Принципы тарифной политики
Существующий опыт определения тарифов позволяет сделать вывод о том, что локальные естественные монополисты базируются на затратной идеологии прошлых лет, не заинтересованы во введении тарифных меню, программ энергосбережения, а также противятся развитию конкуренции в системе энергоснабжения. Это объективно противоречит их интересам, хотя у системы в целом снижение нагрузки в часы пик улучшает технико-экономические показатели работы силового оборудования и уменьшает затраты на единицу энергии. Монополист всегда стремится получить максимальный доход при минимизации усилий на его получение. Только реальные рыночные механизмы могут заставить монополистов изменить свое поведение на рынке энергоресурсов [36,90,89].
Анализ сегодняшнего состояния регулирования позволяет выделить его основные характеристики негативного плана:
перекос тарифов за счет перекрестного субсидирования и наличия перепродавцов;
неэффективность “тарифного меню”, т.к. в его применении не заинтересованы энергоснабжающие организации;
недостаточная прозрачность затрат энергоснабжающих организаций, что не позволяет вскрыть дополнительные резервы;
попытки отдельных региональных структур влиять на процесс принятия тарифов по политическим, зачастую популистским мотивам;
недостаточная независимость РЭК в рамках своих полномочий от регионального руководства;
слабая управленческая вертикаль в системе энергетических комиссий от ФСТ к РСТ;
неподконтрольность тарифной политики на муниципальном уровне;
отсутствие нормативно-правовой и методической базы в полном объеме, т.к. регулирование ТЭК- новое дело в России;
практическое отсутствие конкуренции на рынках электроэнергии и газа;
недостаточная ясность в определении права потребителей на свободный доступ к распределительной сети и источникам энергии;
отсутствие части энергоносителей на свободном рынке и невозможность заключения фьючерсных контрактов;
отсутствие спотового рынка;
отсутствие нормативной документации по работе в рыночных условиях с элементами конкуренции;
антирыночные “преимущества” в работе на рынке для Гарантирующих поставщиков (ГП).
Решение выше обозначенных проблем может быть успешно найдено на путях использования рыночных отношений в топливно-энергетическом комплексе. При этом регулирование должно основываться на минимизации затрат энергоснабжающих организаций. Внедрение конкурентных отношений позволит разделить монопольные услуги и способствовать минимизации цен за счет повышения эффективности на всех этапах производства, распределения и потребления энергии различных субъектов федерального и региональных рынков. Решение этой приоритетной задачи позволит улучшить деятельность отрасли в целом и обеспечить реальную возможность снижения стоимости услуг естественных монополий.
Чтобы уменьшить тарифы, монополистам необходимо отказаться от всех предприятий и организаций, входящих в их систему, но не занимающихся добычей, транспортировкой и продажей энергоносителей и сократить расходы на своё содержание. Для усиления конкуренции необходимо разделить естественные монополии в сфере ТЭК на компании добытчиков газа и производителей электроэнергии, транспортников и продавцов. Это было сделано в результате реформы электроэнергетики России. Между производителями электроэнергии, а также продавцами должна была возникнуть конкурентная среда. Государство оставило за собой право контролировать “свободный доступ к сети” и регулировать плату за услуги естественных монополистов – владельцев электросетевых компаний.
У потребителей любого уровня, должен быть свободный выбор поставщика энергии через электрические и газовые сети, владелец которых, естественный монополист, получает абонентную плату, установленную энергетическими комиссиями, исходя из конкретных условий подключения потребителя и параметров его нагрузки. Необходимо при этом уйти от перекрестного субсидирования при определении тарифов и абонентной платы.
Важной является также проблема организации подлинной конкуренции между различными типами источников энергии: ГЭС, АЭС, ГРЭС на угле и газе, нетрадиционных источников, ПТУ-ТЭЦ, различными предприятиями по добыче газа. Эта сложнейшая проблема нуждается в отдельном рассмотрении, с учетом экономических, социальных, экологических и технических факторов. Полезным было бы также принятие Закона “О государственном регулировании тарифов на газ на территории Российской Федерации”.
