Генезис, вероучение и культовая практика «Церкви Иисуса Христа святых последних дней»
В XIX в. среди первых так называемых новых религиозных объеди-нений появляются: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны). Необходимо отметить, что мормонизм возник в конце 1820-х гг. в США, в штате Нью-Йорк . Необходимо отметить, что уже в 1850 г. численность последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней составляла около 60000 человек. Для сравнения, за почти аналогичный срок своей деятельности в России, мормонам удалось пополнить свои ряды 5 тысячами новых адептов, набранных среди россиян.
Вероучение мормонов согласно характеристике С.В. Булгакова, пред-ставляло собой синкретическое учение, ставшее в последствии отличительной чертой многих религиозных новообразований. Так, например, мормоны взяли у буддистов идею реинкарнации, у язычников веру в волшебство и магию, веру в злых и добрых духов, у христиан - веру в чудеса и изгнание дьявола, у евреев - теократическое управление, у баптистов крещение по достижении зрелого возраста, у пресвитериан - обычай голосования всех церковных вопросов и, наконец, у мусульман - воспрещение горячих напитков. Мормоны верят в получение только их «пророками» непосредственных откровений и настаивают на обладании особыми духов-ными дарованиями - даром изгнания бесов, исцеления больных возложением рук. Главную же основу проповеди мормонов составляет идея труда. Мормоны учредили общества, называемые ими «сионскими братствами», и ожидают до сегодняшних дней наступления последних дней, конца мира и тысячелетнего царствия. Таким образом, высшей целью религии становится житейский материализм.
На сегодняшний день из истории Церкви Иисуса Христа Святых последних дней известно, что основателем и главным идеологом этой новой религии является американец Иосиф (или Джозеф) Смит, родившийся в 1805 г. в Шароне, штат Вермонт, США. Его отец, Иосиф Смит-старший, был мистиком, проведшим большую часть жизни в поисках воображаемых сокровищ и изредка пускавшийся в денежные махинации. В 1816 г. семья Смитов переехала в город Пальмира, штат Нью-Йорк, США. Согласно свидетельству современников Смита младшего и Смита Старшего, отец и сын отличались отсутствием моральных качеств и приверженностью к порочным привычкам.
В 1820 и 1823 годах у Д. Смита были два видения. Являвшийся ему ангел назвал себя Мороний. Интересно, что согласно новому англо-русскому словарю, английское слово «moron» переводится на русский язык двумя значениями – слабоумный или идиот. Д. Смит на основании своих видений говорил о спрятанных «золотых листах» на холме Кумора, покрытых иероглифами «реформированного египетского языка» и содержащих важные сообщения древней истории Америки. Ангел Мороний призвал Д. Смита к восстановлению «Истинной Церкви Иисуса Христа». Только в 1827 году ему было разрешено забрать схороненное сокровище. Текст книги на золотых пластинах был написан «староегипетскими письменами», которые можно было прочесть только с помощью «пророческих очков» сделанных из двух магических камней «Урим» и «Туммим», лежащих в том же ящике, что и письмена.
Первыми помощниками Д. Смита стали его будущие сподвижники Гар-рис и Оливер Кодвери. 15 мая 1829г. Джозеф и Оливер были «помазаны» на «Аароново священство» якобы явившимся им «Иоанном Крестителем». В 1830 году тиражом 5000 экземпляров была издана 616-страничная «Книга Мормона», написанная на основе перевода текста «золотых пластин». 6 апреля 1830 года в Файети (Нью-Йорк) была основана первая церковь мормонов в составе шести человек. В 1830 году в новую веру были обращены известные протестантские проповедники того времени Парли Пратт и Сидни Ригтон, что способствовало резкому увеличению численности новой организации. Это общество сравнительно быстро распространилось, так как его последователи вели в некоторых штатах активную прозелитическую работу, под влияние чего возможно и попала территория соседнего штата – Пенсильвании – родины Ч.Т. Рассела.
