Новые реалии российской политики в ходе событий «Арабской весны»
В 2011 году позиция России в отношении стран Северной Африки и Ближнего Востока не было чёткой и последовательной: высказывания первых лиц государства часто расходились с официальным заявлением МИДа, что создавало неопределённость будущих шагов РФ в отношении процессов Ближневосточного региона. Это широко отражалось в настроениях гражданского населения государств арабского мира и прежде всего в средствах массовой информации. Россия в самом разгаре арабской весны в 2011 году выступила в качестве наблюдателя в случаях с Египтом, Тунисом, Йеменом, Бахрейном и другими государствами, где произошли выступление оппозиции. Ливия стала первым государством, где политическая и военная обстановка создала прецедент: во внутренний конфликт были вовлечены ВС иностранных государств путём принятия Резолюции №1973 Совета Безопасности ООН о вторжении в Ливию. В тот момент Россия упустила уникальный шанс показать свою позицию, решить ливийский конфликт по другому сценарию, в данном случае Москва заняла нейтральную позицию в голосовании по Резолюции.
На тот момент Россия не просто оценивала ситуацию, а предлагала свои варианты решения конфликтных ситуаций. В сентябре 2011 г. РФ и Китай разработали и внесли на рассмотрение пакет резолюций по Сирии, обновлённый с учётом результата происходящих событий. Цель документа: прекращение насилия, оказывать давление на всех участников конфликта, чётко отделять политическую оппозицию от экстремистов, поддержать миротворческую миссию ЛАГ и начать многосторонний диалог с участием всех сирийских групп. Однако это предложение России и Китая не смогло реализоваться. В январе 2012 г. Москва обновила проект этой резолюции, он также оказался неприемлемым для западных партнеров.
В последующем категорический отказ России от присоединения к иностранным контингенту, планом которого было военное вмешательство во внутренние дела Сирии, стал серьезным «яблоком раздора» в отношениях с ведущими государствами Европы, монархиями Персидского залива и США.
Особенно на примере Катара, Саудовской Аравии видно, что политика этих государств по отношении к России преследовало весьма негативные формы: давление на официальных лиц РФ в этих государствах и осуществления актов вандализма в отношении российских диппредставительств. Похожая ситуация произошла в Ливане 5 февраля 2012 г., где прошла демонстрация осуждения режима Б. Асада и его союзников, в том числе и России[17]. А в Ливии около двухсот сирийцев ворвались в посольство России в столице Триполи, скинув российский триколор, подняли над зданием флаг сирийской оппозиции.
В ходе прорастания сирийских протестов в гражданскую войну Москва несколько раз блокировала в Совете Безопасности ООН резолюцию с осуждениями сирийских властей. Недовольство западных государств и Соединенных Штатов итогами голосования показала, насколько принципиальное различие существует в позициях по поводу сохранения региональной безопасности и путях решения региональных вопросов у них и у Российской Федерации. По мнению президента Института Ближнего Востока Е. Я. Сатановского, единственная цель, которую в данном случае преследуют США и страны, их поддерживающие (Турция, Франция, Израиль и др.), - это свержение неугодного президента Асада[18]. Несмотря на это Россия смогла дипломатическими инструментами избежать нового военного вмешательства в арабское государство и, в целом, снизить возможность конфронтации со сторонниками оппозиционных (в том числе исламистских) групп в Сирии, а также Россия стала важным политическим партнером на ближневосточном регионе, мотивация которой все же была услышена.
Спецпредседатель ООН в Сирии Лахдар Брахими согласился с позицией России о необходимости решать сирийский кризис на основе Женевских договоренностей и мирного плана, на котором настаивала Москва.
Своими успешными дипломатическими мерами: контактами российских дипломатов с властями Сирии и одновременно с сирийской оппозицией; началось выравнивание отношений с враждебными власти Б. Асада странами, деятельность в ООН, обсуждение сирийского вопроса на самом высоком уровне – Россия показала свои намерения найти оптимальные выход из положения. США и Европейские государства открыто поддерживали оппозиционные силы и осуждали «авторитарный» режим Б. Асада, тем самым не делали шагов по мирному урегулированию Гражданской войны в Сирии, настояв на иностранном вмешательстве. Региональные игроки не были готовы к решающим действия для урегулирования сирийского конфликта, тем самым взяв ответственность за последующую ситуацию. Всё это давало хороший шанс для Российской Федерации стать государством-миротворцев в сирийском конфликте, выражать однозначно свою позицию по сирийскому вопросу. Так Президент Путин предложил рассмотреть проблему сирийского химического оружия путём изъятия. 28 сентября 2013 г. СБ ООН по инициативе России принял Резолюцию о передаче химического оружия в Сирии под международный контроль, продемонстрировав своё единство и переведя ситуацию в международно-правовое поле.