Критический анализ методик и способов расчета платы за услуги естественных монополистов показывает, что действующие нормативно-правовые и методические документы по ценообразованию требуют корректировки с учетом логики рыночных реформ и приобретенного опыта. Необходимо отметить, что существующие методики расчета тарифов, основанные на затратой идеологии, не способствующие повышению эффективности, позволяют завышать цены и делать недостаточно прозрачными статьи расходов. Зачастую они определяются от достигнутого, с учетом официальных дефляторов. Это позволило энергетикам при общем снижении производства электороэнергии увеличить количество работающих и издержки, при этом резко увеличились потери, в том числе и так называемые коммерческие- по сути дела воровство.
Кроме известного Указа Президента РФ, где четко сформирован принцип свободного доступа к распределительной сети, нет однозначно читаемого нормативного документа, подтверждающего этот принцип. В результате чего естественные монополисты под всякими предлогами и юридическими зацепками пытаются блокировать конкуренцию на региональных рынках электрической энергии и за счет этого получать необоснованные дополнительные доходы. В этой связи необходимо разработать новую редакцию “Основ ценообразования на услуги естественных монополий на территории РФ”, позволяющую активно использовать любые рыночные механизмы, усиливающие конкуренцию на рынках ТЭР, и дать возможность на местах, с учетом конкретных условий рынка, вносить коррективы в типовые методы и нормативные акты.
В 2000 году ставка акциза на природный газ установлена в размере 15% и является частью цены, которая реализуется всем потребителям за исключением населения. Однако в этом подходе имеется противоречие. Часть граждан, проживающих в домах с индивидуальной системой отопления работающей на газе, оплачивает за потребленный газ без акцизного сбора. Другая часть получает тепло для целей отопления от центральных котельных. В этом случае в цену на газ, предназначенный для целей отопления, акциз включен.
о есть, если потребитель сжигает газ в целях отопления у себя дома, он акциз не платит, а если газ сжигается на эти же цели центральной котельной, квартиросъемщик должен оплачивать акциз, учтенный в цене на тепловую энергию. Если учесть, что топливная составляющая в цене на тепловую энергию составляет в среднем более 50%, то стоимость тепла, помимо платежей населения, включает платежи за газ в виде дотаций на поддержку жилищно-коммунального хозяйства за счет бюджетов вех уровней, которые формируются через трансферты, в том числе и за счет тех же акцизов. Поэтому необходимо исключить из платежей за потребленный газ, используемый для целей центрального отопления жилого фонда, акциз, хотя было бы более правильно отменить его вовсе.
Нужна единая цена на газ для всех потребителей, включая население, определяемая, с учетом акциза и НДС и конкретных технико-экономических условий в месте потребления, ликвидировав при этом перекрестное субсидирование. Это позволит снизить затраты промышленности, сельского хозяйства, организации бюджетной сферы, уменьшит бюджетные расходы и станет одним из стимулов экономического роста.
Было бы целесообразно ввести право, позволяющее любому потребителю, в том числе и населению, оплачивать за потребленные энергоресурсы ежемесячно деньгами со скидкой. При этом то количество энергоносителей, которое будет оплачиваться деньгами, должно учитываться по всей цепочки распределения, получения и преобразования энергоносителей вплоть до угольных шахт, нефте- и газодобытчиков. Это станет мощным стимулом для отказа от бартерных сделок и перехода на оплату деньгами, что позволит сэкономить российским потребителям газа и электроэнергии на несколько десятков миллиардов рублей в год.
Система предоставления скидок на энергоносители, могла бы быть распространена на ту часть населения, которая согласна осуществлять предоплату с учетом ставки рефинансирования и срока предоплаты. Это будет способствовать улучшению платежной дисциплины и снижению общего уровня коммунальных платежей.
Перекос тарифов в связи с перекрестным субсидированием продолжает негативно влиять на производственную сферу и способствует росту задолженности бюджетных организаций за потребленные энергоресурсы, а отсутствие конкуренции в тех звеньях системы энергоснабжения от получения до потребления энергии, где она возможна, снижает эффективность ее функционирования и приводит к повышению затрат.
Таким образом, сегодня важнейшей задачей регулирования естественными монополиями в области топливно-энергетического комплекса является максимальное применение рыночных механизмов. Это позволит уйти от ценообразования по достигнутым затратам, заставит монополистов сократить издержки, повысит эффективность и надежность их функционирования. Реально же сегодня происходят процессы торможения рыночных реформ, особенно наглядно это видно в электроэнергетике, где возможность создания конкурентной среды значительно больше, чем в газовой отрасли.
