Военное искусство саков
Утверждаю
Начальник военной кафедры
CКГУ им. М. Козыбаева
Полковник Ж. Шакиров
« » _________20__г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по ИСТОРИИ ВОЕННОГО ИСКУССТВАдля проведения занятий со студентами, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС-800100)
Тема № 2. Военная организация и военное искусство народов древнего и средневекового Казахстана
Учебные и воспитательные цели:
1. Довести до студентов военную организацию народов древнего Казахстана.
2. Изучить особенности военного искусства.
Метод: Лекция
Место занятия: Учебный класс
Учебно-материальное обеспечение:
Компьютер, проектор, лекция
Время: 2 часа (80 минут)
Литература:
1. А. Кушкумбаев «Военное дело казахов в 17-18 веках»»;
2. «История Казахстана в средние века», Алматы 1996 г.;
3.«Очерк по истории Казахстана», Алматы 1993 г.;
4.«История военного искусства», Алматы 2005 г.
Учебные вопросы и примерное распределение времени:
№ п/п | Вопросы занятия | Время (мин) |
Вводная часть | ||
Основная часть Учебный вопрос №1. Военная организация и военное искусство древних народов Казахстана. Учебный вопрос №2. Государства тюрок. Военные организации тюркских каганатов и характер войн с соседними государствами. Учебный вопрос №3. Чингисхан и военное устройство монгольской армии. Поход монгольской армии в Среднюю Азию и Европу. | ||
Заключительная часть |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Вводная часть
Руководитель занятия должен: принять доклад командира взвода (дежурного по учебному взводу), проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность взвода к занятию, материально-техническое обеспечение занятия, провести опрос по предыдущей теме, объявить тему, учебно-воспитательные цели, учебные вопросы занятия.
Основная часть
В основной части руководитель занятия излагает материал лекции методом рассказа и объяснения с демонстрацией схем, таблиц, дает под запись основные понятия и определения; раздает на каждое отделение взвода раздаточный материал (отпечатанный вариант схем и таблиц); уточняет в ходе занятия степень усвоения студентами учебного материала.
Действия обучаемыхпри отработке учебных вопросов контролируются руководителем занятия и могут включать: внимательное прослушание учебных вопросов занятия; при возникновении трудностей в восприятии изучаемого материала обращение к руководителю занятия с вопросами; запись в рабочие тетради темы занятия, учебных вопросов, рекомендуемой литературы, основных понятий и определений темы занятия; получение раздаточного материала (отпечатанный вариант схем и таблиц для последующего занесения их в часы самостоятельной подготовки в рабочую тетрадь); ответ на поставленные руководителем занятия вопросы.
Заключительная часть
Руководитель занятия напоминает тему, цели и учебные вопросы, подводит итоги занятия, отмечает степень усвоения пройденного материала, отмечает положительные моменты при проведении занятия, объявляет оценки, отвечает на возникшие вопросы, дает задание для самостоятельной работы студентов.
ВВЕДЕНИЕ
Первые столкновения на территории Казахстана «с применением силы имели место в эпоху палеолита (каменного века), когда первобытные люди, вооруженные примитивными каменными орудиями, сражались между собой за пищу и землю, из желания получить добычу и завоевать трофеи. Окруженные враждебным миром, первобытные люди отстаивали свое право на существование не только с дикой природой. Чуть позже другие побуждения — желание быть первым, лучшим, независимым — явились новыми причинами вооруженных столкновений»2.
Археологические раскопки — укрепления Иерихона, датируемые 6000 г. до н.э. и Чатал-гукжа (Анатолия) — 7000 г. до н.э. — свидетельствуют о том, что люди эпохи палеолита вели организованные боевые действия задолго до изобретения письменности и открытия способов обработки металла.
Однако только к I в. до н.э. мы сможем проследить действительное направление постоянных столкновений в Центральной Азии, частью которой являются Казахские степи или поднять завесу и увидеть примитивную военную организацию и методы ведения сражений. К 600 г. до н.э. относительно исчерпывающие и более или менее продолжительные записи событий античных историков Древней Грации и Востока дают нам картину военных обществ древности.
Учебный вопрос. Военная организация и военное искусство
Древних народов Казахстана.
Военное искусство саков
Саки (скифы), как воинственный народ, были частями одной этнокультурной общности, которая сложилась на степных просторах от Днепра до Енисея и просуществовали до III в. до н.э.
Название «саки» впервые появляется в связи с драматическими событиями VIII — VII вв. до н.э. на Ближнем Востоке, когда саки стали грозой таких могучих держав древности, как Ассирия и Урарту.
В VI в. до н.э. азиатские саки образовали несколько конфедераций, из которых наиболее известны три племенных союза: тиграхаудов, т.е. «носящие остроконечные шапки», которые кочевали на территории Семиречья, Чуйской долины и частично в Восточном Туркестане и расселялись в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; массагеты или парадарайя, т.е. «живущие за рекой», занимали пространство от Южного Урала до Семиречья и расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи в Северном Причерноморье; хаомоварги, т.е. «изготавливающие хаому», располагались на территории Узбекистана, Туркмении, в долине р.Мургаб.
Социальный строй саков представлялся греческим историкам варварским. Таковы сведения Геродота, Страбона, Диодора о среднеазиатских «скифах» — исседонах, саках, массагетах, даях. Все древние авторы говорят о кочевом образе жизни «скифских племен» Средней Азии, управляемых вождями, имеющих общее имущество, справедливых и не знающих угнетения.
Во главе племени стоял вождь, царь или царица. Часто во главе саков были «царицы», что свидетельствует о заметной роли женщин у древних степняков Казахстана. Сакские цари и царицы обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско.
В кочевой среде верховный правитель зависел от племенной верхушки. Пользуясь, родовыми и патриархальными отношениями, поддержкой сородичей, каждый племенной вождь или старейшина обладал более реальной властью, чем правящая династия, которая чаще всего уже утратила связи с племенем, из которого вышли родоначальники династии.
Племена подразделялись на рода, во главе которых стояли старейшины или батыры. Первые избирались за мудрость и опыт, вторые — за силу и мужество.
Патриархальный род явился необыкновенно прочной формой общественного союза, выживавшей в обстановке кочевого скотоводства целые тысячелетия. Спаянный хозяйственными, семейно-родовыми и религиозными узами патриархальный род являлся лучшей из возможных гарантий личной и имущественной безопасности каждого родича в условиях необъятных степей и пустынных пространств.
Но родовой строй питал и нравы войны. Известно, что общества, живущие родовым бытом, вырабатывают право и мораль, строго рассчитанные на этот замкнутый союз. Постоянные воины впитали в родовой союз беспощадные нравы. Поскольку войско противника состояло из всего мужского населения, то, зачастую, победа влекла за собой поголовное истребление мужчин побежденного племени, включая и детей. Кровопролитие, жестокость и беспощадность, столь поражавшие весь оседлый мир, вытекали не из «азиатского варварства», а из общей специфики войны.