Причины и условия происхождения права. Типы формирования норм права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса. Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. Основные причины происхождения права: Социальные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Первоначально они воспринимались населением как дарованные свыше, и за ними закрепились такие понятия как "право", "правда", в этом понимании право возникло куда раньше Г.. С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда Г начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда Г формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры. Некоторые учёные не останавливаются на перечисленном, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права: 1 Необходимость установления единого порядка. 2 Необходимость его поддержания. 3 Оформление товарно-денежных отношений. 4 Смягчение противоречий между различными слоями общества. Право знаменует собой качественно новый способ социального регулирования общественных отношений и с появлением государственности является необходимым условием существования самого общества. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения Г и П протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, П возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основным его источником становятся религиозные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульм странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным П развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецендентное П. Право как социально оправданная свобода определенного поведения первоначально возникает и сущ-ет в виде естественного права, которое выражается в обычаях (мононормах) первобытного общ-ва. В первобытном общ-ве люди живут в природных естественных условиях которые объясняют оправдывают обосновывают определенное поведение людей их поступки. По этому первобытные обычаи по своей сути выражают естественное право которое складывается, сущ-ет в практической жизни людей как обоснованное оправданная свобода определенного поведения. Т.е. естественное право это сумма требований рожденных непосредственно самой натуральной жизнью общ-ва, естеством человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности людей, естественным ходом вещей т.е. естественное право не приносится не откуда из вне. С возникновением Г и переходом человечества к цивилизации происходит расщепление мононорм первобытного общ-ва и на их основе возникают различные социальные нормы: нормы морали, обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы, а также нормы позитивного права. В следствии расщепления первобытных мононорм естественное право получает своё воплощение и внешнее выражение в этих соц-ых нормах в том числе и в нормы позитивного права. Т.е. различные соц-ые нормы в том числе и нормы позитивного права являются формами внешнего выражения права (естественного). Одной из основных, даже самой основной формой выражения права является позитивное право это право уже в юр-ом смысле. Нередко под позитивным правом понимают нормы правила поведения которые устанавливаются или санкционируются Г. Однако необходимо иметь ввиду, что эти установленные или санкционированные Г нормы должны в принципе выражать социально оправданную свободу поведения людей их определенные возможности т.е. требования естественного права. По этому позитивное право это не только нормы установленные или санкционированные Г, но и закрепленные в этих нормах требования выражающие соц-но оправданную свободу поведения людей. Т.е. позитивное право только тогда можно считать правом когда установленные или санкционированные нормы будут выражать естественное право, а именно выражающие соц-но оправданную свободу поведения людей. Не всякое правило, норма установленная Г является правом. Учитывая это позитивное право это установленные или санкционированные Г нормы которые должны выражать выражающие соц-но оправданную свободу поведения людей.

Наши рекомендации