Закуп – в Древней Руси зависимые люди, взявшие у феодала в долг ссуду («купу») и обязанные отработать ее

«Заповедные лета» – срок, в течение которого в некоторых районах Московского государства запрещался переход в Юрьев день. Начали вводиться правительством Ивана IV Грозного в интересах дворянства с 1581 г. В общегосударственном масштабе были введены указом царя Федора Иоанновича (ок. 1592–1593 гг.), запретившим переход крестьянам.

Земский собор – высшее сословно-представительное учреждение в России середины XVI–начала XVII вв. В его состав входили: Освященный собор (совет церковных сановников), Боярская дума и судьи центральных приказов, представители дворянства и привилегированного купечества. По своей структуре Земский собор приближался к сословному представительству Западной Европы, но имел только совещательное значение. В начале XVII в., в условиях ослабления государственной власти, социальных потрясений и иностранных вторжений, значение Земских соборов сильно возросло. На Земских соборах решались первостепенные вопросы в жизни государства: выборы царей, вхождение новых территорий, объявление войны, заключение мира, финансовые вопросы. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости. По мере формирования абсолютной монархии нужда в подобном органе управления отпала, главной опорой власти выступает бюрократия и армия. После 1653 г. Земские соборы больше не собирались.

Земства (земские учреждения) – выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами, имевшими право отмены постановлений земств. Сфера деятельности и права постоянно урезалась правительством. Упразднены в 1918 г. декретом Советского правительства.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства для роста производительных сил и подъема экономики. В Российской империи осуществлялась в конце XIX в. В СССР проводилась с конца 1920-х годов на основе приоритета тяжелой индустрии, при низком уровне жизни населения, выкачивания средств из сельского хозяйства, командно-силовых методах. Это привело к отставанию отраслей, связанных с народным потреблением, к диспропорциям в народном хозяйстве, все большему отставанию экономики от современного уровня производства.

Колхоз (коллективное хозяйство) – производственное объединение крестьян для коллективного ведения сельского хозяйства на основе обобществления средств производства в советский период. В первые годы Советской власти появилось несколько форм коллективных хозяйств: коммуна, сельскохозяйственная артель, ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли). Эти формы коллективных хозяйств различались между собой по степени обобществления средств производства. В ходе сплошной коллективизации основной формой колхозного движения была определена сельскохозяйственная артель. Принципы ее организации и деятельности были определены «Примерным уставом сельскохозяйственной артели» в 1935 г. По Уставу земля закреплялась за артелью в бессрочное и бесплатное пользование. Члены колхозов имели право на приусадебные участки и личное подсобное хозяйство. Было установлено распределение доходов в соответствии с количеством выработанных колхозниками трудодней. Высшим органом управления объявлялось собрание колхозников, которое решало следующие важные вопросы: прием новых членов и исключение из состава колхоза, выборы председателя, утверждение производственных планов, норм выработки и расценок работы, объем выдачи продуктов и денег на трудодень.

Коммунизм – идеальная модель общества, в основе которого лежит всеобщее благополучие, равенство людей. Согласно марксистской теории, коммунистическая формация имеет стадию социализма, постепенно переходящую в коммунизм – бесклассовое общество с высоким уровнем развития производительных сил, человеческого сознания и культуры.

Консервативно-охранитель-ное направление (консерватизм) – направление общественной мысли и политическое движение, ориентирующееся на защиту традиционных устоев государственного устройства, отрицающее радикальные изменения. В России консерватизм в наибольшей степени проявлялся в вопросах государственного устройства, защищая незыблемость самодержавной власти.

Кормления –на Руси система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения. Ликвидировано при Иване IV Грозном земской реформой в 1556 г.

Крепостное право – форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление к земле и личное подчинение феодалу. В Русском государстве юридически оформилось Судебником 1497 г., указами о «заповедных» и «урочных летах», Соборным Уложением 1649 г. Крестьянин имел земельный надел, орудия труда, хозяйство. Крестьянин сам себя кормил, работал на феодала (барщина), вносил плату феодалу (оброк), платил налоги государству, нес определенные повинности. В XVII–XVIII вв. все несвободное население стало крепостным. Было отменено Крестьянской реформой 1861 г.