Тарифы на электроэнергию и газ для населения во многих случаях сегодня установлены ниже их реальной стоимости, то есть являются льготными. По существующему положению примерно 70% абонентов имеющих льготы, реальные цены исчисляются из этих тарифов, то есть имеет место двукратное предоставление льгот. Для уменьшения затрат бюджетов всех уровней, увеличения поступления денег за потребленные энергоресурсы необходимо льготные тарифы начислять на базе реальной стоимости энергоносителей. Для той части населения, которая нуждается в социальной помощи, необходимо применение специальных тарифов в пределах нормированного потребления, с субсидированием за счет высокодоходной части населения. В принципе льготы должен оплачивать тот орган власти, который их установил, а не энергоснабжающие организации, по обязательствам которых государство не несет ответственности.
Система ступенчатых тарифов для населения, поощряющая энергосбережение, может также быть применена как фактор социальной защиты лиц с низкими доходами. При этом тарифы, отнесённые к социальным нормам потребления должны оставаться низкими, а сверхнормативное потребление должно оплачиваться по повышенным тарифам с таким расчётом, чтобы среднеотпускной тариф для всех групп населения равнялся стоимости энергии для данной группы потребителей. Система ступенчатых энергосберегающих тарифов может быть использована и для остальных потребителей. Однако это требует обширных исследований по нормированию потребления электроэнергии и природного газа и разработки соответствующей нормативной и методической документации.
Государственное регулирование рынка энергоносителей является частью проблемы жилищно-коммунальной реформы, в результате которой к 2005 году население перешло на полную оплату затрат на обслуживание и ремонт жилья и коммунальных услуг. Управление жильем перейдет к собственникам, включая органы местного самоуправления, путем создания товариществ и кондоминиумов в многоквартирных домах и квартирах малоэтажной застройки. Должны быть ликвидированы монополизм в коммунальной сфере экономики и социальное иждивенчество среди населения. Выделяемые из бюджета средства и все коммунальные платежи должны аккумулироваться у собственника жилья, который на основе договоров осуществляет покупку всех необходимых услуг и ресурсов.
Сегодня перекладывание всех коммунальных платежей на плечи населения невозможно по известным причинам. Поэтому существуют следующие основные меры по снижению неблагоприятных последствий для семейных бюджетов граждан и местных муниципальных бюджетов, позволяющие экономить средства:
1. Организация эффективной адресной денежной поддержки социально незащищенной части населения, при этом субсидирование должно осуществляться в пределах социальных норм и стандартов на коммунальные услуги. Необходимо ликвидировать перекрестное субсидирование, а тем категориям потребителей, которые имеют льготы, выдавать целевые бюджетные субсидии на оплату нормированных количеств энергоресурсов.
2. Энерго- и ресурсосбережение, позволяющее уменьшить затраты на содержание жилья, за счет чего эффективней использовать имеющиеся ресурсы и сдержать рост платежей за коммунальные услуги, а в некоторых случаях их снизить, несмотря на общую тенденцию роста цен на все ресурсы.
3. Совершенствование системы государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством, которая должна стать в основном координирующим и методическим органом, а не субъектом хозяйственной деятельности на рынке коммунально-бытовых услуг.
4. Оптимизация процесса финансирования с передачей всех денежных средств в распоряжение собственников, чтобы они сами, на условиях конкурсного отбора, могли заключать договора на услуги с их продавцами предусматривающие ответственность сторон.
5. Совершенствование тарифной политики рыночных реформ и социальной поддержки населения. Использование многоступенчатых тарифов, поощряющих энергосбережение и экономию денежных средств.
6. Разработка программы энергосбережения и установки систем контроля и учета и механизма ее финансирования для всех категорий населения.
Таким образом, проблемы рынка топливно-энергетических ресурсов могут быть успешно решены за счет создания конкурентной среды в системе естественных монополий. На всех этапах производства, распределения и потребления энергии это позволит повысить эффективность и минимизировать цены. Государство должно оставить за собой право обеспечения свободного доступа к распределительным и транспортным сетям и регулирование величины платежей за их использование.