Глава 3. основные направления
ДЕЯТЕЛЬТНОСТИ ПОЛИЦИИ
Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
Полиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Полиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. В своей деятельности полиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах полицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник полиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. Полиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.
Полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Полиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом. В решении возложенных на полицию общественной безопасности задач важная роль принадлежит службе охраны общественного порядка, осуществляющей административно-правовую защиту типичных для общественного порядка и общественной безопасности групповых и межличностных отношений от преступных и иных противоправных посягательств.
Служба охраны общественного порядка является отраслевой службой полиции общественной безопасности. Вынесение вопросов общественного порядка на первое место соответствует положениям Конституции Российской Федерации и закону «О полиции». В обеспечении общественного порядка участвуют наиболее многочисленные силы органов внутренних дел: подразделение патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности, службы полиции по охране, содержанию и конвоированию задержанных и заключенных под стражу, служба участковых инспекторов полиции и других19. Также административная деятельность полиции затрагивает вопросы предупреждения и пресечения конкретных видов правонарушений: мелкого хулиганства и иных административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, безопасность и порядок управления; нарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, вопросы предупреждения пьянства, наркомании, проституции, правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, правонарушений в сфере экономики20.
Правовой основой деятельности органов внутренних дел по осуществлению разрешительной системы является закон РФ «О полиции», в котором предусмотрена обязанность полиции обеспечивать соблюдение правил приобретения, хранения, ношения и транспортировки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, открытия и функционирования объектов по перечням, определяемым законодательством. Эта деятельность определяется иными законами, а также указами, постановлениями, ведомственными нормативными актами Министерства внутренних дел России. На уровне Министерства внутренних дел России деятельностью полиции общественной безопасности руководят: Главное управление обеспечения общественного порядка, Главное управление государственной инспекции безопасности дорожного движения, Паспортно-визовое управление.
Деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил, осуществляемая при сочетании гласных и негласных методов, представляет собой совокупность организационных и практических мероприятий, направленных на выполнение требований паспортно-регистрационной системы. В процессе реализации этих мероприятий предупреждаются правонарушения лиц, проживающих без документов или без регистрации, а также лиц, в прошлом совершивших преступления; выявляются лица, подозреваемые в совершении преступлений и скрывающиеся от органов правосудия либо проживающие по подложным или поддельным документам; производится розыск конкретных, известных органам внутренних дел и безопасности лиц, совершивших преступление, и т.д.
Непосредственное обеспечение контроля за соблюдением паспортно -регистрационных правил возлагается на руководителей подразделений паспортно-визовой службы органов внутренних дел, которые анализируют правоприменительную практику; обеспечивают планирование, сбор и анализ практики применения данных правил; разрабатывают предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений в жилищной сфере; контролируют выполнение участковыми инспекторами полиции функциональных обязанностей по рассматриваемой линии работы; проводят инструктажи и совещания с личным составом органов внутренних дел и лицами, ответственными за регистрацию; ведут разъяснительную работу среди населения22.
В практическом решении возложенных на органы внутренних дел задач по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил важная роль принадлежит участковым инспекторам полиции, которые несут полную ответственность за состояние паспортно-регистрационного режима на обслуживаемых участках. В своей работе они опираются на помощь внештатных сотрудников полиции, добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, уличных, домовых комитетов и других сил общественности.
Организационные и практические мероприятия по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил осуществляются всеми подразделениями органов внутренних дел в процессе повседневной работы и при проведении целевых мероприятий. Мероприятия по обеспечению паспортно-регистрационного режима включаются в общий план работы органа. Органы внутренних дел (полиция) контролируют, чтобы все находящиеся на обслуживаемой ими территории иностранные граждане и лица без гражданства выполняли свои обязанности, установленные законодательством о правовом положении иностранных граждан в России, соблюдали правила пребывания иностранных граждан в России, правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию России, а также действующие законы и иные нормативные акты. Органы внутренних дел (полиция) проверяют наличие у иностранных граждан разрешений на пребывание в данном пункте и паспортов.
Основным нормативным актом, определяющим требования к безопасности дорожного движения, являются Правила дорожного движения, контроль за соблюдением которых возложен на дорожно-патрульную службу. Основная задача данной службы – обеспечение дорожного движения, которое обеспечивается ее силами: специализированными полками, отдельными батальонами, отдельными ротами, отдельными взводами. В составе горрайорганов внутренних дел создаются роты, взводы, в том числе моторизированные, или группы дорожного движения. Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечении применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе мы попытались провести анализ действующего законодательства и рассмотреть основные точки зрения, касающиеся административно-правового статуса полиции в Российской Федерации.
На протяжении всего существования полиция в Российской Федерации выполняла и выполняет функции различного рода, в некоторых случаях не совсем ей свойственные, что сказывается на реализации основных функций.
Административно-правовой статус полиции определен в Российской Федерации, но в практической деятельности постоянно возникают сложности с использованием действующего законодательства.
В процессе выполнения своих функций отдельными работниками полиции допускаются серьезные нарушения действующего законодательства, что сказывается на отношении населения Российской Федерации к полиции в целом.
Я считаю что , существует необходимость дальнейшего реформированя законодательства и его стабилизация, что приведет к улучшению качество выполнения полицией ее функций.
Я бы предложил следующие меры по укреплению административно-правового статуса полиции:
1. Необходимо изменить структуру полиции, исключив из нее органы предварительного следствия, оставить только дознание, что позволит полиции заниматься непосредственно охраной жизни, здоровья, интересов и прав граждан.
2. Исключить из функций полиции несвойственное ей, что позволит высвободить силы для выполнения основных функций.
3. В целях предотвращения нарушений работниками полиции, их функциональных обязанностей необходимо усилить контроль за их деятельностью и обеспечить достаточное правовое образование сотрудников полиции.
На мой взгляд, все изложенное позволит усовершенствовать деятельность полиции в Российской Федерации, стабилизировать ее административно-правовой статус, и упрочить положение полиции в глазах общественности Российской Федерации, что имеет достаточно большое значение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М., 1996г.
2. Федеральный закон «О полиции», №3-ФЗ от 01.01.2001г. (в ред. от 01.01.2001г.)
3. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 01.01.2001г. ( в ред. от 01.01.2001 N 102-ФЗ).
4. Постатейный Комментарий к Федеральному Закону «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ./под ред. А. П. Рыжакова, Маркет ДС, 2011.г.
5. Административное право России: учеб./Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров; отв. ред. Л. Л. Попов.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект 2006г. – 359 с.
6. Административное право России: учеб./Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров; отв. ред. Л. Л. Попов.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект 2006г. С. 359.
7. Рыжаков А. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». М.:, 2011г. С.2.