В 2013 г. дипломатическая активность Москвы в Арабском мире существенно увеличилась: в феврале состоялось заседание российско-алжирской рабочей группы по противодействию международному терроризму, а также состоялся визит в Алжир министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова. 19 февраля в Москву прилетел с визитом король Иорданского Хашимитского Королевства Абдалла II, с которым президент РФ обсудил наиболее важные вопросы. 20 февраля В.В Путин провёл встречу с главой Курдского автономного района Ирака М. Барзани. В этот же день прошла первая сессия Российско-Арабского форума сотрудничества на уровне министров.
Массовые протестные движения существенно преобразовали политический ландшафт арабского сегмента Ближнего Востока. В конечном счете, они обусловили необходимость для России выработать концепцию её репозиционирования в большинстве арабских стран региона.Надо также осознавать, что возможности России для широкого манёвра в регионе капиталами и средствами явно ограничены[19]. Кроме того, ближневосточные устремления Российской Федерации естественным образом наталкиваются на противодействие Запада и расширяющееся влияние Китая, уже занявших ведущие ниши в арабском топливно-энергетический комплекс. Дальнейшее развитие экономической ситуации в арабском мире будет зависеть в первую очередь от политической стабильности, принятия постоянных конституций и проведения социально-экономических реформ, являющихся важным гарантом управляемости государством и решения насущных социальных проблем.
Масштаб и глубина событий и политический изменений в указанных арабских странах оказались неожиданными не только для России, но и всех крупных держав, присутствующих в этом регионе. Произошедшее, показало более низкий уровень адаптивности к изменениям в регионе со стороны России по отношению к США и странам Евросоюза, чем России. Это можно объяснить следующими факторами: мифологизированным восприятием происходящего, отсутствие гибкой идеологической конструкцией, лежащей в основе политических подходов, отсутствие наличия влиятельных союзников в регионе, таких как Саудовская Аравия и другие монархии Персидского залива, обладающих потенциалом воздействия на мусульманскую общину в целом и на исламистские партии и движения.
Последствия «Арабской весны» для РФ привели к заметному сокращению присутствия России. Примечательно, что в подобных масштабах этого удалось избежать другим крупным международным и региональным акторам – США, Евросоюзу, Саудовской Аравии и Китаю. Дело в том, что каждый из перечисленных игроков готовил и привел в действие свою «подушку безопасности», одними из которых являются установки на «распространение демократии» в мире, которая стала понятным объяснением для разворота политики Барака Обамы от поддержки прежних авторитарных режимов к поддержке и поощрению «демократического процесса» и чёткая линия на установление контактов со всем спектром политических сил в любой стране мира. Все эти страны сохраняют ключевой параметр своей «мягкой силы» – привлекательность в глазах арабского мира своей модели развития и «истории успеха», на которую можно ориентироваться.
Сегодняшняя Россия полностью утратила аналогичный ресурс, которым в прошлом обладал Советский Союз. При этом США, Евросоюз и Китай были и остаются важными источниками финансовой помощи, равно как и рынками для продукции Египта, Ливии, Туниса и отчасти Йемена. Иными словами, для стран «Арабской весны» в отличии от РФ эти международные акторы остаются первостепенными, от продуктивного взаимодействия с которыми зависит перспектива выживания и стабилизации нового режима. Отсутствия собственной «подушки безопасности» в потрясаемых событиями Тунисе, Египте, Ливии и Йемене привело к обвалу значительной части «актива» России вместе с крушением режимов. К тому же, Российское государство никогда не было крупным потребителем продукции североафриканских стран (скорее наоборот, было их конкурентом на рынке углеводородов Европы и Китая), равно как не было и в числе значимых поставщиков своей продукции на эти рынки. Ее присутствие в гуманитарной сфере (образование, медицина, спорт) этих стран давно сведено к малозначимым величинам.
