Институт прав человека в россии
1. Общая характеристика. Принципы действия
Права человека -одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится в
центре внимания философской, политической, правовой, религиозной, эстетической мысли.
Тот перечень прав человека, который ныне зафиксирован в международно-правовых
документах, -результат длительного исторического формирования эталонов и стандартов,
ставших критерием демократичности современного общества.
В современном понимании права человека -это социальные и юридические возможности
пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека
определяют как меру возможного поведения человека в обществе, т.е. возможность
совершать действия, не запрещенные законом.
Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших
общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить их реализацию.
Институт прав человека представляет собой совокупность принципов права, присущих как
международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически
достигнутый уровень демократизма и гуманности общества. Отсюда особое юридическое
качество данного института: ни международный договор, ни национальное законодательство
не могут ограничить права человека. Это основано на концепции естественных прав
человека. Например, в Конституции Российской Федерации зафиксировано: "Основные
права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ч. 2 ст. 17);
"не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и
гражданина" (ч. 2 ст. 55).
Базой для принятия российских конституционных норм о правах и свободах человека и
гражданина послужили международно-правовые акты универсального характера: Всеобщая
декларация прав человека (1948) и два международных пакта -О гражданских и
политических правах (1966) и Об экономических, социальных и культурных правах (1966).
Оба пакта подписаны и ратифицированы СССР и вступили в силу для Российской
Федерации как правопреемницы бывшего СССР. Важно отметить, что Российская Федерация вступила в 1996 г. в Совет Европы и подписала
ряд европейских конвенций, в том числе Конвенцию о защите прав человека и основных
свобод (вместе с несколькими Протоколами к ней).
Таким образом, международные стандарты прав и свобод человека, сформированные исходя
из всемирного опыта и воплощающие тенденции современного прогресса, определяют
нормативный минимум для государственной регламентации данного института с
допустимыми отступлениями от этого стандарта в направлении его превышения или
конкретизации.
Выделяют следующие пять принципов института прав человека: всеобщности;
неотчуждаемости прав человека; непосредственного действия; равноправия;
государственной защиты прав и свобод.
Принцип всеобщности предполагает общечеловеческую значимость прав человека; они
принадлежат каждому независимо от гражданства, в том числе иностранцам, лицам без
гражданства, беженцам, вынужденным переселенцам и иным видам мигрантов.
Принцип неотчуждаемости имеет два аспекта: с одной стороны, государство не может
изъять или ограничить без законных оснований права и свободы человека, признаваемые
мировым сообществом, а с другой -сам человек не может отказаться от использования этих
прав. Такой отказ не является юридически действительным.
Принцип непосредственного действия означает, что права человека должны реализоваться
независимо от конкретизации их в законодательстве. Органы правосудия и иные органы
защиты прав и свобод человека вправе ссылаться непосредственно на конкретную
конституционную норму или вступивший в силу международный договор.
Ориентиром для российских органов правосудия в данном отношении служит постановление
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. "О некоторых
вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении
правосудия". В постановлении предусмотрено, что суд, разрешая конкретное дело,
применяет непосредственно нормы Конституции в случаях, если:
а) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший до вступления в силу
Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
б) нормы Конституции не требуют дополнительной регламентации и об этом нет
соответствующих указаний в тексте самой Конституции;
в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу
Конституции, противоречит ей;
г) закон или иной акт субъекта Федерации по вопросам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов противоречит Конституции Российской Федерации, а
федеральный закон по этому поводу отсутствует.
Во всех сомнительных случаях суд вправе приостановить производство по делу в любой
стадии и обратиться с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд
Российской Федерации.
Принцип равноправия имеет в виду равенство всех людей перед законом и судом. Иначе
говоря, государство наделяет правами и свободами своих граждан в одинаковой мере и без
исключения для кого-либо. Не допускается дискриминация в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного или должностного положения,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и по
другим обстоятельствам. Но принцип равноправия означает не только предоставление
личности равных возможностей и прав, но и возложение соответствующих обязанностей.
Запрещение всех видов и форм дискриминации, т.е. установление таких различий, которые
ставят одну категорию людей в менее благоприятные условия по сравнению с другой,
распространяется не только на собственных граждан государства, но и на другие категории
людей, в частности на иностранцев, лиц без гражданства.
Принцип государственной защиты прав и свобод вытекает из обязанности государства
создавать систему защиты прав и свобод человека, устанавливать специальные юридические
процедуры этой защиты. Именно государственная защита института прав человека придает
данному институту особую надежность. Вместе с тем и само государство может стать
нарушителем прав человека. И здесь серьезной гарантией против подобных нарушений
может служить ответственность государственных органов и должностных лиц за издание
неправовых актов, а также за действия или бездействие в сфере реализации актов,
закрепляющих права и свободы человека. Такого рода ответственность предусмотрена не
только внутригосударственными актами, но и международными документами.