Древний Восток Государство в Древнем Египте

Предмет,методы,исследования, периодизация

Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Наряду с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права иф&пьзует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования. Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д.

Общеисторические методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно которому все события должны рассматриваться в строгой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-правовых и хронологических исследований.

При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно-правовых явлений в истории. Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались.

Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.

Периодизация: 1.Древн. мир; 2.Средн. века; 3. Новое время; 4.Новейшее время. Древний мир (конец 4-го столетия до н. э. - до падения Риме, империи - середина 5-го века н. э.); Средн. века (сер. 5-го в. н. э. -до 1640г.); Новое вр. - до конца 19 в., Новейшее - 20-21вв.

Древний Восток Государство в Древнем Египте

Возникновение государства. На рубеже IV-III тыс. до н. э. складывается в Древнем Египте 40 номов - областей (первых единиц территориального деления). Древним основанием нома служило племя. Во главе каждого нома стоял «царь», он же - верховный жрец местного культа и обладатель титула «начальника канала». Объединение сорока областей происходит не сразу. Сначала возникают два отдельных царства - Верхний Египет и Нижний Египет. В период так называемого Раннего царства они насильственно объединяются фараоном Менесом. Последующая история Древнего Египта распадается на три основных периода, каждый из которых занимает многие сотни лет:

1) Древнее царство (XXVIII—XXIII вв. до н. э.);

2) Среднее царство (конец III тыс. - XVII в. до н. э.);

3) Новое царство (XVI—XII вв. до н. э.).

Рассматривая государственность Египта, отметим, что наиболее типичная древневосточная деспотия существовала именно в Древнем Египте. В Древнем Египте власть фараона была безграничной, сам он считался лицом божественного происхождения, сыном Солнца. Его имя нельзя было произносить вслух. Фараон означает «высокий дом». В официальном обращении его следовало называть в третьем лице. Решения фараона по вопросам управления, финансов, командования войском, суда имели наивысшую силу. Он сам себе назначал преемника. Для него сооружались колоссальные усыпальницы - пирамиды, строительство которых велось десятки лет и поглощало огромные материальные и людские ресурсы. Лишь немногие удостаивались высокой чести - целовать башмаки фараона. Чиновники низшего ранга приближались к его особе на животе, ползком. Перед лицом деспота даже знатные люди были на положении рабов, в любой момент по его произволу они могли потерять жизнь, имущество. Все, что ими было приобретено, считалось результатом милости фараона. Культ личности фараона поддерживали знать, жрецы, чиновники. При фараоне главным вельможей и управителем был визирь (джати). В Древнем царстве это был градоначальник. Позднее его полномочия расширились. Он руководил чиновничьим аппаратом, ведал организацией общественных работ. В некоторых древнеегипетских памятниках визирь назывался «начальником всего государства Севера и Юга», так как он ведал управлением, судом, был истолкователем повелений фараона. Власть его имела необъятный характер. При участии джати разбирались тяжкие преступления высших должностных лиц.

Продолжая рассматривать государственный аппарат Египта, отметим, что на местах управление возглавляли царские чиновники (номархи). В их руках была одновременно административная и судебная власть. В тех случаях, когда ослабевала централизация, номархи превращались в самостоятельных правителей и лишь номинально признавали власть фараона. Они имели свою армию, свою полицию.

Еще в эпоху Древнего царства армия имела самостоятельное управление. Изготовление оружия, строительстве кораблей и крепостей было в ведении «дома оружия». Воины жили в отдельных поселениях. За свою служб\ фараону, номарху, крупному храму они получали надел, который обрабатывали рабы. На особом положение находилась стража, или гвардия, фараона. При подавлении восстаний армия действовала совместно с полицией Полицейские обычно вербовались из пленных нубийских негров. Они были надсмотрщиками во врем* общественных работ, преследовали уголовных преступников, выполняли обязанности палачей. В эпоху Древнегс царства полиция еще не выделилась в качестве отдельного ведомства. На местах она подчинялась судье иj\v особому чиновнику, в столице - визирю. Государство в Древней Индии

Следует отметить, что кастовое деление является общей чертой древневосточного общества. Однако в ДревнеР Индии оно проявилось с наибольшей силой. По древнеиндийским законам Ману жители делились на четыре наследственные и замкнутые социальные группы или сословия (варны):

1.брахманы;

2.кшатрии;

3.вайшьи;

4.шудры.