Для российских экономических интересов процессы, происходящие в арабском мире, оказали как отрицательные, так и положительные результаты. К отрицательным можно отнести вытеснение российского бизнеса из стран, где оппозиционные силы одержали победу при поддержке западной коалиции. В то же время падение тех арабских режимов, которые в большей степени ориентировались на США (например, Х.Мубарака в Египте), может привести к изменениям внешнеполитической ориентации этих стран, что открывает для России новые возможности. Об этом свидетельствует недавний визит В.В. Путина в Египет, где были обговорены различные направления российско-египетского сотрудничества. При этом, следует учитывать неопределенности и высокий риск новых социально-экономических потрясений, России пока не следует инициировать новые крупные торговые и инвестиционные проекты с арабскими странами.
Возникшие проблемы для России во многом связаны с преобладающей в нашей стране интерпретацией причин «Арабской весны». Они традиционно представляются в России результатом воздействия со стороны США и ведущих европейских государств» в духе «Холодной войны», как очередная версия «цветной революции» или «внешнего вмешательства террористических групп», где исламисты играют важное значение. Второй причиной является, так называемый, «ливийским синдромом», т. е. трактовка действий НАТО и Лиги арабских государств (ЛАГ) в ливийском кризисе как «неправомерных и недопустимых», следствием чего становится абсолютизация установки на недопустимость любого внешнего вмешательства во внутренний конфликт (в частности, в Сирии). Следствием вышеуказанного проявляется ухудшение имиджа России в большинстве арабских странах (как на уровне элит, так и в гражданском обществе), где Россию не всегда обоснованно воспринимают как «защитника ненавистных авторитарных режимов». Также арабская публика считает, что с Россия в основном делает ставку на правящий режим (доминирующую группировку), причём с недостаточным политико-идеологическим обоснованием для расширения «круга общения» как в самих элитных группах арабских стран, так и среди оппозиционных сил. К этому следует добавить многолетние проблемы в отношениях России с умеренными исламистами, в частности, организациями, связанными с «Братьями-мусульманами». Российская политика на Большом Ближнем Востоке практически полностью унаследовала «советскую модель» ближневосточной политики: восприятие региона местом противостояния СССР/России с США и Западом, попыткой сохранить ставки на «своих союзников», а это сильно препятствует обретению Россией новых союзников-партнеров в изменившихся условиях; ощутимым влиянием внутриполитических (внутрироссийских) факторов при формировании подхода к ряду конфликтных ситуаций в арабских странах. Например, избирательные кампании в России в конце 2011 - начале 2012 гг. существовали лозунги в духе антиамериканизма, антизападничества, которые объективно затрудняли формулирование более гибкого подхода к кризису в Сирии, воспринимавшейся на той волне как «форпост обороны России от агрессивного Запада».
Эти причины затрудняют разработку гибкого подхода России, способного сохранить и даже увеличить ее присутствие и влияние в арабских странах, которые подверглись политической трансформации. В первую очередь, речь идет о Египте, Тунисе, Ливии и Йемене Существует определенный механизм для реализации позитивных сценариев развития отношений России с указанными арабскими странами. Последствия продолжающегося противостояния сторон в Сирии пока ограничивают возможности для реализации позитивных сценариев для российской политики в указанных странах, объективно следует пересмотреть некоторые важные элементы парадигмы восприятия произошедшего, что также сыграет положительную роль и в формулировании подхода России к сирийской проблеме (тема Сирии выносится за пределы данного доклада, поскольку должна стать предметом отдельного аналитического исследования).
Допущенные ошибки внешней политики России, в предыдущие годы, заключаются, в множестве факторов: ближневосточный вектор РФ ориентирован изначально только на взаимодействие с правящими режимами (практически исключались контакты с любыми оппозиционерами, включая и когда-то «идеологически близких», лишен концептуально-информационной гибкости, в последнее десятилетие вернулся к доминирующей линии на противостояние со странами НАТО (т. е. к модели традиционной советской политики); имеет ограниченную сферу успешного взаимодействия – главным образом это военно-техническое сотрудничество (ВТС), которое также замыкает сотрудничество России только на государственные структуры в этих странах (включая и коррупционную составляющую такого бизнеса), создает видимость причастности к политическим процессам там, равно как провоцирует негативное восприятие у антиправительственных групп («Россия вооружает диктаторов»).