Враждебное отношение к мормонам и их преследования со стороны населения США, вынуждали последователей Д. Смита часто менять место жительства. Мормонами было основано несколько городов, где на основании откровения должен был явиться Иисус Христос. Печально известна практика многоженства, практиковавшаяся среди мормонов по непосредственному «божественному откровению» вплоть до конца XIX в., когда под влиянием властей они были вынуждены отказаться от подобного образа семейной жизни. В 1838 г. мормонами была принята новая «божественная заповедь» о пожертвовании десятины. Следует заметить, что в период с 1831 по 1844гг. Д. Смит, по его свидетельству, получил более 135 откровений, многие из которых впоследствии стали основами для формирования идеологии Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Одним из таких откровений явилось «пророчество» о скором начале гражданской войны, следствием чего станет мировая война и конец этого мира.
В 1844 г. бывший помощник Смита Джон Беннет открыто рассказал о практике полигамии в церкви мормонов. Когда волна разоблачений стала угрожающей, возмущенный новый «пророк» попробовал применить силу по отношению к изданию «Обозреватель Нову», критикующему Д. Смита и его последователей. После вмешательства администрации США Д. Смит вместе с братом Хайрумом попал в тюрьму в Картхаге, где возмущенные горожане штурмом овладели тюрьмой. В ходе перестрелки Д. Смит был убит.
Преемником Д. Смита стал Брайм (Бригам, Бригхам) Янг. Под его руководством было организовано великое мормонское «жертвенное шествие» к Большому Соленому озеру (территория современного Штата Юта, США). За 17 месяцев (1846-1847 гг.) было пройдено 1700 км. Там мормоны основали город Солт-Лейк-Сити, называемый также ими «Новый Иерусалим». В 1857г. Янг приказал одному из своих единоверцев – «епископу» Джону Ли уничтожить поезд с переселенцами, что и было тем в точности исполнено. Двадцатью годами позже за это деяние Ли был судим и казнен правительством США. Переговоры мормонов с правительством об их легализации в США потерпели неудачу из-за допущения полигамии. Когда практика многожёнства была официально запрещена в среде мормонов, их деятельность была разрешена властями США в 1896 году в штате Юта.
На сегодняшний день низшей ступенью «Церкви Иисуса Христа Святых последних Дней» является отделение (приспосабливаясь к российской действительности, в нашей стране мормоны называют его приходом); численность его составляет от 250 до 500 человек. Как только отделение разрастается и достигает верхней границы, оно ав томатически разделяется пополам — на два отделения, каждое из которых начинает расти заново. Отделения, собранные в одной географической местности, называются «кол». Это название происходит из тех времен, когда поселенцы приходили на новые земли и втыкали кол с тем, чтобы застолбить за собой место. Колы объединены в «территории». В 1994 г. мир был разделен на 22 территории, в том числе 8 — в США и Канаде и 14 — во всем остальном мире .
Глава отделения-прихода — епископ и его два помощника, глава кола — президент, также с двумя помощниками. Им помогают двенадцать высших служителей, составляющих «высший совет кола». В местностях, где раньше не было мормонских структур, вначале создаются миссии, которые, по появлении достаточного количества приходов, преобразуются в колы. Епископами и президентами территории руководит «Председательствующий епископат». Во главе его стоит президент и два его советника. Далее церковью управляет «Кворум (или Совет) Семидесяти» — руководящая структура церкви, также возглавляемая своим президентом с двумя советниками. Эти 70 считаются современными двойниками тех 70, которых послал служить Христос. Членов этих руководящих органов мормоны называют генеральными авторитетами» («генеральными властями») .
Над «Советом Семидесяти» стоит «Совет 12 апостолов» («Коллегия апостолов»). Каждый «апостол» руководит каким-либо из основных на-правлений деятельности организации: работой с молодежью, образованием, миссионерской деятельностью, финансами, благотворительностью, строительством и пр. Однако все это делается «исключительно по указанию «Первого президентства». Самым высокопоставленным лицом в церкви является президент (он же пророк), имеющий двух помощников (первого и второго советников). Втроем они составляют «Первое (Высшее) президентство» церкви мормонов. Считается, что на них лежит ответственность по «управлению Царством Божиим на земле», ключи от которого вручены им. «Первое президентство» и «Совет двенадцати», вместе называемые также «Большой пятнадцатой», встречаются каждый четверг в 10 часов утра в «Верхнем зале» храма в Солт-Лейк-Сити, чтобы посовещаться и «получить для себя указания от Господа» .