Представители первых трех сословий считались дваждырожденными. Совокупность религиозных и юридически» предписаний для членов каждой варны, их права и обязанности назывались драхмой.

К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога. Только они могли проповедовать религию. Брахманы освобождались от всех налогов и повинностей, телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари. Царь должен был не только слушать советы брахмана, но и доставлять ему удовольствие и подарки. Брахманам поручалось ведение судебных и иных государственных дел. Брахман не мог находиться в услужении. Законы подробно расписывали распределение занятий и обязанностей брахманов. Второй варной из дваждырожденных считались кшатрии. Из них чаще всего выходили военачальники и раджи. Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы из рук бога. Их обязанность охранять других, в первую очередь брахманов. Они составляли военную знать. Только им разрешалось носить оружие, участвовать в походах. За убийство кшатрия штраф был в четыре раза меньше, чем за убийство брахмана. 9-летний брахман считался отцом 90-летнего кшатрия. Первые две варны являлись господствующими, привилегированными сословиями, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий. Вайшьи - третья варна дваждырожденного. Они появились якобы из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, занималась торговлей, земледелием, ремеслом. За убийство вайшьи штраф составлял лишь восьмую часть штрафа за убийство брахмана.

К варне однорожденных относились шудры - наемные работники, слуги. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения. Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его свидетельство всегда вызывает подозрение, его наказывают строже.

Со временем внутри шудр и вайшью возникли касты лиц однородных профессий: кузнецы, гончары, парикмахеры, уборщики нечистот и др. Имелись чистые и нечистые касты. На самой нижней ступени общественной лестницы стояли рабы, их чаще использовали как слуг. Они стояли вне кастового строя. Характерно, что для освобождения, от рабства в Древней Индии имелось гораздо больше возможностей, чем в Древнем Вавилоне. Рабство в Индии носило домашний, патриархальный характер.

Происхождение варн не вполне ясно. Весьма вероятно, что завоевание и пребывание среди враждебного народа способствовали ранней специализации двух основных политических «профессий» - жреческой и военной. Военачальники и администраторы осуществляли завоевание и порабощение чужого народа, жрецы наблюдали за чистотой «расы», препятствуя смешениям ариев с коренным населением. Вайшьи вобрали в себя весь основной народ завоевателей, шудры же образовались из каких-то частей местного населения. В первоначальных варнах все было проще, чем впоследствии; браки между брахманом и шудрянкой не воспрещались, хотя и не поощрялись; брахманы могли выполнять работу, которая затем была признана позорящей. В первых веках нашей эры в Индии стали складываться феодальные отношения, и в связи с этим происходит процесс «преобразования» варн в касты.

З.Древний Китай

Возникновение государства в Древнем Китае связывают с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Инь, завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем». Археологические данные свидетельствуют, что в Иньском государстве широкое распространение получают все виды земледельческой техники той эпохи:

1)соха и плуг (с металлическим сошником);

2)борона;

3)мотыга и т. д.

Земледелие стало основной отраслью деятельности. Существуют ремесла, торговля и денежное обращение. Большой вклад в развитие китайской государственности был внесен сановником Шан Яном. Так, в середине IV в. до н. э. по его инициативе была проведена реформа, в результате которой:

1) была узаконена свободная продажа и покупка земли;

2) мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство было предписано разделиться;

3) в ходе названной реформы также были ликвидированы старые округа и повсеместно введено новое деление. Появились такие единицы административно-территориального деления, как уезды. В интересах правительственного контроля над населением была сохранена и упрочена круговая порука.