Очевидно, российский частный бизнес и гражданское общество (в сравнении с Западом) слабы и не проявляют интереса к арабскому миру. Вместе с тем, не следует говорить о «полной утрате» Россией своих позиций в указанных арабских странах. Полезно учесть, что в последние годы связи РФ с Ливией, Тунисом, Йеменом, были на невысоком уровне, за исключением Египта, куда был адресован визит президента РФ В.В. Путина. Стоит также вспомнить, что отношения нашей страны с Каддафи, Салехом не раз переживали периоды глубоких спадов. Поэтому вряд ли целесообразно брать за точку отсчета наилучшие, «пиковые» показатели.
Нужно учитывать, что международная и региональная политика стран «Арабской весны» только формируется. Внешние «игроки» еще не в полной мере проявили себя. Это касается в первую очередь стран Запада. Одно дело – поддерживать протестные движения, другое – выстраивать «на равных» отношения с арабскими странами. Всё это дает определенный шанс России, которым важно оперативно и умело воспользоваться.
Как особый фактор следует выделить отношение российских властей к организациям и движениям умеренных исламистов, а также к феномену «Арабской весны». Группировки типа «Братьев-мусульман» находятся в России под судебным запретом как террористические. А события «Арабской весны» до сих пор трактуются в официальных кругах и ведущих СМИ как «спровоцированные Соединенными Штатами» и «антидемократические» по своей природе. Эти официальные трактовки по-прежнему (уже вне избирательных кампаний в России ноября 2011 – марта 2012 гг.) транслируются на ближневосточную аудиторию соответствующими государственными медиа-ресурсами. Причем зачастую уже в ином контексте, а именно обострения противостояния между Россией и Западом по различным
направлениям, в том числе по Сирии, когда постоянно воспроизводится тема «легитимности» власти и избирательных процессов.
Российская сторона по-прежнему предпочитает апеллировать к феномену «Арабской весны» как к негативному примеру «цветных революций», что не может не порождать недоверия и раздражения у новых элит. С учетом вышеизложенного ближневосточная политика РФ воспринимается в регионе как производная от внутрироссийских проблем (например, в контексте борьбы российских властей с угрозой «цветных революций») , как производная от глобального противостояния России с США и Евросоюзом («Россия борется с Западом, а не выстраивает стратегические отношения с Ближним Востоком»).Эти черты ближневосточной политики РФ препятствуют оперативности реакции на события и ограничивают «креативность» долгосрочных решений.
Для полного возвращения России на Большой Ближний Восток требуется несколько базовых инструментов. Первый – постоянное членство в Совете безопасности ООН с правом вето. второе – остаточное присутствие в сфере ВТС в указанных странах. третий – возможность альтернативной Западу идентификации, включая и религиозные (наличие в России как ислама, так и православия – конфессии, восходящей к греческой традиции, как и большая часть ближневосточных христианских церквей), четвёртый– посредническая вовлеченность официальная и де-факто в сферу палестино-израильского мирного урегулирования. пятый – серьезные финансовые ресурсы. Речь может идти как о частных инвестициях, так и государственном кредитовании. потенциал для проактивной и продуктивной политики России в регионе есть[20], но он не может быть в полной мере задействован до завершения кризиса в Сирии и снижения напряженности вокруг этой страны. К последним инструментам можно отнести следующие: определить реальные рамки сохранения и наращивания военно-технического сотрудничества с обновленными элитами, представить арабским монархиям Персидского залива российские предложения по сотрудничеству в создании объектов мирной атомной энергетики (такие планы в этих странах появились в противовес Ирану), выступить с инициативой расширения приема арабских студентов в российские вузы, учитывая низкие показатели товарооборота, провести анализ возможностей и трудностей российских предприятий в продвижении своей продукции на рынки арабских стран (по линии Минэкономразвития и Минпромторга).
Заключение
Целью данной курсовой работы было дать качественный анализ внешней политики России в начале 21 века на Большом Ближнем Востоке, а также соотнести её с серией протестов и демонстраций по всему арабскому миру.