Обычно первый советник избирается новым пророком после смерти предыдущего, и все продвигаются на один шаг вперед: второй советник делается первым, а самый влиятельный из «Кворума 12» — вторым советником. После смерти «пророка» Джозефа Смита было еще 14 пророков. Сейчас (в начале 2002 г.) пророком является Гордон Б. Хинкли (р. 1910 г.); следующим, скорее всего, будет его первый советник Томас С. Монсон (р. 1927 г.) .
Президент, апостолы и «Кворум Семидесяти» руководят церковью мормонов. Дважды в год у мормонов бывают общие собрания, на которых избираются новые должностные лица. Эти действа очень похожи на па-мятные многим из нас советские выборы, когда выбирать предлагается из одного кандидата, за которого все дружно голосуют (это называется у мормонов «поддержкой руководителей»). Понятно, что все назначения при такой системе идут сверху .
Каждый из мужчин-мормонов считает, что он имеет «священство Ааро-ново», но избранные имеют «священство Мелхиседеково». Они-то и явля-ются мормонскими должностными лицами. Женского священства у мормонов нет. Интересно, что изначально чернокожим было запрещено иметь священство (любое), но в 60-е годы началось движение за гражданские права, и под очень сильным давлением уже в 1976 г. к мормонам пришло новое откровение, в результате которого было объявлено, что Бог простил чернокожих и разрешил им принимать священство .
Доктрина Церкви Иисуса Христа Святых последних дней основана кроме Библии, на трёх «священных» книгах, считающихся у мормонов не менее важными, чем сама Библия. Таким образом Священное Писание мормонов включает в себя Библию, «Книгу Мормона», «Учения и заветы (союзы)» и «Драгоценную жемчужину».
«Книга Мормона» является основой учения мормонов. В спорных местах, где имеются противоречия между Библией и «Книгой Мормона», истинными считаются высказывания последней. Данная книга состоит из 15 маленьких книжечек, рассказывающих историю древнего населения Америки. Во времена строительства Вавилонской башни еврейское колено Иаредитов попало в Америку, разделилось и самоистребилось в результате внутренней вражды и борьбы. В 600 г. до н.э., при пророке Лехе, в Америку приехали представители колена Манассии. Их потомки разделились на две группы: нефиты и ламаниты. Нефитам Христос явился после Воскресения и велел им основать церковь. По вине нефитов эта истинная Церковь исчезла. В 400 году по Р.Х. произошли последние сражения между нефитами и ламанитами вблизи холма Кумора, пророк Мормон и его сын зарыли вышеназванные пластинки с записанными на них событиями. Однако эти данные, содержащиеся в «Книге Мормона», современной археологией не подтверждаются. Адепты Церкви Иисуса Христа Святых последних дней рассматривают «Книгу Мормона» как божественное откровение, так как она, по их мнению, содержит то, что Иисус проповедовал в те дни, когда Он находился в Америке. Данные этой книги противоречат историческим, археологическим, этнографическим свидетельствам. Кроме того, со времени своего первого издания книга претерпела множество изменений, касающихся смысла, слов, а иногда действующих лиц.
Большую часть книги «Учения и заветы» составляют откровения Д. Смита, полученные им во времена своей деятельности, а также некоторые «откровения» его последователей полученные ими в 1823-1890 гг. В книге «Драгоценная Жемчужина» также идёт речь об «откровениях» и переводах с золотых пластин «пророка» Д. Смита.
Символ веры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, составленный Д. Смитом в 1841 г., состоит из 13-ти пунктов. В своем учении о Боге мормоны исходят из того, что человек создан по подобию Бога, и де-лают из этого вывод, что Бог имеет материальное тело, также как и человек. Следовательно, Бог - Отец пространственно ограничен Своим телом. Но Он, тем не менее, Всезнающий, так как ангелы сообщают Ему обо всех событиях, происходящих на земле. Но Отец не единственный Бог. Существует много других «богов». И у людей есть возможность стать когда-нибудь Богом - основная мысль учения мормонов. Человек находится на пути, ведущем вверх, он является «богом в зародыше». Согласно учению мормонов, человек не рождается грешником, то есть он не имеет первородного греха. Грехом у мормонов считается возмущение человека против «основ прогресса».