Каждые пять крестьянских семейств составляли первоначальную ячейку - т. н. пятидворку. Во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей. Далее, пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» - клан и т. д. Данный принцип «пятерок» был перенесен и на армию, где солдаты были связаны круговой порукой. В данном случае как за провинность одного отвечали все пятеро. Характеризуя китайское уголовное право, необходимо отметить, что в нем окончательно утвердился принцип групповой ответственности, когда наказание было распространено на невиновного. В 209 г. до н. э. вспыхнуло огромное по своим масштабам восстание. Результатом этого внутригосударственного волнения явилось свержение существующей правящей династии Цинь. Также отмечено определенное ослабление положения крестьян. В данном случае были освобождены рабы, общинам было возвращено право выбирать себе старост. В области права отмечено смягчение уголовных санкций. Подводя итог названным преобразованиям в Китае, следует сказать, что реформы Шан Яна имели успех. Разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство же в свою очередь только способствовало этому процессу.

Следует отметить, что Древний Китай являет собой типичный пример восточной деспотии. Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника:

1сгражданский губернатор;

2 военный губернатор.

Рассматривая государственное устройство, следует учитывать, что вмешательство центрального правительства в дела управления стало всеохватывающим. Налогообложение и налоговая политика отличаются детальной продуманностью и четкой регламентацией.

В период правления Ханьской династии (II в. до п. э. - II в. н. э.), в государственную практику Китая вводится:

1 продажа должностей;

2 система замещения должностей после сдачи экзамена.

Названные меры облегчали купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам возможность проникновения в государственный аппарат в ущерб старой знати и навсегда закрывала доступ к управлению людям из народа. В последние века до новой эры и в первые века новой эры китайское общество и государство развивались по пути от рабовладения к феодализму. Рабы сажались на землю, крестьяне переходили в разряд арендаторов и зависимых работников.

В 18 г. до н. э. в результате народного восстания рабовладение в Китае:

1была освобождена часть рабов,

2 издан закон о запрещении убивать рабов без суда.

Вавилон. Хаммурапи

Социальный состав очень сложен. Особенно трудно его определить внутри 2-х групп - авилум и мушкенум. Общество состояло из 2-х основных классов - рабовладельцев и рабов (пленные о долговые рабы \до 3-х лет\ ). Господствующий класс - царь, его приближенные, жрецы, военачальники, старосты. Авилум "сын мужа" - это полноправный человек. Ему посвящена большая часть законника.

Угнетенный класс - это рабы, рядовые общинники, мушкенум. Мушкенум - свободный человек, но он имел сво права пока находился на гос-службе и выполнял свои обязанности. По сравнению с авилумом у него приниженное положение (это проявлялось в ответственности за преступления). Вардум (рабы) - занимали самое низкое положение. Их было несколько видов - царские, общинные и частновладельческие. Раб имел небольшое имущество (которое после его + переходило к его хозяину), раб мог стать свободным, мог оспорить свое рабство.

Долговое рабство было ограничено 3 годами. Рабов использовали для уплаты долга. Кража и укрывательство рабов, а также снимание "рабского знака" и подстрекательство к этому каралось очень жестоко.

Древневав. правители создали отлаженный механизм упр-ия. Достигнуто это -путем личного внимания ко всем делам своего гос. Поэтому в гос. ценились умелые и опытные чиновники. Все упр - сосредоточено в царском дворце. Дворцовая сист упр отлич тем, что лица, управл царским хоз-ом, занимали высшие должн в гос.; четкого разгранич функций между ними не было. Среди высших сановников гос. - визирь, дворецкий, нач-ик финансов, кравчий, главный военачальник, высоко ценились писцы. В системе гос. органов различались центр и мест органы упр-ия. Бол городами упр наместники царя. На местах сохран органы общинного самоуправления, но у них были ограниченные функции. Суд функции выполняли чиновники, назнач. царем. Высшей суд инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды пост теряли свое значение. В Вавилоне сущ пост армия.

Законы Ману

В Древней Индии понятие "право" было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей , написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение , согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно- профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны , привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр , людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки. В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ "давность владения" - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение.

Наши рекомендации