Функции и предпосылки применения правовых норм
Можно выделить следующие основания для осуществления правоприменительной деятельности.
1. Правоприменительная деятельность начинается тогда, когда возникает необходимость содействия компетентного органа государственной власти в реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Например, для того чтобы реализовать конституционное право на труд, необходимо официальное решение администрации предприятия, учреждения, организации о принятии на работу конкретного гражданина; чтобы учиться в высшем учебном заведении нужно, решение ректора о зачислении абитуриента в вуз; для получения пенсии по достижении пенсионного возраста или же пособия по инвалидности необходимо решение органов социального обеспечения и т. д. Во всех этих случаях мы видим, что для реализации этих прав необходимо решение конкретного компетентного органа (должностного лица).
2. Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) необходима тогда, когда имеются препятствия к осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей. Например, если собственнику имущества создают препятствия для реализации им права владения, пользования, распоряжения своим имуществом, то он имеет право обратиться в компетентный орган государственной власти, чтобы восстановить свое нарушенное право.
3. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда совершено правонарушение, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность и нужно определить меру юридического взыскания к виновному лицу, совершившему правонарушение. Например, при совершении уголовно наказуемого деяния меру наказания определяет только суд на основании наличия состава преступления; к лицам, совершившим административное правонарушение, меры административного взыскания применяют только компетентные органы государственной власти (должностные лица), предусмотренные административным законодательством.
4. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующего органа государственной власти. Например, регистрация сделок нотариальными органами, нотариальное оформление завещания, регистрация устава общественной организации в Министерстве юстиции, налоговый контроль за финансовой деятельностью предприятия или организации и т. п.
5. Правоприменительная деятельность имеет место тогда, когда возникает спор о праве и необходимо разрешить конфликт между сторонами (например, имущественный спор между участниками правоотношений может разрешить только суд).
6. Правоприменительная деятельность необходима также тогда, когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и квалифицировать их как юридически значимые (например, признание лица безвестно отсутствующим).
Применение норм права осуществляется компетентными органами государственной власти (должностными лицами) в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности. Под оперативно-исполнительной деятельностью понимают организацию выполнения предписаний юридических норм. Регулирование общественных отношений, обеспечение субъективных прав и юридических обязанностей органы государственной власти осуществляют путем принятия индивидуально-правовых актов. Например, издание приказа о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о зачислении абитуриента в вуз и т. д.
Под правоохранительной деятельностью понимают действия компетентных органов государственной власти, направленные на охрану общественных отношений, регулируемых юридическими нормами. Правоохранительная деятельность юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, органов внутренних дел и др.) направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка.
Правоприменение определяется как особая форма правореализации, которая представляет собой властную деят-ть уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.
Правоприменение как особая форма реализации права характеризуется след. особенностями:
1)это властная деят-ть, гос-во управомочивает спец. органы на осуществление данного вида деят-ти;
2) она связана с разрешением конкретных ситуаций, требующих профессиональных знаний и навыков;
3) всегда осущ-тся в рамках конкретных правоотношений. Но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно;
4) осущ-тся в определенной проц. форме, установленной законодательством;
5)сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению.
Реализация права в форме правоприменения возможна при наличии определенных обстоятельств, уст-х законом:
- совершение правонарушения, влекущего применение опред. меры наказания или воздействия 9может сделать только субъект, имеющий на то полномочия);
- правоприменительный акт;
- обязательный контроль со стороны гос-ва за определенными правоотношениями (например, нотариальное удостоверение, гос. регистрация);
- регулирование взаимоотношений в гос. органах (назначение на должность, снятие с должности);
- ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей;
- возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению;
- необходимость официального установления наличия (отсутствие) фактов и квалификацию их в качестве юридически значимых (восстановление прав по утраченным денежным документам на предъявителя, установление лица безвестно отсутствующим).
60. Стадии правоприменения и их содержание
Правоприменение — сложная деятельность. Продолжаясь во времени, она проходит несколько стадий, на каждой из которых выполняются этапные задачи, последовательно ведущие к достижению единой цели — принятию индивидуально-властного решения, регулирующего жизненную ситуацию.
Стадии правоприменения - это относительно обособленные комплексы правоприменительных действий, последовательно направленные на взаимообусловленное достижение целей, связанных с обеспечением надлежащей реализации юридической нормы по урегулированию проблемной жизненной ситуации.
Правоприменительный процесс можно условно поделить на три стадии:
· установление фактической основы дела;
· выбор и анализ юридической нормы;
· вынесение и документальное оформление правоприменительного решения.