Субъекты и формы правотворчества
Правотворчеством называется деятельность государственных органов, наделенных нормативной компетенцией, по принятию НПА, а также по их изменению и отмене.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:
1) непосредственное правотворчество народа (участие в референдуме, всенародном
голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
2) правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства, законодательных (представительных) органов субъектов федерации) - законотворчество;
3) правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, главы субъекта РФ, министра и др.) - подзаконное правотворчество;
4) правотворчество органов местного самоуправления - локальное правотворчество (на предприятии, в учреждении и организации);
5) правотворчество общественных организаций (профсоюзов).
6) деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров
(конституционных, между федерацией и ее субъектами, внутрифедеральных, управленческих) - договорное правотворчество.
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);
2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);
3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).
Правотворческий процесс и его стадии.
Правотворчеством называется деятельность государственных органов, наделенных нормативной компетенцией, по принятию НПА, а также по их изменению и отмене.
Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса.
Законотворческий процесс – это совокупность последовательно совершаемых действий, связанных с подготовкой и изданием закона. Включает в себя четыре основные стадии:
1.Стадия законодательной инициативы, т.е. права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны.
2. Стадия обсуждения законопроекта.
3. Стадия принятия законопроекта.
4. Стадия официального опубликования закона.
Законодательная инициатива — право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству.
Обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения ненужных положений. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;
Принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством (50+1) и квалифицированным (2/3).
Принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:
а) принятие закона Государственной Думой (. 50% + 1, не менее 2/ 3 );
б) одобрение закона Советом Федерации;
в) подписание закона Президентом РФ (14 дней).
Опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ).
Юридическая техника.
Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств и способов подготовки, составления и упорядочения правовых актов и иных юридических документов, применяемая в целях их совершенствования и повышения эффективности.
Главной задачей юридической техники является рационализация юридической деятельности, достижения простоты и ясности в написанных документах, единообразия, совершенствования языка правовых норм.
Юридическая техника подразделяется на следующие виды:
1. законодательная правотворческая техника – это совокупность средств, приемов и прав составления и оформления нормативных актов. Имеет 2 цели: регулировать общественные отношения, сделать НПА понятными для лиц, которым они адресованы.
2. техника систематизации НПА. НПА систематизированы по следующим признакам:
1) по форме предложения, в котором выражена норма;
2) по степени обобщенности: а) абстрактный способ изложения; б) казуистический способ изложения;
3) по степени полноты изложения нормы (прямой, ссылочный, бланкетный).
3. техника учета НПА. В настоящее время применяются 3 способа учета: журнальный учет,
карточный учет, учет с помощью ЭВМ.
4. техника индивидуальных правовых актов.
Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Все это достигается с помощью технических средств. К техническим средствам относятся юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, предусматривающее определенное сочетание субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, наказаний и т.д.).
При составлении документа необходимо придерживаться установленных технических правил. К техническим правилам относят: ясность, четкость и простоту языка правовых актов; последовательность в изложении юридической информации; взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
Использование технических правил осуществляется техническими приемами. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть – преамбула, общая часть и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.п.).