Либеральное направление (либерализм) – направление общественной мысли и политическое движение, в основе которого лежит признание естественных прав человека (на жизнь, на собственность, правовые свободы и т. д.). Принцип свободы индивида является важнейшим в либеральной идеологии. В практической жизни либерализм означает, прежде всего, утверждение основ парламентаризма, буржуазных прав и свобод.

Мануфактура – одна из ранних форм капиталистической организации промышленности, при которой сохраняется ремесленная техника, но производство уже основано на кооперации и техническом разделении труда среди рабочих. В России возникла в XVII веке. Характерной особенностью русской мануфактуры было то, что она развивалась в условиях господства феодально-крепостнических отношений. Большая часть мануфактур возникла при активном содействии государства (главным образом в металлургии), при этом они полностью обслуживались принудительным трудом приписных крестьян.

Марксизм – система теоретических взглядов, принципов и идеалов Карла Маркса и Фридриха Энгельса; учение о буржуазном обществе XIX в., о путях и способах его революционного преобразования в новую общественно-экономическую формацию – коммунизм; теория практического изменения мира человеком. Марксизм является социально-философским исследованием человеческой истории, ее сущности и оснований, противоречий и движущих сил, тенденций развития. Исторически марксизм зародился и в основном сформировался в 40-е гг. XIX в. в Германии. Основная идея в марксизме – идея коммунизма как новой общественно-экономической формации.

Местничество – система распределения служебных мест среди феодалов в Московском государстве XIV–XVII вв. при назначении на военную, административную, придворную службу по знатности рода, положению предков, приближенности к власти, часто без учета способностей, личных качеств. Местничество было отменено в 1682 г.

Модернизация – обновление социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований, отвечающих современным требованиям и вкусам. В более узком смысле под модернизацией понимают промышленную революцию и индустриализацию, которые являются основой формирования индустриального общества.

Монархия – форма правления государством, при которой власть принадлежит монарху, единоличному правителю, как правило, получающему власть по наследству (князь, царь, император и т. д.). Различают неограниченную (абсолютную) монархию, где всей полнотой власти обладает монарх, и ограниченную (конституционную, парламентскую), где власть монарха ограничена парламентом и статьями Конституции.

Монголо-татарское (ордынское) иго – система зависимости русских земель от ханов Золотой Орды. Проявлялось в экономической, политической, культурной, военной сферах. Монголо-татарское иго оказало огромное влияние на различные аспекты русской жизни. В политической области была перенята монгольская модель власти и управления – власть московского князя станет намного выше, чем его предшественников в домонгольский период. Серьезному влиянию были подвержены язык, одежда, быт, культура. Неизменной осталась православная вера.

«Москва – третий Рим» – политическая теория в XVI в. в России, обосновавшая всемирно-историчес-кое значение столицы русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория утверждала Московскую Русь в качестве исторической преемницы Римской («первый Рим») и Византийской («второй Рим») империй (павших, по мнению создателя этой теории, из-за отклонения от «истинной веры»). Теория была сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.

Народничество – идеология и движение разночинной интеллигенции XIX в., выражавшее интересы крестьян, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Представители народничества считали возможным переход к социализму через крестьянскую общину, которую они считали готовой основой социализма. Родоначальниками народничества были А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, а идеологами – М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Основными народническими организациями 1860-1880-х годов были «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля». Идеи народничества, методы террористической борьбы возродились в начале XX в. в деятельности Партии социалистов-революционеров (эсеров).

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором все необходимые для удовлетворения элементарных потребностей продукты производятся на месте. При таком типе хозяйства нет необходимости существования рынка. Предметами торговли или обмена являются только соль, изделия из металла, предметы роскоши. С развитием обмена постепенно вытесняется товарным производством.