Исходя из учения мормонов, жертва Иисуса Христа за человеческий грех даёт всем людям жизнь после смерти. Через посредничество Иисуса Христа отдельный человек может быть оправдан от личных грехов, если он сам к этому приложит усилия. Искупление является результатом совместной работы Бога и человека. После смерти человек становится причастным к различной степени божественной славы. Согласно доктрине мормонов существует три степени славы с разными видами своих «наград»: 1) подземная; 2) земная; 3) небесная.
В Бюллетене N60(220) Государственной Думы Российской Федерации от 4 декабря 1996 г. Даётся следующая оценка «Церкви Иисуса Христа Святых последних Дней»: «Несмотря на название и использование христианской терминологии, учение мормонов, по единодушному мнению всех традиционных христианских конфессий, не только не имеет ничего общего с христианством, но и отрицает все двадцативековой христианство в целом. Эта секта… действует в России в атмосфере самой строгой секретно-сти. Поэтому мы меньше всего знаем об истинных целях и формах их деятельности в нашей стране. В документах, недавно представленных сектой в совет по взаимодействию с религиозными организациями при Администрации Президента Российской Федерации, сообщалось о том, что мормоны с начала 90-х годов ввезли в Россию и распространили гуманитарную помощь на сумму 14 миллионов долларов США. Представляется, что гуманитарная помощь на такую громадную сумму не могла пройти незамеченной. Тем не менее о мормонской помощи в России мало кто слышал. Резонно поставить вопрос: если эта цифра достоверна, то куда же пошли эти деньги?
Требует больших затрат и вызывает большое беспокойство активная работа мормонов в российских архивах. Следует отметить, что тайные храмовые обряды мормонов и их учение о спасение тесно связаны с генеалогическими исследованиями, которыми занимается ЦИХСПД. В мормонских храмах производятся строго секретные «храмовые таинства» для живых и умерших (крещения, бракосочетания и другое), после чего и те и другие становятся, по учению секты, мормонами. Имена усопших включаются в списки для мормонских таинств заочно, без запроса о согласии на то родственников покойного. Отмечу, что каждый живой мормон может иметь бесчисленное количество мертвых жен, с которыми он заочно бракосочетался в своем храме . Все члены секты, помимо непосредственной «миссионерской работы», постоянно заняты поисками новых архивных имен и данных для заочного «омормонивания» как можно большего количества людей. Специальные команды мормонов изучают государственные архивы, музейные и университетские коллекции документов, архивы городских управ, записей актов гражданского состояния и церковных приходов по всему миру. Все отснятые архивные микрофильмы попадают в мормонское хранилище для вечного содержания, становясь их собственностью … Удобным поводом для того, чтобы соответствующие инстанции заинтересо-вались деятельностью мормонов, может послужить прямое нарушение ими основ законодательства. Мы знаем, что они арендуют школы и другие учебные заведения для проведения своих богослужебных собраний. Так, в Москве они проводили богослужения в средней школе N 36 (на территории Зачатьевского женского монастыря) и в помещении музыкального техникума на станции метро «Улица 1905 года». Думается, в провинциальных городах мормоны арендуют учебные заведения гораздо более широкомасштабно, чем в Москве» .
Особое внимание мормоны обращают на свой внешний вид. Адепты «Церкви Иисуса Христа Святых последних Дней» чисто и аккуратно одеваются, воспитывают в себе хорошие манеры, интеллигентны, вежливы, грамотны. Однако, в тайне от немормонов содержится тот факт, что те из последователей Д. Смита, которые прошли ритуал особого посвящения, обязаны носить нижнее белье с изображением некоторых масонских сим-волов. Усердие представителей мормонов в совершенствовании этих качеств исходит из их учения, которое гласит, что человек является «богом в зародыше» и конечная их цель - путем личного совершенствования двигаться дорогой прогресса вверх и на финише стать равными Богу, то есть, постепенно «врастать» в небесное Царство или создавать своё небесное Царство.
