и др.). Церковное учение о праве получило дальнейшее развитие у схоластов(от. лат. - школа, учение). Наиболее известным их представителем стал Фома Аквинский (1225-1274), создатель официальной доктрины католической церкви - томизма. Он одним из первых выдвинул требование об обязательном обнародовании законов, считал их сочетанием действия разума и воли. Он отстаивал право народа восстать против беззаконной власти, наиболее подробно разработал божественную теорию происхождения права. Средневековый мыслитель делил законы на «вечные», «естественные», «божественные» и «человеческие», причем последние должны были быть направлены на общее благо и согласовываться с предшествующими.

Марсилий Падуанский (1280-1343) представлял скептическое направление, заявлял о светском характере государства, связывал его возникновение с общественным договором, одним из первых предложил разграничить законодательную и исполнительную власти.

Отметим, что именно университеты играли в то время важнейшую роль в правовой, политической и общественной жизни. Они участвовали в разрешение споров между государствами, сыграли важнейшую роль в расколе католической церкви (Я. Гус, М. Лютер и др. были университетскими профессорами). Университетские юристы давали заключения о законности браков английского короля Генриха VIII, о параллельном избрании Римских пап и анти пап, а среди кардиналов и даже Римских пап было немало профессоров канонического права. Бывший декан юридического факультета и ректор Парижского университета П. Кошон(1371-1442) осудил на сожжение Ж. Д*Арк в 1431 г., а среди руководителей правительств разных стран юристы имели наибольшее представительство (Т. Вулси (1473) и Т. Мор (1478-1535) в Англии и др.).

Юридическая наука в полном объеме стала феноменом Нового времени, а ее наиболее яркими представителями стали выходцы из Европы. Юриспруденция окончательно отделилась от философии и богословия, а помимо общей теории и истории права стали более интенсивно развиваться отраслевые науки (государственное право, уголовное право и др.).

В Новое время к принципам справедливости и формального равенства ученые добавили принцип индивидуальной свободы, однако он коренился как в религиозной (теория «двух мечей»), так и в политико-правовой доктрине той эпохи, вполне согласовывался с законодательством (право на судебную защиту, признание субъективных прав и др.). Француз Ж. Боден (1530-1596) стоял у истоков науки публичного и государственного права, заложил основы учения от государственном суверенитете, был одним из основателей учения о финансовом праве.

Наиболее яркой фигурой второго периода можно считать голландца Г. Гроция (1583-1645). Он стал создателем светской философии права и одним из первых ученых–юристов в современном смысле этого слова. Современное учение о естественном праве и деление права на естественное и позитивное связанно именно с его трудами. С ним связан и поиск общих признаков права, что придало юриспруденции подлинно научные формы. Кроме того, Г. Гроций стоял у истоков учения о методах права, его деления на внутреннее и международное.

Британец, сторонник сильного государства Т. Гоббс (1588-1679) стал теоретиком правового государства и гражданского общества, сторонником договорной теории (но с акцентом на «божественное право королей») возникновения государства и одним из пионеров учения о принципах (естественных законах) права. Закон и право он разграничивал между собой как обязанность и свободу. Либерал Д. Локк (1632-1704) рассматривал тот же круг проблем, но с иных позиций. Он был одним из идеологов трудовой теории собственности, оказавшей большое влияние на дальнейшее развитие экономики и права. Главными естественными правами он считал свободу, равенство и собственность, а государство должно выступать их гарантом. Его концепция «стремления к счастью» даже вошла в Конституцию США.

Наши рекомендации