Реформы 50-х гг. XVI в
Личность первого русского царя издавна привлекала внимание историков и писателей, художников и музыкантов. Одни его считали едва ли не самым мудрым правителем средневековой России, другие – подозрительным и жестоким тираном, почти сумасшедшим.
Иван IV родился 25 августа 1530 г. в семье великого князя Васи- лия III. Будучи трех лет от роду, он лишился отца, а в неполных восемь лет – матери Елены Глинской. В соответствии с завещанием Василия III
правление государством перешло в руки бояр, которые должны были
передать власть княжичу по достижении им совершеннолетия.
Годы боярского правления – это период беззакония, смут, наси- лий, вражды и борьбы за власть главным образом между двумя наи- более знатными боярскими фамилиями – князьями Шуйскими и Бель- скими. То одна, то другая партия захватывала власть и преследовала побежденных противников.
В этих условиях рос будущий государь, поэтому он рано усвоил привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недове- рие к людям. По словам В.О. Ключевского, его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка. Но в той обстановке Иван не всегда мог тотчас обнаружить чувство досады или злости. Эта необходимость сдерживаться, глотать слезы питала раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей. Уже в годы ранней молодости он проявил властный и жестокий характер. В декабре 1543 г. им были отстранены от власти Шуйские, а затем молодой Иван IV начал от- правлять в опалу и казнить некоторых бояр.
Ожесточенная борьба княжеско-боярских группировок за власть тяжелым бременем ложилась на плечи народа, росло народное недо- вольство. Помимо обычного в таких условиях ухода крестьян и горо- жан на окраины увеличилось число покушений на жизнь и имущест- во феодалов.
Обострение внутреннего положения и усиление внешней опас- ности со стороны Казанского ханства вынудили наиболее дальновид- ных политических деятелей искать выход в усилении государствен- ной централизации. Значительная роль в укреплении самодержавия в середине ХVI в. принадлежала митрополиту Макарию. Заинтересо- ванные в централизации власти феодальные круги возлагали надежды на подраставшего Ивана IV.
Когда Иван достиг совершеннолетия, Боярская дума и митропо-
лит торжественно венчали его на царство (16 января 1547 г.). Впер- вые Московский великий князь наделялся титулом царя, что резко возвышало его над всей титулованной русской знатью и уравнивало в
положении с западно-европейскими императорами. Принятие царско-
го титула знаменовало начало самостоятельного правления Ивана IV. Церковь выступала гарантом самодержавной власти. Через две неде- ли молодой царь женился на Анастасии Романовне Захарьиной- Юрьевой, из старого боярского рода, которая имела на него благо- творное моральное влияние.
Царь на первых порах оказался неподготовленным к роли прави- теля обширного государства и должен был на много лет подчиниться воле избранных им наставников. В юные годы Иван IV не получил систематического образования, зато в зрелом возрасте он поражал ок- ружавших его людей своими обширными познаниями. Современники не ставили под сомнение ученость и литературные таланты первого царя. Вокруг молодого правителя образовался круг советников («Из- бранная рада»), который составляли митрополит Макарий, духовник царя, протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр, представитель служилых людей Алексей Адашев – выходец из не- знатных, но крупных землевладельцев, князь Андрей Курбский и др. Все понимали несоответствие между старыми порядками и новыми историческими условиями. Московское правящее боярство сохраняло в своих руках огромные вотчинные богатства, которые и были осно- вой его политического могущества.
Совсем в ином положении находилась масса провинциальных
«детей боярских» – мелких землевладельцев, для которых поместье стало основной формой земельного обеспечения.
В лице дворян-помещиков монархия приобрела наиболее глубо- кую и прочную опору. Значение дворянства возросло. Но в целом его влияние на дела управления совершенно не соответствовало его удельному весу. Боярская дума представляла почти исключительно одну только знать. Местнические порядки прочно закрывали дворя- нам путь к высшим государственным постам. Дворянство не желало мириться с таким положением, и его требования определили ход ре- форм середины ХVI в.
Инициатором реформ выступила приказная бюрократия в лице Алексея Адашева и главных дьяков. Ивана IV захватили смелые про- екты реформ, но он по-своему понимал их цели и предназначение. Грозный рано усвоил идею божественного происхождения царской
власти. Необходимость делить власть со знатью воспринималась
Иваном IV как досадная несправедливость.
В проектах реформ царю импонировало прежде всего то, что их авторы обещали искоренить последствия боярского правления. Про-
грамма действий Ивана IV и его окружения была высказана на соб-
ранном в феврале 1549 г. совещании членов Боярской думы, предста- вителей духовенства и служилых людей. Это был первый Земский собор, положивший начало непериодическому созыву таких совеща- ний представителей сословий. Земские соборы не ограничивали
власть царя, а служили для совета и в последующем – опоры в прове- дении политического мероприятия. Таким образом, в Земском соборе ярко проявилась политика компромисса между различными слоями господствующего класса. Россия, как и другие страны Европы, стала на путь сословно-представительной монархии.
На Соборе 1549 г. Иван IV выступил с резким осуждением бояр- ского правления и призвал к совместным усилиям для укрепления го- сударства. При этом сразу же были приняты меры к улучшению по- ложения дворян, которые были освобождены от подсудности боярам- наместникам и по всем судебно-административным делам перешли непосредственно в ведение государства. Эта мера одновременно ук-
репляла царскую власть и ослабляла позиции бояр-наместников.
Система управления государством была перестроена на новых началах. В Москве были созданы центральные органы государствен- ного управления – приказы (до середины 60-х гг. их называли избами).
Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую воз- главил Адашев. Задачей этого учреждения было рассмотрение чело- битных на имя государя и проведение по ним расследований. Чело-
битная изба становилась как бы высшим контрольным органом.