Для этого было поставлено несколько задач, расскрытие которых было полностью выполнено.
Если говорить про первую задачу, то следует сказать, что основной причиной «Арабской весны» стала социально-экономическая стагнация в государствах Северной Африки и Ближнего Востока. Речь идет скорее не о снижении роста ВВП или координальном росте инфляции, а о неграмотной экономической политики государств, не учитывающей роста количества безработной молодежи и их уровня жизни. Это было использовано определенными политическими группами для достижения своих целей.
события «арабской весны» получили качественно новый толчок в развитии именно благодаря СМИ, которые, используя спутниковые телеканалы, интернет, вели пропаганду среди населения, координировали манифестаций. Это стало отличительной чертой данных событий и привело к возникновению нового вида протестных движений.
В следствие неграмотной экономической политики отдельных государств в отношении своего населения, появились и другие причины: нельзя упускать из виду тот факт, что данные события были использованы отдельными государствами региона для достижения своих внешнеполитических целей. Так, например, Саудовская Аравия и Катар использовали события «арабской весны» для снижения роли в регионе своих конкурентов в борьбе за экономическое и политическое лидерство. США ….
Экономич и политич последствия
во-вторых, охарактеризовать действия России в странах Магриба и Ближнего Востока в 2000-е гг.; Политика России в 2000-е гг. оказалась не такой результативной, несмотря на важную роль РФ в посредничестве урегулирования палестино - израильского конфликта и попытки остановки боевых действий в Ираке, так как приоритетом внешнеполитических интересов стал европейский вектор. Нужно сказать, что значительно улучшились отношения с арабскими странами: после падения СССР арабские партнеры ощутимо почувствовали его отсутствие в регионе, что было обусловлено рядом конфликтов в 90-е годы XX века. Поэтому подписания соглашений в сфере ВТС, нефтегазового сотрудничества, наукоёмких областях заметно повысили авторитет РФ на Большом Ближнем востоке, хотя проблема возвращения арабских долгов была решена только частично путём кооперации в других сферах партнёрства.
в-третьих, определить, на какие сферы интересов РФ в регионе повлияла «Арабская весна», и какие проблемы и последствия она вызвала для России. Революционные события в целом негативно отразились на политическом присутствии России в странах
Для российских экономических интересов процессы, происходящие в арабском мире, будут иметь как отрицательные, так и положительные последствия. К числу отрицательных можно отнести вытеснение российского бизнеса из стран, где оппозиционные силы одержали победу при поддержке западной коалиции. В то же время падение тех арабских режимов, которые в большей степени ориентировались на США (например, Х.Мубарака в Египте), может привести к изменениям внешнеполитической ориентации этих стран, что открывает для России новые возможности. При этом, учитывая неопределенности и высокий риск новых социально-экономических потрясений, России пока не следует инициировать новые крупные торговые и инвестиционные проекты с арабскими странами
Список литературы
1. Фитуни Л.Л., “Арабская весна”: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — ¹ 1 и Фитуни Л.Л., Технологии управления протестным потенциалом на Ближнем Востоке //Азия и Африка сегодня. — 2011. — ¹ 11.
2. http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
3. http://www.aif.ru/dontknows/1236529
4. http://www.rosbalt.ru/main/2012/02/05/942048.html
5. http://www.interfax.ru/world/287666
6. http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-prichiny-i-posledstviya-arabskoy-vesny
7. http://www.perspektivy.info/book/arabskaja_vesna_itogi_i_perspektivy_2012-04-19.htm
8. И.С. Иванов, «Россия и «новые элиты» стран «Арабской весны»; возможности и перспективы взаимодействия»
9. М.А. Сапронова«РОССИЙСКО-АРАБСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДО И ПОСЛЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»
10. Исаев Леонид Маркович ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В АРАБСКИХ СТРАНАХ: ОПЫТ ОЦЕНКИ И ТИПОЛОГИЗАЦИИ
11. Абрамова И.О. Социально-экономические особенности африканской урбанизации (на примере Египта) //Проблемы современной экономики. — 2009. — ¹ 3. — С. 118-124
12. Высоцкий А.М. Ближний Восток: На пути к ближневосточному балансу.//Азия и Африка сегодня № 10.,2011.-с.10-14.
