Вопрос 71: Основания юридической ответственности. Основания, исключающие юридическую ответственность

Выделяют два основания ЮО: фактическое – ЮО может наступить только за поступки. Этот поступок квалифицируется как правонарушение в единстве своих основных признаков (признаки субъективного и объективного характера). Эти признаки нашли свое отражение в конструкции правонарушения как сложного юридического факта – состав правонарушения.

Юридическое основание – норма права, в которой закреплены признаки состава. Но этого не достаточно, т.к. ЮО в процессе реализации должна быть индивидуализирована, вторым юр. основанием выступает – акт применения права.

Состав правонарушения.

Субъектом правонарушения может быть деликтоспособное физическое лицо или организация.

Объектом правонарушения является то, на что направлено оно, т.е. ценности и блага, которым правонарушением нанесен ущерб.

Объективную сторону характеризуют: внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними.

Субъективная сторона: вина – психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его результату. Степень вину определяется предвидением или непредвидением виновным последствий своего деяния, его отношением к деянию и его последствиям. Вина может выступать в форме умысла или неосторожности.

Однако, имеются обстоятельства, исключающие ЮО. Любой дефект в составе правонарушения является обстоятельством, исключающим ЮО, т.е. она вообще не возникает. Это: необходимая оборона, крайняя необходимость, невменяемость, отсутствие общественной опасности, малозначительность, задержание лица, совершившего преступление, обоснованный риск, выполнение приказа, физическое или психическое принуждение, казус.

Вопрос 72: Правовое и государственное принуждение. Меры государственно-правового принуждения и санкции правовых норм.

Государственное принуждение – специальная деятельность компетентных органов государства, обладающих или наделенных для этой деятельности материальными средствами, заключающаяся в безусловном подчинении поведения субъектов права государственной воле и осуществляемая, как правило, в правовой форме.

Понятие государственного принуждения шире, чем понятие государственно-правового принуждения. Нет единого понятия правового принуждения. Правовое принуждение – это закрепленные в объективном праве различные меры воздействия на поведение субъектов права с целью подчинения их поведения требованиям правовых норм.

Государственно-принудительные акции могут проводиться в случаях строго обозначенных в законе. Процедура применения принуждения закреплена в нормативно-правовых актах.

Виды государственного принуждения:

Юридическая ответственность, меры штрафного характера, меры пресечения, меры защиты, профилактические меры.

Выделяются некоторые критерии их различия. Юр. ответственность выполняет основную карательную, штрафную функции и ее основанием является только правонарушение.

Меры защиты выполняют компенсационную (правовосстановительную) функцию. Их основанием выступают правовые аномалии в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, которые субъект права возлагает на себя добровольно, в рамках правоотношения.

Меры пресечения применяются для того, чтобы предотвратить вредные последствия, а в процессуальном праве – для совершения процессуальных действий. Они связаны с правонарушением.

Превентивные меры вообще не связаны с правонарушением, ни с правовыми аномалиями. Они вытекают из закона, чтобы предотвратить возможные правонарушения.

Вопрос 73: Правовое воздействие и правовое регулирование: нормативное и индивидуальное регулирование. Виды и функции индивидуального регулирования.

Правовое воздействие – это совокупность форм влияния права на общественную жизнь. Информационное воздействие, т.е. доведение до участников общественных отношений нормативной информации. Ценностно-ориентационное воздействие – воспитание у людей должного образа поведения. Правовое регулирование.

Понятие правового воздействия шире, чем понятие правового регулирования, правовое регулирование обладает юридическим механизмом.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств (механизма правового регулирования) с целью упорядочения этих отношений.

Помимо правового регулирования право оказывает влияние на всю общественную жизнь, на все общественные отношения, даже не включая МПР. Все эти направления воздействия права на общественные отношения называются правовым воздействием.

Весь процесс правового регулирования делится на два крупных вида правового регулирования.

Нормативное регулирование это первый вид правового регулирования, когда через систему общеобязательных правил поведения создается нормативная база для регулирования общественных отношений и внешне закрепляется в системе НПА.

Нормативное регулирование – это правовая регламентация общественных отношений, которая заключается: в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений; в определении субъектов права; в определении прав и обязанностей субъектов; в установлении ответственности субъектов. При нормативном регулировании создается норма права, НПА. Однако нормативное регулирование в силу своей абстрактности, не может учесть все многообразие индивидуальных особенностей будущих отношений. Нормативное регулирование опирается на главные, существенные признаки будущих отношений, следовательно, во многих случаях законодатель не завершает правило поведения, оставляет его открытым для завершения (для окончательного формирования модели поведения) в индивидуальном регулировании.

Индивидуальное регулирование – это упорядочение общественных отношений специальным компетентным органом государства при разрешении конкретного юридического дела. Индивидуальное регулирование связано с применением права и законодатель определяет три основных вида индивидуального регулирования: а) стандартное говорит о буквальном толковании норм права (адекватное); б) альтернативное – законодатель дает выбор вариантов поведения для завершения нормы, т.е. свобода выбора модели поведения; в) факультативное – дополнительное, оно по усмотрению правоприменителя применяется, но оно не является обязательным.

Виды индивидуального регулирования: субординационное – индивидуальный акт издается в одностороннем порядке компетентным органом; координационное – происходит выработка сторонами договора.

Индивидуальное регулирование является продолжением нормативного регулирования и воплощается в индивидуальном правовом акте: судебное решение, приговор, административный акт, договор.

Саморегулирование – это регулирование отношений участниками этих отношений, а не государственными органами (диспозитивные нормы в ГП). Это непосредственная реализация, сами участники выбирают поведение.

Наши рекомендации