Посольский приказ ведал иностранными делами, его возглавил дьяк Иван Висковатый, который около 20 лет руководил внешней по- литикой государства, пока не был казнен в годы опричнины по
вздорному обвинению.
Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ определял, сколько и из
каких уездов служилых людей должно выйти в полки, назначал ко-
мандный состав. Разбойный приказ вел борьбу против преступников.
В 1550 г. царь вместе с Боярской думой утвердил исправленный свод законов – первый царский Судебник. Согласно Судебнику власть
наместников была ограничена. В разбирательстве дел на местах те-
перь обязательно должны были принимать участие выборные земские старосты из числа местных служилых людей и «лучшие мужи» из ме-
стного населения, теперь они назывались «целовальниками» (т.е.
присяжными, поцеловавшими крест) и являлись постоянными участ-
никами судебного разбирательства. Были отменены податные льготы монастырей, что также укрепляло централизованную власть и ослаб-
ляло материальную опору церкви. По отношению к крестьянам была повторена норма Судебника 1497 г. о Юрьевом дне с некоторым уве- личением размера «пожилого» и распространением ее на вновь при-
соединенные земли.
Существенные реформы были проведены в жизни церкви. В 1551 г. состоялся церковный собор, созванный по инициативе царя и патриарха. Собор получил название «Стоглавого», так как его по- становления состояли из ста глав. Его задачами были унификация церковных обрядов, так как в отдельных землях накопились различия в порядке церковной службы, и, главное, принятие мер по улучше- нию нравов духовенства, чтобы повысить его авторитет. Собор резко осудил произвол настоятелей, расточающих монастырские богатства, разврат в монастырях, пьянство духовенства.
Реформы коснулись и организации господствующего класса. Было несколько ограничено местничество (получение должности не по личной заслуге, а по происхождению). По указу 1550 г. молодые аристократы в 15–18 лет не должны были назначаться воеводами, а начинали службу на невысоких должностях. На местах в 1555–1556 гг. власти отменили устаревшую систему «кормлений» (боярин, полу- чивший в управление город или волость, собирал пошлины в свою пользу – «кормился» за счет населения, что создавало почву для все- возможных злоупотреблений). Деньги, которые шли кормленщикам, отныне получало государство в качестве налога. Из этого централи- зованного фонда можно было платить «помогу» служилым людям. Во всех местах вводилась система своеобразного самоуправления. Из зажиточных черносошных крестьян («лучших людей»), верхушки торговых людей выбирались земские старосты в уезде и на посадах, которые должны были заниматься раскладкой налогов и повинностей и разбирать судебные дела. Земская реформа затянулась до 70-х гг. XVI в. Надзор за деятельностью земских старост осуществляли губ- ные (от слова «губа» – административный округ) старосты, которые выбирались из дворян. Местные органы власти трудились «на обще- ственных началах», бесплатно, так как в распоряжении государства не было денег, поэтому реформы местного управления проводились в жизнь трудно.
Правительство узаконило принцип обязательности службы для всех феодальных землевладельцев – как вотчинников, так и помещи- ков (общее уложение о военной службе 1556 г.). По новому уложе-
нию землевладелец должен был выставлять с каждых 150 десятин пашни воина в полном вооружении, на лошади. Если выставлялось больше воинов, то за это полагалось дополнительное денежное жало- ванье землевладельцу. В 1550 г. было создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием – «пищалями» и холодным
бердышом за спиной, мечом или саблей на боку. Первоначально было избрано 3 тыс. человек, сведенных в «приказы» по 500 человек в ка- ждом и составивших личную охрану царя. К концу ХVI в. в стрелец- ком войске насчитывалось уже до 25 тыс. человек, которые несли по- стоянную службу не только в столице, но и почти во всех городах страны. В середине и второй половине ХVI в. постоянное, хотя еще и нерегулярное стрелецкое войско являлось наиболее мощной боевой силой Российского государства. Во второй половине ХVI в. в него влились казаки, жившие на Дону. Казаки использовались преимуще- ственно для несения пограничной службы в городах и получали жа- лованье, как правило, в виде земельных наделов.
Итак, реформы царя и Избранной рады, хотя еще и не закончили централизацию государства, шли в этом направлении. Российское го- сударство продолжало успешно осуществлять свою историческую цель: возрождение разрушенной Киевской Руси и реевропеизацию страны (т.е. вступление в европейскую семью народов не самым
младшим, запоздалым братом, а равноправным партнером). Эконо-
мика России в первой половине XVI в. переживала значительный подъем, сопровождавшийся усилением дифференциации крестьянст- ва, миграцией его в города, стремительной урбанизацией страны, соз- данием крупного производства и образованием больших капиталов. В ходе экономического бума первой половины XVI в. постепенно формировалась российская предбуржуазия, третье сословие, которое
могло стать основой для полной реевропеизации России. Так созда-
вались экономические ограничители власти.
В стране были созданы условия для широкой интеллектуальной дискуссии о будущем страны, главным образом в связи с перспекти- вой церковной реформации. Так формировались идеологические ог- раничители власти.
Шел процесс формирования бюрократического аппарата цен-
трализованного государства. Постепенно ограничивались привилегии наследственной аристократии (боярства). Социальные элиты обуча- лись взаимодействию в процессе принятия политических решений. Политическая деятельность наследственной («вотчинной») и потому независимой от государства аристократии представляла собой мощ- ное социальное ограничение власти.
Таким образом, вся сумма постепенно складывающихся ограни-
чений царской власти хотя и не затрагивала непосредственно полити-
ческой сферы, тем не менее лишала эту власть ее автократического
(неограниченного) характера.