13. Волович А.А., О планах демократизации Большого Ближнего Востока//Институт Ближнего Востока, [Электронный ресурс] URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/19-08-04.htm
14. Катар и Саудовская Аравия решили обеспечить свою безопасность, применив к соседям стратегию «управляемого хаоса» // Эксперт, 2012, август. [Электронный ресурс] URL: http://m.expert.ru/expert/2012/31/
15. Подцероб А.Б. Тунис: Салафитская угроза//Институт Ближнего Востока. 2012. URL: http://www.iimes.ru/?p=16116
16. Подцероб А.Б. Арабская смута: роль пропаганды и современных информационных технологий//Институт Ближнего Востока. 2012. URL: http://www.iimes.ru/?p=15619
17. Географический справочник «О странах»// [Электронный ресурс] URL: http://ostranah.ru
18. Статистика стран мира: экономика, численность населения, государственное устройство стран мира, [Электронный ресурс] URL: http://iformatsiya.ru/tabl/459-statisticheskie-dannye-stran-mira-za-2010-god.html
19. Россия и «новые элиты» стран «Арабской весны»: возможности и перспективы взаимодействия
Приложение
Так, за последние полтора года резко ухудшилось и без того сложное экономическое положение арабских стран, не входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), объединяющий шесть арабских монархий. Более того, замедление темпов роста экономики Евросоюза может оказать существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в Марокко, Тунисе и Египте, поскольку для этих стран Европа является основным торговым партнером (более 60% экспорта), источником поступлений от туризма (80–90%) и прямых иностранных инвестиций (80%). Более 60% переводов трудовых мигрантов в Марокко и Тунис осуществляется именно из стран ЕС.
В этих условиях национальные правительства не смогут увеличить социальные расходы для стабилизации ситуации в своих странах.
В первой половине 2012 года ситуация в этих странах оставалась сложной. С одной стороны, действующая в них модель экономического роста не способна решить ключевую социальную проблему — снижение безработицы. По оценкам МВФ, в ближайшие 10 лет им необходимо создать от 55 до 70 млн рабочих мест, прежде всего для молодежи. С другой — политические силы и экономические элиты этих стран сосредоточены на борьбе за власть и не способны создать новую модель роста за счет структурных реформ в экономике.
В силу указанных обстоятельств восстановление социальной и политической стабильности в группе арабских импортеров нефти будет во многом зависеть от соглашений с кредиторами, в первую очередь с иностранными государствами.
Что касается арабских стран — экспортеров нефти, не входящих в ССАГПЗ (Алжир, Ирак, Йемен, Ливия, Судан), то тенденции их экономического развития также остаются крайне неустойчивыми.
Экономическая ситуация в Йемене, по оценкам международных экспертов, находится в состоянии коллапса. Половина населения живет ниже уровня бедности, безработица выросла до 35%, более 40% детей страдают от острого недоедания. И в связи с усилением межплеменного соперничества, сепаратистских настроений на юге и активизации «Аль-Каиды» экономическое положение в этой стране будет только ухудшаться.
Высок риск, что такое развитие событий станет причиной дестабилизации внутриполитической ситуации и в ключевом государстве региона — Саудовской Аравии.
Доходы от экспорта углеводородов оставляют этим странам пространство для маневра в проведении структурных экономических реформ. Однако, учитывая их сложное внутреннее положение, в настоящее время у действующих режимов, скорее всего, отсутствует необходимая политическая воля для проведения реформ.
Здесь следует отметить стремление США «оседлать» происходящие в арабском мире процессы и по возможности использовать их для сохранения или даже укрепления своих экономических позиций в регионе.
По мнению экспертов «Рэнд корпорейшен», до 2011 года у США не было серьезных рычагов экономического воздействия на арабские страны — экспортеры нефти (за исключением Ирака). Поэтому американскому правительству рекомендуется усилить влияние на эти страны через двусторонние переговоры и международные институты. В частности, отмечается необходимость содействовать «большей открытости экономики Саудовской Аравии» через механизмы «большой двадцатки».
В отношении стран — импортеров нефти США имеют больше рычагов влияния ввиду их растущей зависимости от внешней финансовой помощи.