У мормонов принято принимать крещение вместо умерших. Действи-тельно и необходимо для спасения мормонов только крещение. Кроме крещения для умерших предков возможно также замещающее возложение рук и запечатление. Для проведения этих актов должны быть даны точные данные умерших. Отсюда объясняется то усердие, с которым мормоны изучают свое генеалогическое древо. С 1894 года Библиотека Семейной Истории (Family History Library) в американском городе Солт-Лейк-Сити, созданная мормонами, собирает и обрабатывает данные из метрических книг, переписей населения и других документов, содержащих имена людей, прежде живших на земле. Эти имена необходимы мормонам для таинственных посвящений людей в адепты их культа в своих храмах, вход в которые «посторонним» (не мормонам) запрещен. Мормоны заочно включают в ряды своего культа умерших, пополняя списки своей организации миллионами усопших людей различных национальностей, вероисповеданий и убеждений (включая атеистов). Эта скрытая от непосвященных работа сопровождается широкомасштабной деятельностью мормонов по созданию единого «Всемирного Центра Генеалогии», контролируемого организацией «Святых последних дней». С 1992 г. мормоны стали активно работать с Архивными Управлениями России, Белоруссии, Украины, Грузии, Армении с целью копирования (микрофильмирования) архивных документов. Заключив контракт с Государственной архивной службой России, мормоны получили доступ к архивам Астрахани, Тулы, Твери, Тобольска, Казани и скопировали множество метрических книг (православных, католических, лютеранских) и других документов. Полученные из российских архивов копии становятся уже собственностью Корпорации Президента мормонов, которые затем уже предоставляются исследователям родословий через его собственную генеалогическую структуру за определенную плату .
Богослужение у мормонов напоминает протестантское и основано на проповеди, чтении и исполнении гимнов. В Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США стоит главное мормонское капище, увенчанное шестью башнями и золоченой статуей «ангела Морония», указавшего основателю Церкви Иисуса Христа Святых последних дней место, где спрятана «Книга Мормона».
В храмы вход для немормонов закрыт, и даже не каждый мормон может зайти в их внутреннее помещение. Есть помещение для посетителей, где вас примут и покажут картинки, но в храм вас не пустят. Сами мормоны удостаиваются этого лишь по рекомендации двух лиц: президентов прихода (отделения) и кола, и ее надо еще заслужить: быть на хорошем счету, регулярно платить десятину, соблюдать «Слово мудрости», помогать «церкви» разными способами и т. д. Есть и возрастной ценз: участник храмовых церемоний должен достичь сознательного возраста —18 лет. При храме происходят посвящения в подлинные мормоны, а также брачные церемонии, называемые мормонами «запечатление брака», после чего мормон может претендовать на свою планету. Собственно, в храме проводятся три тайных церемонии: «наделение» («endowment», русские мормоны называют его «облачение»), «запечатление брака» и «заместительное крещение». Крестить и бракосочетаться можно и вне храма (но имея за душой лишь вне храмовое бракосочетание, мормон ни за что не попадет в высший круг целестиального царства, то есть не станет богом и не заполучит своей планеты) .
Все храмовые церемонии были разработаны Дж. Смитом после 1842 г. Известно, что 15 марта 1842 г. Джозеф Смит стал членом масонской ложи в Наву. В1840 г. многие масонские ложи штата Иллинойс объединились в так называемую «Великую ложу» с штаб-квартирой в Спрингфилде. Несколько руководящих мормонов, которые еще ранее стали «вольными каменщи-ками», обратились к тогдашнему ее гроссмейстеру Абрахаму Джонасу с просьбой санкционировать учреждение в Наву местной ложи. В октябре 1841 г. последовало разрешение устраивать местные собрания, а 15 марта 1842 г. гроссмейстер лично явился в Наву, чтобы торжественно открыть новую ложу в служебных помещениях Джозефа Смита .
Подводя итоги, можно говорить о том, что в XIX в. возникают первые новые религиозные объединения, к которым относится «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней». Вероучение мормонов представляло собой синкретическое учение, ставшее в последствии отличительной чертой многих религиозных новообразований. Так, например, мормоны взяли у буддистов идею реинкарнации, у язычников веру в волшебство и магию, веру в злых и добрых духов, у христиан - веру в чудеса и изгнание дьявола, у евреев - теократическое управление, у баптистов крещение по достижении зрелого возраста, у пресвитериан - обычай голосования всех церковных вопросов и, наконец, у мусульман - воспрещение горячих напитков. Кроме того, именно у мормонов появляется идея о том, что после смерти человек становится причастным к различной степени божественной славы. Согласно доктрине мормонов существует три степени славы с разными видами своих «наград»: 1) подземная; 2) земная; 3) небесная.