Новая экономическая политика (нэп) – введена советским руководством в марте 1921 г. на X съезде РКП(б), направлена на преодоление массового недовольства действовавшей политикой «военного коммунизма». Суть нэпа заключалась в том, что продовольственная разверстка была заменена продовольственным налогом. Размер продовольственного налога устанавливался до посевной кампании в зависимости от зажиточности хозяйства и не мог меняться в течение года. Были разрешены также свобода торговли, частное предпринимательство, использование иностранного капитала в форме концессий и труд батраков в деревне. Одновременно проводилась денежная реформа 1922–1924 гг., развивались советские предприятия, кооперация, восстанавливалось народное хозяйство. Нэп был свернут в конце 1920-х гг.

«Норманнская теория» – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (скандинавов) основателями первого государства восточных славян – Киевской Руси. «Норманнская теория» была выдвинута в середине XVIII века немецкими историками Г.-З. Байером, Г.-Ф. Миллером и др. Немецкие ученые использовали сообщения «Повести временных лет» о том, что в 862 г. для прекращения междоусобиц некото-рые племена восточных славян обратились к «варягам» (с которыми сторонники этой теории отождест-вляют норманнов) с предложением занять княжеский престол. Немецкие ученые доказывали, что образование государственности у восточных славян – заслуга исключительно норманнов и делали выводы об извечной отсталости славян. Против этой теории активно выступали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский и др. Противники «норманнской теории» (антинорманисты) признают, что в основе легенды лежит реальный исторический факт вокняжения в Новгороде «варяга» Рюрика. Заслуга Рюрика заключается в том, что он только положил начало первой правящей династии на Руси – Рюриковичей. Но сами варяги вскоре ославянились (уже внук Рюрика носил славянское имя Святослав) и не оказали заметного влияния на развитие социально-экономических и политических процессов у славян. Насадить государство неподготовленному обществу невозможно. В настоящее время значительная часть исследователей склонна соединять доводы норманнистов и антинорманистов, отмечая, что восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства, но завершающий факт образования государства действительно связан с именем «варягов».

Оброк – ежегодный сбор продуктов (натуральный оброк) и/или денег (денежный оброк) с крепостных крестьян помещиками. Продовольственный (натуральный) оброк был отменен Положениями 19 февраля 1861 г., денежный сохранялся для временно-обязанных крестьян до 1883 г.

Община крестьянская – территориальное объединение отдельных крестьянских хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес. Для крестьянской общины характерны регулярные переделы земли с XVI–XVII вв., круговая порука за уплату налогов, право решения местных вопросов хозяйственной жизни. Жизнь общины контролировалась помещиком и государством.

Опричнина (от «опричь» – кроме, особо) – название государева удела 1565–1572 гг., его территории, войска, учреждения; а также политика репрессий Ивана IV Грозного. Учреждение опричнины было подготовлено событиями 1560-х гг. По указу Ивана IV было объявлено об учреждении «особого» двора с особой территорией, войском (первоначально в 1 тыс. чел.), финансами и управлением (опричной Думой). Правительство ввело неподсудность опричников общественным органам власти и суда. Остальная часть государства получила название «земщина». Ею по-прежнему управляла Боярская дума, вынужденная по всем важным вопросам испрашивать согласия царя. В результате опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придал ей черты восточного деспотизма. В 1572 г. царь отменил опричнину, вернув часть конфискованных земель их прежним владельцам. Таким образом была осуществлена попытка форсированной централизации без достаточных экономических и социальных предпосылок. Основным средством ее проведения был террор.

Податные сословия – в России XV–первой половине XIX вв. группы населения (крестьяне и посадские люди), платившие государству подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и др. натуральные повинности. Были ограничены в свободе передвижения. Юридическая неравноправность податного сословия в основном была ликвидирована во второй половине XIX в.

Подушная подать – система раскладки прямых налогов государству, введенная в 1724 г. Подушным налогом облагались все мужчины податных сословия независимо от возраста. Отменена в 1880-х гг.

Наши рекомендации