В ближневосточной политике Вашингтон делает ставку на реанимацию своей идеи Большого Ближнего Востока, предложенную еще в 2004 году на саммите в Си-Айленде (США). Тогда американская инициатива предполагала проведение широких политических, демократических и экономических реформ в регионе в обмен на масштабную финансовую помощь Запада. Цель этих действий — создать новую экономическую и политическую модель региона для снижения уровня нестабильности, радикализма и территоризма, учитывая, что исходящие оттуда угрозы представляют опасность и для Запада.
Можно предположить, что в ближайшем будущем США смогут расширить набор рычагов политического и экономического влияния на арабские страны, однако в дальнейшем, по мере ужесточения условий предоставления американской экономической помощи, негативное отношение арабского населения к США будет, скорее всего, усиливаться, особенно на фоне ухудшения социально-экономической ситуации в регионе. Вполне возможно, что некоторые национальные правительства даже попытаются переложить ответственность за провалы в экономической политике и свои непопулярные решения на Запад, и в первую очередь на США. А радикальные исламисты объявят навязанные экономические реформы вызовом мусульманской цивилизации. Подобное развитие событий может придать дополнительный импульс росту экстремизма в регионе. За прошедший год социальное положение молодежи не изменилось, напряжение в арабском обществе растет, и вероятность второй революционной волны и прихода к власти радикалов исключать нельзя.
Для российских экономических интересов процессы, происходящие в арабском мире, будут иметь как отрицательные, так и положительные последствия. К числу отрицательных можно отнести вытеснение российского бизнеса из стран, где оппозиционные силы одержали победу при поддержке западной коалиции. В то же время падение тех арабских режимов, которые в большей степени ориентировались на США (например, Х.Мубарака в Египте), может привести к изменениям внешнеполитической ориентации этих стран, что открывает для России новые возможности. При этом, учитывая неопределенности и высокий риск новых социально-экономических потрясений, России пока не следует инициировать новые крупные торговые и инвестиционные проекты с арабскими странами. На данном этапе важно держать руку на пульсе быстро развивающихся событий и делать акцент на налаживании и развитии контактов со всеми ведущими политическими силами, отказавшись от жесткой бескомпромиссной поддержки одной из них и оказывая дозированную гуманитарную помощь странам на двусторонней основе.
ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ № 4 (13) 2012
http://www.moskvam.ru/publications/read/?publication=828
[1] [1] Фитуни Л. Л. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» // Проблемы современной экономики. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-prichiny-i-posledstviya-arabskoy-vesny (дата обращения: 29.11.2013).
[2] Фитуни Л. Л. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» // Проблемы современной экономики. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-prichiny-i-posledstviya-arabskoy-vesny (дата обращения: 29.11.2013).
[3] Фитуни Л.Л., “Арабская весна”: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. — 2012.
[4] Львов П.П., ««Арабская весна» расползается в виде терроризма» − 2013.
[5]http://ru.journal-neo.org/2013/04/03/the-economic-challenges-of-the-arab-spring/
[6] http://www.kommersant.ru/doc/2275899
[7] Юнгерр А.Роль социальных сетей в организации «арабской весны»
[8] Фэллон Дж. «Арабская весна»: ожидания и реальность//РСМД. 2013. URL: http://russiancouncil.ru/inner/index.php?id_4=2443#top
[9] : Нечитайло Д.А «Салафиты Туниса» − 2013
http://www.iimes.ru/?p=16819 2
[10] http://www.mid.ru/Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3
[11] http://www.idmedina.ru/books/materials/rmforum/3/umma_salahov.htm
[12]
[13] http://www.vestifinance.ru/articles/29757
[14] Middle East and North Africa http://www.mena.org.eg/#ad-image-0
[15] http://www.finmarket.ru/main/article/3205598
[16] http://www.interfax.ru/world/287666
[17] http://www.rosbalt.ru/main/2012/02/05/942055.html
[18] Газета «Аргументы и факты» http://www.aif.ru/dontknows/1236529
[19] М.А. Сапронова«РОССИЙСКО-АРАБСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДО И ПОСЛЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»
[20] Россия и «новые элиты» стран «Арабской весны»: возможности и перспективы взаимодействия http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1425#top-content