Правовые системы современности: понятие, критерии классификации
Термин «правовая система» начал использоваться в середине 19 в. С середины 20 в. началось его изучение. Первая попытка была в рамках международного научного конгресса по сравнительному правоведению. В итоговом документе было сделано 2 вывода:
· правовая система – важная составная часть культуры общ-ва, отражающая ее достижения в комплексе взаимосвязанных правовых явлений.
Право – основной институт правовой системы. Оно порождает ряд правовых явлений: правосознание, правоотношение и т.д., ктрые находятся в неразрывной связи друг с другом.
Основные элементы правовой системы:
1. право, как система норм и принципов, ктр устанавливают меру свободы и ответст-ти (система права);
2. законодательство и иные источники права;
3. юр. практика, ядро ктрой – суд. практика, под ктр понимается как сам процесс, так и те решения, ктрые приняты в результате судебной практики;
4. правосознание (правовая идеология).
С. С. Алексеев выделяет след. критерии классификации правовых систем различных государств:
1. общность генезиса (возникновения и последующего развития); Системы связаны м/у собой исторически, имеют общие гос- правовые корни (произрастают из одного древнего гос-ва, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).
2. общность источников, форм закрепления и выражения норм права; Речь о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, суд. решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.
3. структурное единство, сходство; Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Это находит выражение на микроуровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне — на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, др. подразделений).
4. общность принципов регулирования общ-ных отношений; В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в др. — теологические, религиозные начала (н-р, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и т. п.
5. единство терминологии, юр. категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юр. конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.
С. С. Алексеев различает 4 правовых семьи:
1. романо-германская правовая семья (система статутного права);
2. англо-саксонская правовая семья (система общего права);
3. религиозно-общинная правовая семья;
4. идеологизированная правовая семья.
Р. Давид разделяет все существующие в мире нац. правовые системы:
1. романо-германская (континентальная);
2. англосаксонская (семья общего права);
3. социалистическая;
4. исламская
5. рассматриваемые в качестве отдельных правовых семей индусское, иудейское право,
6. правовые семьи стран Дальнего Востока и стран Африки.
Правовые семьи современности:
1) Англо - саксонская -система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
Структура:
а) Общее право (сложилось в виде суд. обычаев);
б) Право справедливости (особый порядок апелляции к монарху – «рассмотреть дело по совести, справедливости»);
в) Статутное право;
Основной источник системы общего права – судебный прецедент, а вспомогательные и доп. источники права – статутное право и юр. (правовые) обычаи. Основатель права– суд.
2) Романо – германская - система континентального права. Объединяет правовые системы Германии, Франции, Испании, Австрии.
Основной источник – писаное право, которое выражается в юр. нормах, сформулированных в законодательных актах гос-ва (кодексах), появляются конституции, обладающие высшей юр. силой и возглавляют правовые системы.
3) Мусульманская -возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммеда.
Основные источники: Коран – священная книга ислама; Сунна – мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка; Иджма – соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама; Кияс – современный комментарий к исламу, ктр восполняет пробелы в религиозных нормах;